Италия.
Исполнительское искусство первой половины ХIХ века в Италии. Реалистические тенденции в актерском искусстве Густаво Модена. Творчество великих итальянских трагиков. Эрнесто Росси (1827–1896) – трагический артист Италии. Сценическая правда, романтическая страстность исполнения, утверждение идей гуманизма. Роли в тираноборческих пьесах итальянских авторов – В. Альфьери, С. Пеллико. Шекспировские роли Росси: Макбет, Отелло, Гамлет, Шейлок, Ромео, Лир, Кориолан, Ричард Ш. Интерес к русской драматургии. Роли в «Маленьких трагедиях А.С. Пушкина, «Смерти Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Выступление против «Парадокса об актере» Дидро, стремление к искусству перевоплощения, переживания. Совершенствование актерской техники. Томазо Сальвини (1829–1916) – один из крупнейших актеров XIX века. Творческие принципы Сальвини. Актер-реалист с повышенной эмоциональностью. Утверждение в творчестве высоких человеческих идеалов. Глубина раскрытия человеческих страстей и характеров. Шекспировские роли Сальвини. Отстраненность актера от буржуазной драмы и пьес Г. Ибсена.
Тема 6. Театр Европы и США в период с 1871 года по 1918 год.
Общая характеристика эпохи утверждения империализма. Философия позитивизма. Субъективно-идеалистическая система «эмпириокритицизма». Философия А. Шопенгауэра. Интуитивизм А. Бергсона. Философские взгляды Ф. Ницше. «Философия жизни» формулирует принципиально отличный от реализма метод изображения личности – символизм.
Разработка натуралистической теории Эмилем Золя. Статьи Э. Золя: «Экспериментальный роман»; «Натурализм в театре»; «Романисты-натуралисты».
Новые формы и новая проблематика реалистического искусства этого периода. Влияние Г. Ибсена, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова на реалистическое направление в искусстве.
Наивысшие достижения драматургии и театра новейшего времени – творчество О. Уайльда, Г. Ибсена, Б.Шоу, Г. Гауптмана, А. Стриндберга.
Абсолютизация человеческих страстей в творчестве итальянского романиста и драматурга Габриеля Д`Аннунцио. Эстетизация уродства, жестокости, патологического состояния человеческой психики искусством декаданса
Символизм 80–90-х годов. Философско-эстетические манифесты символизма (П. Верлен, С. Малларме, М.Метерлинк).
Новое прочтение конкретного образа у символистов. Мистическое содержание символизма. Звуковое начало речи как выразительное средство символизма.
Морис Метерлинк (1862–1949) – крупнейший драматург и теоретик символизма. Влияние средневековых моралите, мираклей, ярмарочного театра и театра марионеток на творчество Метерлинка, связь с традициями народного театра. Книга Метерлинка «Сокровище смиренных». Понятие символа. Теория «статического театра», теория Молчания. Ранние пьесы: «Принцесса Мален», «Непрошенная», «Там внутри», «Слепые», «Смерть Тентажиля», – отражение страха перед жизнью, неверие в человека, мысль в о бесплодности и обреченности человеческого существования. Поздние пьесы, имеющие реалистический характер: «Монна Ванна», «Бургомистр Стильмонда». Пьеса-сказка «Синяя птица»
Эволюция актерской техники в сторону психологически утонченного реализма. Новый тип синтетического спектакля. Рождение крупных сценических форм, усложненных композиционных решений, динамичность сменяемости ритмов, органичность введения в действие световых и музыкальных компонентов.