ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Василий Осипович Ключевский родился 16 янв. 1841 в селе Воскресенском в семье бедного приходского священника. Уникальность Ключевского заключается в том, что он один из первых русских ученых поднял вопрос о социологическом методе в истории. У него нет специальных сочинений по социологии, но все его творчество пронизано социологическими исследованиями в этой области науки. Проблеме исторической закономерности Ключевский придавал условное значение – законы истории, прагматизм, связь причин и следствий – это все понятия, взятые из др. наук, из др. порядков идей. Он выдвинул 2 аспекта, или предмета исторического изучения, связывая с одним проблему анализа особенного, а с другим – выработку общих исторических схем. Первый аспект исторического изучения – социологический его объект – природа и действие исторических сил, строящих человеческое общество, вычленение своеобразных моментов. Данный аспект об изучении строения общества, его кинетики составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе – историческую социологию. Вторая точка зрения в изучении истории – культурно – историческая – была связана с установлением преемственности в общеисторическом масштабе. Объектом исторического изучения были духовности культурного запаса человеческой истории. В исторической социологии определенное значение придавалось изучению природного фактора, анализу соц. и экономических проблем человеческого общежития. Ключевский пришел к необходимости выработать общие представления о специфике истории как науки, представить факты истории в их совокупности. Сохраняя в качестве первичной функции истории сбор материала и анализ источников, он все более насыщал ее предмет социологической проблематикой, переключая внимание исследователя на природу и действия исторических сил, строящих человеческие общества, к выявлению общих правил. Не все элементы включались в работу одновременного и в равной степени, каждый из них выполнял свою функцию применительно к отдельным историческим эпохам. Историческая наука, по его мнению, выполняет 2 функции и соответственно может быть подразделена на 2 части – а)исследовать процесс накопления опыта, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств.

Особенность его социологической доктрины состоит в том, что он хочет обнаружить общее, не абстрагируясь от конкретного, преходящего, а наоборот, через посредство выделения и последующего сопоставления событий, в которых наиболее ярко выступает конкретно – неповторимое, уникальное, сознательно опуская как не представляющие интереса для социолога все то, что связано с часто встречающимся, напоминающем о другом, типичном.

Прогресс сводится к тому, что, проходя через бесчисленное количество различных ситуаций, которые в свою очередь являются продуктом случайных комбинаций элементов общежития, люди обучаются главным основам гармонии общежития.

Систему соц. отношений он отождествляет с соц. механикой и физиологией исторических сил. Характеризуя свою социологию, сводит ее к статике.