Глоссарий

 

Авторская песня – разновидность литературной песни, сформировавшаяся в период «оттепели». Совокупное определение стихотворных произведений разных жанров, изначально исполняемых самим авторами под гитару (песни Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Городницкого и др.).

Алогизм – сознательное нарушение логических связей для создания художественного эффекта.

Андеграунд (анг. underground - подземелье, подполье) - понятие, применявшееся в 1950-1970-е в США (в России - в конце 1960-х до сер. 1980-х г.г.) к произведениям литературы и искусства, подчеркнуто расходившимся с преобладавшими нравственно-этическими, идейными установками и поэтому ориентировавшимися на узкий ЅподпольныйЅ круг потенциальных потребителей. В эстетическом плане к А. могли относиться работы как авангардистского, так и натуралистически-реалистического плана.

Антигерой - тип литературного героя, подчеркнуто лишенного героических черт, но занимающего центральное место в произведении и выступающего в той или иной степени Ѕдоверенным лицомЅ автора.

Деревенская проза – проблемно-тематическое направление в литературе 1960—1980-х годов, отличающееся общностью пафоса и устойчивым кругом идей. Одним из первых произведений считается рассказ А.Солженицына «Матренин двор» (1963). К этому направлению относятся произведения Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, Б.Можаева, а также некоторые произведения В.Шукшина, В.Солоухина, В.Астафьева и др. Предметом изображения в Д.п. является жизнь деревни. Главными героями – сельские жители. Для писателей-деревенщиков характерны более или менее открытая критика государственной политики в области сельского хозяйства, способов проведения коллективизации и отчуждения людей от деревни и крестьянского труда, апелляция к возрождению русских национальных и религиозных обычаев и традиций, ностальгия по утраченному традиционному деревенскому укладу. Наиболее частые коллизии: возвращение в родные места (В.Солоухин «Капля росы, В.Белов «За тремя волоками»), воспоминания о деревенском детстве, о родных местах («Ода русскому огороду», «Последний поклон» В.Астафьева), смерть праведника («Матренин двор» А.Солженицына, «Последний срок», «Прощание с Матерой» В.Распутина). По мере развития Д.п. в ней усиливаются апокалипсические мотивы («Пожар» (1985) В.Распутина, «Год великого перелома» (1989) В.Белова).

Дискурс – многозначное понятие; особые способы или правила организации устной и письменной речи; тип прагматической текстовой структуры, построенной по специфическим правилам, коммуникативная ситуация.

Интертекстуальность – термин постструктурализма, в постмодернизме это основной вид и способ создания текста на основе «чужих» текстов, цитат, сюжетов, реминисценций.

Маргинальность - периферийность, пограничность какого-либо явления по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общефилософской, эстетической традиции.

Массовая литература – совокупность популярных произведений, не приобщенных (или мало приобщенных) к художественной культуре, ценностный «низ» литературной иерархии. Ее отличает эстетическая вторичность, невыявленность индивидуально-авторского начала, шаблонизирующая функция. Создатели М.л. тиражируют художественные открытия писателей первого ряда. Литературные явления, обозначаемые термином М.л., разнокачественны, здесь существуют свой «верх», своя классика, и свой «низ» (паралитература). В своем расширенном истолковании М.л. обозначает отлаженную индустрию, специализирующуюся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательно-эскапистской, а иногда и дидактической направленности. В основе всех разновидностей М.л. (детектива, триллера, любовного (дамского или «розового»), костюмно-исторического, порнографического романов) лежат определенные жанрово-тематические каноны, набор стандартных «формул», в соответствии с которыми произведения М.Л. и строятся.

Молодежная проза – феномен литературы периода «оттепели», творчество молодых писателей, объединившихся в это время вокруг журнала «Юность» (В.Аксенов, Ю.Казаков. А.Битов, В.Конецкий). Не все их произведения укладываются в рамки этого понятия. Для произведений этих писателей характерны: молодой герой, открывающий для себя новые горизонты, сюжет путешествия, которое нередко начинается с побега из дома; конфликт отцов и детей, старого и нового.

Необарокко – 1) ряд исследователей (в частности, Н.Лейдерман и М.Липовецкий) рассматривают как течение в русле постмодернизма, обращая внимание, прежде всего, на характерный для барокко «панзнаковый подход» к действительности – восприятие мира как текста; 2) исследователи культуры барокко (Н.Т.Пахсарьян, например) полагают, что «чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы барокко интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении сочинения в стиле так называемого необарокко…». Для необарокко характерны: зыбкость границ между реальностью и сном, невозможность уловить переход от одного состояния к другому; восприятие мира как лабиринта, из которого нет выхода, или как театра, некой декорации жизни; нарушение ценностной иерархии, парадоксальная контаминация трагического и комического, уродливого и прекрасного, возвышенного и низкого, антиномичность образов, прерывистость хаотичность композиции.

Неонатурализм - течение в современной литературе. Как утверждают специалисты, «натурализм в современной прозе (..) выступает как стилевая система. Она не претендует, как «классический» натурализм, оформленный достаточно последовательной мировоззренческой концепцией, на роль метода, но включаясь в рамки иных художественных систем – реалистических, модернистских, романтических, сообщает им дополнительные намерения, дополнительные стилевые обертоны» (В.А.Миловидов) Натуралистический дискурс проявляется через повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта, низменным проявлениям человеческой природы, через фактографичность, стремление зафиксировать «естественность» языка.

Паралитература - подобие литературы, детище рынка, литературная продукция примитивного содержательного и художественного качества (комиксы, фотороманы, «розовые» (дамские) психотерапевтические романы и пр.).

Пастиш (фр. Pastiche, ит. Pasticcio – опера, составленная из отрывков других опер, смесь) термин, используемый для характеристики произведений постмодернизма, редуцированная форма пародии. Многие постмодернистские тексты отличаются сознательной установкой на ироническое обыгрывание различных литературных стилей, жанровых форм, сюжетов, приемов техники подачи материала.

Притча – эпический жанр, представляющий краткий назидательный рассказ в иносказательной форме.

Постиндустриальное общество - обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 году. Постиндустриальное общество характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг, наука и образование становятся основной сферой деятельности. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как «человек экономический» по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, «постматериалистические» ценности. В 1980-х гг. концепция постиндустриального общества»« получает развитие в теории «информационного общества» (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества информации, его производства, распределения и потребления.

Постмодернизм – многозначный комплекс философских и эмоционально-эстетических представлений, особое мировосприятие и направление в искусстве, культуре и науке, которое формируется в русской культуре с начала 1980-х годов как феномен западной культуры. До этого во второй половине ХХ века пережил период скрытого формообразования. Опирается на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Ведущие теоретики: Ж.Лиотар, Ж.Деррида, М.Фуко, И.Хассан, Ф.Джеймсон, Д.Фоккема, Дж.Батлер, Ю.Кристева, Р.Барт и др. Основные понятия, которые отличают это направление: «мир как текст», «смерть автора», «кризис авторитетов», представление о множественности истин, игра, тотальная ирония, фрагментарность повествования, интертекстуальность,. Для постмодернизма характерен кризисный характер сознания, подрыв веры в какие-либо авторитеты, скептицизм и релятивизм, дегуманизация, размывание всех границ и ограничений. Мир предстает как хаос, его невозможно осмыслить через оппозиции. Плюрализм, присущий постмодернизму, не позволяет принять ничего законченного, четко оформленного. Отсюда такая характерная особенность постмодернистского мировосприятия, как сомнение в возможности познания реальности. Единственной реальностью признается культура, причем в силу утраты ценностных ориентиров, утрачивается ощущение дистанции между высоким и низким, элитарным и массовым, своим и чужим. Автор не является творцом, заново создающим мироздание по своим представлениям об истине и красоте. Художник живет с сознанием, что все слова уже сказаны, поэтому ему остается лишь вечно подражать тому, что было сказано прежде. Творчество превращается в игру, к которой приобщается и читатель, игру без границ.

Постреализм – одно из направлений развития современной литературы, синтезирующее реалистические и постмодернистские принципы. Определение дано Н.Л.Лейдерманом и М.Н.Липовецким. Постреализм не подвергает сомнению существование реальности как объективной силы, влияющей на человеческую судьбу; через человека и ради человека пытается постигнуть хаос, чтобы найти в его глубине нить, опору, за которую можно было бы держаться. При этом постреалистические произведения активно используют арсенал постмодернизма (интертекстуальность, многостильность, игровые отношения между автором и героем, «открытость» текста для интерпретаций и вариантов); воспринимают постмодернистскую логику, направленную на построение взрывчатого компромисса между философскими и эстетическими противоположностями.

Рок-поэзия – словесный компонент рок-композиции, в которой. кроме того, есть компоненты музыкальные, театральные, связанные с особенностями исполнения.

Релятивность – относительность, неустойчивость; принцип организации текста, при котором различные его элементы оказываются нестабильными, все время немотивированно изменяются.

Фэнтези (англ. fantesy) – вид фантастической литературы, основанный на допущении существования явлений и фактов, не поддающихся логическому объяснению (в отличие от научной фантастики). В мире Ф. все возможно – боги и демоны, вампиры и волшебники, говорящие животные и предметы, легендарные и мифологические существа, таинственные двойники и т.п. Предпосылки Ф. – в архаическом мифе, фольклорной волшебной сказке, в европейском рыцарском романе. Как самостоятельное направление в фантастической литературе Ф. стала оформляться в конце XIX века в творчестве У.Морриса. К жанру Ф. затем обратились Э.Дансейни, Дж.Р.Р.Толкин, К.С.Льюис. В России предпосылки Ф. возникают в творчестве Н.Гоголя, А.Погорельского, А.Бестужева (Марлинского), В.Одоевского. Эта линия была продолжена в начале ХХ века Л.Андреевым, А.Куприным, В.Брюсовым, позже – А.Грином. Особое место в истории русской Ф. занимают 1960-е годы, когда были опубликованы роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и повесть А. и Б.Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Из современных авторов к этому жанру обращаются М.Успенский, В.Крапивин, С.Логинов.

Хронотоп – пространственно-временная модель в художественном тексте.

Центон (лат..cento – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений.

Шестидесятники – обозначение генерации советских людей 1960-х годов; выразители новых идей, нового чувства жизни, возникшего в период хрущевской оттепели; участники литературной борьбы, в особенности на страницах толстых журналов

Шестидесятничество – комплекс политических, гражданских, нравственных установок, включающих в себя: активность гражданской позиции, антисталинский дух, гуманизм, установку на внутреннюю свободу

Эстрадная поэзия – феномен литературы периода «оттепели», творчество авторов, продолжающих традиции гражданской поэзии, ориентированной на массовую аудиторию. Поэты часто обращались к своим читателям-слушателям с «эстрады», они сознавали себя в роли учителей в школе для взрослых. Отсюда дидактизм, учительские интонации, афористичность, четкая формулировочность при выражении авторской позиции. К числу представителей эстрадной поэзии прежде всего относятся. Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский.

Эскапизм – уход от реальности в мир сказки, мечты, характерный для читателя массовой литературы.

 


[1] Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П.Руднев. – М.: Аграф, 1999. – С. 178.

[2] Генис А. Модернизм как стиль ХХ века / А.Генис. // Звезда. – 2000. - №11.- С. 106.

[3] Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л.Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. – М.: Наука. 1993. – С. 10.

[4] Генис А. Указ. соч. - С. 105.

[5] Руднев В.П. Указ. соч. - С. 178.

[6] Гаспаров М.Л. Указ. соч. - С. 42.

[7] Гаспаров М.Л. Стих Ахматовой: четыре его этапа: [ Электронный ресурс]/ М.Л.Гаспаров // Режим доступа: http://novruslit.ru/library/?p=37 (дата обращения – 3. 01. 2011).

[8] Жирным шрифтом выделены работы, рекомендуемые для изучения в рамках курса.

[9] Адамович А. Толстовские традиции в литературе о войне / А.Адамович // Великая Отечественная война в современной литературе. - М.: Наука, 1982. - С.139-140.

[10] Этих лет не смолкнет слава... // Вопросы литерату­ры.- 1975.- N 5. - С. 3.

 

[11] См., Бочаров А. Правое дело Василия Гроссмана / А. Бочаров. // Октябрь. - 1988. - N 1-4; Лакшин В.. Народ и люди / В.Лакшин // Известия. - 1988, 25 июня; Аннинский Л. Мироздание Василия Гроссмана / Л.Аннинский // Дружба народов. - 1988. - N 10; Кулиш В., Оскоцкий B. Эпос войны народной: Диалог о романе Василия Гроссмана
«Жизнь и судьба» / В. Кулиш, В.Оскоцкий. - М.: Знание, 1988. - 64 с.

[12] Купреянова Е.Н. О проблематике и жанровой природе
романа «Война и мир» / Е.Н.Купреянова // Русская литература. - 1985. - N 1.- C.161.

[13] Купреянова Е.Н. Указ. соч., с.169.

 

[14] Фоменко Л. Искусство малой прозы / Л.Фоменко // Звезда. - 1960. - № 3. - С. 192 -193.

[15] Чайковская О. Природа и время / О.Чайковская // Новый мир. - 1965. - № 10. - С. 211.

[16] Кузьмичев И. Юрий Казаков / И.Кузьмичев. - Л.: Советский писатель, 1986. – 272 с.

[17] Федякин С. Ностальгия / С.Федякин // Литературное обозрение. - 1989. - № 4. - С. 93.

 

[18] Казаков Ю. «Как люблю я людей...»: Из писем Ю. Казакова / Ю.Казаков // Лите­ратурное обозрение. - 1986. - № 8. - С. 105.

 

[19] Галимова Е. Художественный мир Юрия Казакова / Е.Галимова. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. пед. ун-та, 1992. - С. 124.

 

[20] Быков В. Выстоять!: [Беседа с журналистом А. Афанасьевым] / В.Быков //
Юность. - 1984. - № 1. - С. 55.

 

[21] Быков В. Вслед за человеком / В.Быков // Ком, правда. - 1983. - 27 января.

 

[22] Быков В. Выстоять!: [Беседа с журналистом А. Афанасьевым] / В.Быков //
Юность. - 1984. - № 1. - С. 55.

 

[23] Лазарев Л. Это наша судьба / Л.Лазарев. - М.: Советский писатель, 1978. -
С. 224—225.

 

[24] Быков В. На высоте совести / В.Быков // Лит. газета. - 1986. - 14 мая.

 

[25] . Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р.Барт – М.: Прогресс, 1994. – С. 471.

[26] Приведенный ниже фрагмент написан на основе статьи: Прохорова Т.Г Национальный миф о Пушкине в романе Т.Толстой «Кысь» / Т.Г.Прохорова, Зайнуллина И.Н. // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ-начала ХХ1 веков: сб. науч. трудов. – Саратов: изд-во «Научная книга», 2006. – С. 372-377.

 

[27] Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн.3: В конце века (1986-1900-е годы) / Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий.– М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С.98.

[28] Там же.

[29] Беневоленская Н.П. Историко-культурные предпосылки и философские основы русского литературного постмодернизма / Н.П. Беневоленская – СПб: Филол. фак-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. – С.162.