Глоссарий
Авторская песня – разновидность литературной песни, сформировавшаяся в период «оттепели». Совокупное определение стихотворных произведений разных жанров, изначально исполняемых самим авторами под гитару (песни Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Городницкого и др.).
Алогизм – сознательное нарушение логических связей для создания художественного эффекта.
Андеграунд (анг. underground - подземелье, подполье) - понятие, применявшееся в 1950-1970-е в США (в России - в конце 1960-х до сер. 1980-х г.г.) к произведениям литературы и искусства, подчеркнуто расходившимся с преобладавшими нравственно-этическими, идейными установками и поэтому ориентировавшимися на узкий ЅподпольныйЅ круг потенциальных потребителей. В эстетическом плане к А. могли относиться работы как авангардистского, так и натуралистически-реалистического плана.
Антигерой - тип литературного героя, подчеркнуто лишенного героических черт, но занимающего центральное место в произведении и выступающего в той или иной степени Ѕдоверенным лицомЅ автора.
Деревенская проза – проблемно-тематическое направление в литературе 1960—1980-х годов, отличающееся общностью пафоса и устойчивым кругом идей. Одним из первых произведений считается рассказ А.Солженицына «Матренин двор» (1963). К этому направлению относятся произведения Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, Б.Можаева, а также некоторые произведения В.Шукшина, В.Солоухина, В.Астафьева и др. Предметом изображения в Д.п. является жизнь деревни. Главными героями – сельские жители. Для писателей-деревенщиков характерны более или менее открытая критика государственной политики в области сельского хозяйства, способов проведения коллективизации и отчуждения людей от деревни и крестьянского труда, апелляция к возрождению русских национальных и религиозных обычаев и традиций, ностальгия по утраченному традиционному деревенскому укладу. Наиболее частые коллизии: возвращение в родные места (В.Солоухин «Капля росы, В.Белов «За тремя волоками»), воспоминания о деревенском детстве, о родных местах («Ода русскому огороду», «Последний поклон» В.Астафьева), смерть праведника («Матренин двор» А.Солженицына, «Последний срок», «Прощание с Матерой» В.Распутина). По мере развития Д.п. в ней усиливаются апокалипсические мотивы («Пожар» (1985) В.Распутина, «Год великого перелома» (1989) В.Белова).
Дискурс – многозначное понятие; особые способы или правила организации устной и письменной речи; тип прагматической текстовой структуры, построенной по специфическим правилам, коммуникативная ситуация.
Интертекстуальность – термин постструктурализма, в постмодернизме это основной вид и способ создания текста на основе «чужих» текстов, цитат, сюжетов, реминисценций.
Маргинальность - периферийность, пограничность какого-либо явления по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общефилософской, эстетической традиции.
Массовая литература – совокупность популярных произведений, не приобщенных (или мало приобщенных) к художественной культуре, ценностный «низ» литературной иерархии. Ее отличает эстетическая вторичность, невыявленность индивидуально-авторского начала, шаблонизирующая функция. Создатели М.л. тиражируют художественные открытия писателей первого ряда. Литературные явления, обозначаемые термином М.л., разнокачественны, здесь существуют свой «верх», своя классика, и свой «низ» (паралитература). В своем расширенном истолковании М.л. обозначает отлаженную индустрию, специализирующуюся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательно-эскапистской, а иногда и дидактической направленности. В основе всех разновидностей М.л. (детектива, триллера, любовного (дамского или «розового»), костюмно-исторического, порнографического романов) лежат определенные жанрово-тематические каноны, набор стандартных «формул», в соответствии с которыми произведения М.Л. и строятся.
Молодежная проза – феномен литературы периода «оттепели», творчество молодых писателей, объединившихся в это время вокруг журнала «Юность» (В.Аксенов, Ю.Казаков. А.Битов, В.Конецкий). Не все их произведения укладываются в рамки этого понятия. Для произведений этих писателей характерны: молодой герой, открывающий для себя новые горизонты, сюжет путешествия, которое нередко начинается с побега из дома; конфликт отцов и детей, старого и нового.
Необарокко – 1) ряд исследователей (в частности, Н.Лейдерман и М.Липовецкий) рассматривают как течение в русле постмодернизма, обращая внимание, прежде всего, на характерный для барокко «панзнаковый подход» к действительности – восприятие мира как текста; 2) исследователи культуры барокко (Н.Т.Пахсарьян, например) полагают, что «чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы барокко интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении сочинения в стиле так называемого необарокко…». Для необарокко характерны: зыбкость границ между реальностью и сном, невозможность уловить переход от одного состояния к другому; восприятие мира как лабиринта, из которого нет выхода, или как театра, некой декорации жизни; нарушение ценностной иерархии, парадоксальная контаминация трагического и комического, уродливого и прекрасного, возвышенного и низкого, антиномичность образов, прерывистость хаотичность композиции.
Неонатурализм - течение в современной литературе. Как утверждают специалисты, «натурализм в современной прозе (..) выступает как стилевая система. Она не претендует, как «классический» натурализм, оформленный достаточно последовательной мировоззренческой концепцией, на роль метода, но включаясь в рамки иных художественных систем – реалистических, модернистских, романтических, сообщает им дополнительные намерения, дополнительные стилевые обертоны» (В.А.Миловидов) Натуралистический дискурс проявляется через повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта, низменным проявлениям человеческой природы, через фактографичность, стремление зафиксировать «естественность» языка.
Паралитература - подобие литературы, детище рынка, литературная продукция примитивного содержательного и художественного качества (комиксы, фотороманы, «розовые» (дамские) психотерапевтические романы и пр.).
Пастиш (фр. Pastiche, ит. Pasticcio – опера, составленная из отрывков других опер, смесь) – термин, используемый для характеристики произведений постмодернизма, редуцированная форма пародии. Многие постмодернистские тексты отличаются сознательной установкой на ироническое обыгрывание различных литературных стилей, жанровых форм, сюжетов, приемов техники подачи материала.
Притча – эпический жанр, представляющий краткий назидательный рассказ в иносказательной форме.
Постиндустриальное общество - обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 году. Постиндустриальное общество характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг, наука и образование становятся основной сферой деятельности. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как «человек экономический» по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, «постматериалистические» ценности. В 1980-х гг. концепция постиндустриального общества»« получает развитие в теории «информационного общества» (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества информации, его производства, распределения и потребления.
Постмодернизм – многозначный комплекс философских и эмоционально-эстетических представлений, особое мировосприятие и направление в искусстве, культуре и науке, которое формируется в русской культуре с начала 1980-х годов как феномен западной культуры. До этого во второй половине ХХ века пережил период скрытого формообразования. Опирается на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Ведущие теоретики: Ж.Лиотар, Ж.Деррида, М.Фуко, И.Хассан, Ф.Джеймсон, Д.Фоккема, Дж.Батлер, Ю.Кристева, Р.Барт и др. Основные понятия, которые отличают это направление: «мир как текст», «смерть автора», «кризис авторитетов», представление о множественности истин, игра, тотальная ирония, фрагментарность повествования, интертекстуальность,. Для постмодернизма характерен кризисный характер сознания, подрыв веры в какие-либо авторитеты, скептицизм и релятивизм, дегуманизация, размывание всех границ и ограничений. Мир предстает как хаос, его невозможно осмыслить через оппозиции. Плюрализм, присущий постмодернизму, не позволяет принять ничего законченного, четко оформленного. Отсюда такая характерная особенность постмодернистского мировосприятия, как сомнение в возможности познания реальности. Единственной реальностью признается культура, причем в силу утраты ценностных ориентиров, утрачивается ощущение дистанции между высоким и низким, элитарным и массовым, своим и чужим. Автор не является творцом, заново создающим мироздание по своим представлениям об истине и красоте. Художник живет с сознанием, что все слова уже сказаны, поэтому ему остается лишь вечно подражать тому, что было сказано прежде. Творчество превращается в игру, к которой приобщается и читатель, игру без границ.
Постреализм – одно из направлений развития современной литературы, синтезирующее реалистические и постмодернистские принципы. Определение дано Н.Л.Лейдерманом и М.Н.Липовецким. Постреализм не подвергает сомнению существование реальности как объективной силы, влияющей на человеческую судьбу; через человека и ради человека пытается постигнуть хаос, чтобы найти в его глубине нить, опору, за которую можно было бы держаться. При этом постреалистические произведения активно используют арсенал постмодернизма (интертекстуальность, многостильность, игровые отношения между автором и героем, «открытость» текста для интерпретаций и вариантов); воспринимают постмодернистскую логику, направленную на построение взрывчатого компромисса между философскими и эстетическими противоположностями.
Рок-поэзия – словесный компонент рок-композиции, в которой. кроме того, есть компоненты музыкальные, театральные, связанные с особенностями исполнения.
Релятивность – относительность, неустойчивость; принцип организации текста, при котором различные его элементы оказываются нестабильными, все время немотивированно изменяются.
Фэнтези (англ. fantesy) – вид фантастической литературы, основанный на допущении существования явлений и фактов, не поддающихся логическому объяснению (в отличие от научной фантастики). В мире Ф. все возможно – боги и демоны, вампиры и волшебники, говорящие животные и предметы, легендарные и мифологические существа, таинственные двойники и т.п. Предпосылки Ф. – в архаическом мифе, фольклорной волшебной сказке, в европейском рыцарском романе. Как самостоятельное направление в фантастической литературе Ф. стала оформляться в конце XIX века в творчестве У.Морриса. К жанру Ф. затем обратились Э.Дансейни, Дж.Р.Р.Толкин, К.С.Льюис. В России предпосылки Ф. возникают в творчестве Н.Гоголя, А.Погорельского, А.Бестужева (Марлинского), В.Одоевского. Эта линия была продолжена в начале ХХ века Л.Андреевым, А.Куприным, В.Брюсовым, позже – А.Грином. Особое место в истории русской Ф. занимают 1960-е годы, когда были опубликованы роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и повесть А. и Б.Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Из современных авторов к этому жанру обращаются М.Успенский, В.Крапивин, С.Логинов.
Хронотоп – пространственно-временная модель в художественном тексте.
Центон (лат..cento – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений.
Шестидесятники – обозначение генерации советских людей 1960-х годов; выразители новых идей, нового чувства жизни, возникшего в период хрущевской оттепели; участники литературной борьбы, в особенности на страницах толстых журналов
Шестидесятничество – комплекс политических, гражданских, нравственных установок, включающих в себя: активность гражданской позиции, антисталинский дух, гуманизм, установку на внутреннюю свободу
Эстрадная поэзия – феномен литературы периода «оттепели», творчество авторов, продолжающих традиции гражданской поэзии, ориентированной на массовую аудиторию. Поэты часто обращались к своим читателям-слушателям с «эстрады», они сознавали себя в роли учителей в школе для взрослых. Отсюда дидактизм, учительские интонации, афористичность, четкая формулировочность при выражении авторской позиции. К числу представителей эстрадной поэзии прежде всего относятся. Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский.
Эскапизм – уход от реальности в мир сказки, мечты, характерный для читателя массовой литературы.
[1] Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П.Руднев. – М.: Аграф, 1999. – С. 178.
[2] Генис А. Модернизм как стиль ХХ века / А.Генис. // Звезда. – 2000. - №11.- С. 106.
[3] Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л.Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. – М.: Наука. 1993. – С. 10.
[4] Генис А. Указ. соч. - С. 105.
[5] Руднев В.П. Указ. соч. - С. 178.
[6] Гаспаров М.Л. Указ. соч. - С. 42.
[7] Гаспаров М.Л. Стих Ахматовой: четыре его этапа: [ Электронный ресурс]/ М.Л.Гаспаров // Режим доступа: http://novruslit.ru/library/?p=37 (дата обращения – 3. 01. 2011).
[8] Жирным шрифтом выделены работы, рекомендуемые для изучения в рамках курса.
[9] Адамович А. Толстовские традиции в литературе о войне / А.Адамович // Великая Отечественная война в современной литературе. - М.: Наука, 1982. - С.139-140.
[10] Этих лет не смолкнет слава... // Вопросы литературы.- 1975.- N 5. - С. 3.
[11] См., Бочаров А. Правое дело Василия Гроссмана / А. Бочаров. // Октябрь. - 1988. - N 1-4; Лакшин В.. Народ и люди / В.Лакшин // Известия. - 1988, 25 июня; Аннинский Л. Мироздание Василия Гроссмана / Л.Аннинский // Дружба народов. - 1988. - N 10; Кулиш В., Оскоцкий B. Эпос войны народной: Диалог о романе Василия Гроссмана
«Жизнь и судьба» / В. Кулиш, В.Оскоцкий. - М.: Знание, 1988. - 64 с.
[12] Купреянова Е.Н. О проблематике и жанровой природе
романа «Война и мир» / Е.Н.Купреянова // Русская литература. - 1985. - N 1.- C.161.
[13] Купреянова Е.Н. Указ. соч., с.169.
[14] Фоменко Л. Искусство малой прозы / Л.Фоменко // Звезда. - 1960. - № 3. - С. 192 -193.
[15] Чайковская О. Природа и время / О.Чайковская // Новый мир. - 1965. - № 10. - С. 211.
[16] Кузьмичев И. Юрий Казаков / И.Кузьмичев. - Л.: Советский писатель, 1986. – 272 с.
[17] Федякин С. Ностальгия / С.Федякин // Литературное обозрение. - 1989. - № 4. - С. 93.
[18] Казаков Ю. «Как люблю я людей...»: Из писем Ю. Казакова / Ю.Казаков // Литературное обозрение. - 1986. - № 8. - С. 105.
[19] Галимова Е. Художественный мир Юрия Казакова / Е.Галимова. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. пед. ун-та, 1992. - С. 124.
[20] Быков В. Выстоять!: [Беседа с журналистом А. Афанасьевым] / В.Быков //
Юность. - 1984. - № 1. - С. 55.
[21] Быков В. Вслед за человеком / В.Быков // Ком, правда. - 1983. - 27 января.
[22] Быков В. Выстоять!: [Беседа с журналистом А. Афанасьевым] / В.Быков //
Юность. - 1984. - № 1. - С. 55.
[23] Лазарев Л. Это наша судьба / Л.Лазарев. - М.: Советский писатель, 1978. -
С. 224—225.
[24] Быков В. На высоте совести / В.Быков // Лит. газета. - 1986. - 14 мая.
[25] . Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р.Барт – М.: Прогресс, 1994. – С. 471.
[26] Приведенный ниже фрагмент написан на основе статьи: Прохорова Т.Г Национальный миф о Пушкине в романе Т.Толстой «Кысь» / Т.Г.Прохорова, Зайнуллина И.Н. // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ-начала ХХ1 веков: сб. науч. трудов. – Саратов: изд-во «Научная книга», 2006. – С. 372-377.
[27] Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн.3: В конце века (1986-1900-е годы) / Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий.– М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С.98.
[28] Там же.
[29] Беневоленская Н.П. Историко-культурные предпосылки и философские основы русского литературного постмодернизма / Н.П. Беневоленская – СПб: Филол. фак-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. – С.162.