Резервы роста объема производства и реализации продукции

Внутрипроизводственные резервы следует подразделять на организационно-технические, связанные с проведением организационно-технических мероприятий, и экономические – это изменение структуры продукции, цен, тарифов, изменение условий планирования, учета и т.д. Рассчитывая резерв в сфере производства, следует исходить из плана повышения эффективности производства, так как реальным резервом можно считать лишь тот, который подкреплен конкретными организационно-техническими мероприятиями. В этом плане должны отражаться: характер мероприятий, условно-годовая экономия и дополнительный объем продукции от внедрения этих мероприятий.

Расчетная величина резервов увеличения объема производства – это потенциально возможные резервы, а величина резервов, обоснованная конкретными мероприятиями – это реально возможные резервы.

Факторы реализации и направления поиска резервов в сфере обращения готовой продукции:

- ликвидация сверхнормативных, излишних и ненужных запасов; выявление ассортимента продукции, не нашедшего реализации вследствие плохого качества, не пользующегося спросом, с целью снятия его с производства;

- снижение остатков товаров отгруженных, не оплаченных в срок и на ответственном хранении у покупателя, что занижает объем реализации, свидетельствует о нарушении взаимоотношений с контрагентами, увеличивает дебиторскую задолженность и тем самым ухудшает не только результаты реализации, но и финансовое состояние предприятия, как ненормальная задолженность подлежит постоянному контролю;

- ускорение темпов отгрузки, реализации и доставки продукции до получателя, сокращение сроков прохождения платежно-расчетных документов, темпов оплаты отгруженной продукции.

Резервы возможного увеличения реализации рассчитываются по направлениям

- возможного увеличения производства готовой продукции (комплектный резерв по факторам средств труда, предметов труда, самого труда);

-возможного прироста продукции за счет ликвидации брака и улучшения качества продукции;

- изменения в структуре производства и реализации продукции;

- уменьшения остатков нереализованной продукции:

а) ликвидации сверхнормативных запасов готовой продукции;

б) ликвидации и снижения остатков продукции, не оплаченной в срок и на ответственном хранении у покупателей;

в) возможного увеличения объема реализации за счет ускорения темпов отгрузки и оплаты отгруженной продукции;

- совершенствования стратегии ценообразования; совершенствования маркетинга.

 

Рисунок 2 – Источники резервов увеличения производства и

реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе:

Создание дополнительных рабочих мест

Сокращение потерь рабочего времени(РВ)

Повышение ПТ (Вчасовая)

Определение величины резервов по второй группе:

Приобретение дополнительных машин и оборудования (К)

Улучшение использования времени работы оборудования (ФРВ)

Повышение производительности оборудования (П)

Дополнительное приобретение сырья и материалов (М)

Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов (О)

Сокращение норм расхода сырья и материалов (Нр)

 

 

Тема 2. Анализ трудовых ресурсов предприятия