Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.
Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер № 11, карточки складского учета готовой продукции и др.
Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой.
В связи с тем что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной продукции. Баланс товарной продукции, отражающий взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции, имеет вид:
;
ОП= РП
где РП – реализованная продукция;
– остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;
ТП – выпуск продукции;
ОП – отгрузка продукции.
Для второго варианта баланс товарной продукции будет следующий:
где – остатки товаров отгруженных соответственно на начало и конец периода.
На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели.
Рисунок 1 – изменение объема реализации продукции.
Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самих этих показателей (таблица 13).
Таблица 13 – Анализ факторов изменения объема реализации, млн. р.
Показатели | По плану | По отчету | Влияние факторов на объем реализации |
1.Остаток готовой продукции на начало года | |||
2. Выпуск продукции | |||
3. Остаток готовой продукции на конец года | |||
4. Отгрузка продукции | |||
5Остаток товаров отгруженных а) на начало года б) на конец года | |||
6 Разные поступления (списания) | |||
Реализация продукции за год |
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (таблица 14).
Таблица 14 – Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, тыс. р.
Отчетные периоды | Производство продукции для заключения договоров по плану | Недопоставлено продукции по договорным обязательствам | Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, % | |||
за отчетный месяц | за период с начала года | за отчетный месяц | за период с начала года | за отчетный месяц | за период с начала года | |
Январь | ||||||
Февраль | ||||||
Март |
Процент выполнения плана договорных обязательств рассчитывается по формуле:
где – искомый процент выполнения плана договорных обязательств;
– плановый объем продукции для заключения договоров;
– недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. Оценка выполнения договорных обязательств производится нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для оперативного анализа хода поставок являются данные оперативного учета об отгрузке по каждому покупателю в ассортиментном разрезе и срокам поставки.