Бухгалтерская профессия

Профессия предполагает следование определенным пра­вилам и стандартам, которые относятся не только к професси­ональным знаниям, умению и навыкам, но и к тому, как прак­тики обеспечивают свое отношение к этим нормам. При этом компетентность должна сочетаться с профессиональной чест­ностью. Профессионализм оказывает влияние на уровень и ка­чество выполняемой работы. Чем более профессионален труд, тем больше ответственности возлагается на работника.

В жизни человека профессия всегда играет важную роль. Из поколения в поколение люди, чтобы приобрести более высокий социальный статус, уважение и благосостояние, стремились стать профессионалами. Профессионалы представляли элиту общества.

Для всех профессий характерны пять общих свойств: тео­ретические знания, авторитет, поддержка общества, кодексы этического поведения, культура. Рассмотрим их подробнее.

Профессионализм опирается на теоретические знания, то есть имеет теоретическую базу, которая позволяет на практике развивать навыки. Теория служит основой совершения практи­ческих приемов работы в конкретной ситуации.

Авторитет профессии поддерживается с двух сторон — самой профессией (за счет знаний, дисциплинирующих санк­ций, квалификации профессионалов) и извне (признание кли­ентов и пользователей).

Авторитет профессии требует поддержки со стороны об­щества.

Для обеспечения общественного контроля каждая профес­сия должна создавать кодекс, определяющий этику поведения своих членов. В конечном итоге все это направлено на утверж­дение профессионального имиджа.

Профессиональный имидж поддерживается требования­ми культуры профессии.

Бухгалтерская профессия востребована в любой экономи­ке. С переходом к рыночным отношениям и изменением хозяйст­венного механизма профессия бухгалтера становится престиж­ной, творческой и хорошо оплачиваемой.

В настоящее время подготовка и переподготовка бухгалтер­ских кадров в России осуществляется по четырем программам:

Программа начального профессионального образования. По этой программе ведется подготовка бухгалтеров-счетоводов в учебных центрах системы Госкомстата России, лицеях, про­фессионально-технических училищах, общеобразовательных школах с дополнительными программами по бухгалтерскому учету, курсовой сети при ассоциациях бухгалтеров и аудиторов и коммерческих структурах.

Программа среднего профессионального образования. По ней осуществляется подготовка техников-бухгалтеров в сред­них специальных учебных заведениях.

Программа высшего профессионального образования исполь­зуется для подготовки бухгалтеров-экономистов в университе­тах, институтах и академиях.

Программа послевузовского профессионального образования рассчитана на подготовку бухгалтеров-аудиторов; переподготовку специалистов по учету; подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и соискательство в университе­тах, учебных и научно-исследовательских институтах, академиях.

В соответствии с программами подготовки и переподго­товки бухгалтерских кадров их сертификация осуществляется также по четырем уровням.

Первый уровень — бухгалтер-счетовод. Специалист этого уровня способен выполнять функции счетовода, вести первич­ный учет на крупных и средних предприятиях, осуществлять элементарную экономическую работу.

Второй уровень — техник-бухгалтер. Он может работать в должности бухгалтера (бухгалтера I или II категории), эконо­миста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной дея­тельности, экономиста.

Третий уровень — бухгалтер-экономист. Этот специалист способен занимать должности и выполнять функции главного бухгалтера организации или его заместителя.

Четвертый уровень — профессиональный бухгалтер-ауди­тор. Специалист этого уровня может работать аудитором, а при наличии квалификационного аттестата — возглавлять аудитор­ские проверки и подписывать аудиторские заключения.

Лица, имеющие профессию бухгалтера, специализируют­ся по следующим направлениям: практический бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях; независимая бухгал­терская деятельность; педагогическая деятельность.

При практическом бухгалтерском учете бухгалтер рабо­тает в соответствии с трудовым договором (контрактом) в орга­низациях различных форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Независимая бухгалтерская деятельность означает, что бух­галтер не работает в организации (на предприятии), а предостав­ляет ей свои услуги. Независимая деятельность состоит в предос­тавлении платных услуг по ведению бухгалтерского учета и со­ставлению бухгалтерского отчета (особенно на предприятиях ма­лого бизнеса), составлению декларации о совокупном годовом доходе (для физических лиц), консультированию по налогообло­жению и научному консультированию. Научное консультирова­ние касается обычно организации бухгалтерского учета, состав­ления смет и калькулирования себестоимости продукции, меха­низации и автоматизации учета, разработки автоматизированных систем обработки данных, использования математических моде­лей для принятия управленческих решений и др.

Педагогическая деятельность осуществляется бухгалтерами в высших учебных заведениях, техникумах (колледжах), на курсах. Для работы в качестве преподавателя в вузе специалист должен, как правило, иметь степень кандидата или доктора наук. В технику­мах и курсовой сети от бухгалтера-преподавателя требуется выс­шее образование, желателен и стаж работы по специальности. Подготовка бухгалтеров, как показывает опыт, может успешно осуществляться лишь с привлечением крупнейших специалистов (профессоров, известных специалистов-практиков) в области бух­галтерского учета, аудита, ревизии, анализа хозяйственной дея­тельности, финансов, хозяйственного и налогового права.