Бухгалтерская профессия
Профессия предполагает следование определенным правилам и стандартам, которые относятся не только к профессиональным знаниям, умению и навыкам, но и к тому, как практики обеспечивают свое отношение к этим нормам. При этом компетентность должна сочетаться с профессиональной честностью. Профессионализм оказывает влияние на уровень и качество выполняемой работы. Чем более профессионален труд, тем больше ответственности возлагается на работника.
В жизни человека профессия всегда играет важную роль. Из поколения в поколение люди, чтобы приобрести более высокий социальный статус, уважение и благосостояние, стремились стать профессионалами. Профессионалы представляли элиту общества.
Для всех профессий характерны пять общих свойств: теоретические знания, авторитет, поддержка общества, кодексы этического поведения, культура. Рассмотрим их подробнее.
Профессионализм опирается на теоретические знания, то есть имеет теоретическую базу, которая позволяет на практике развивать навыки. Теория служит основой совершения практических приемов работы в конкретной ситуации.
Авторитет профессии поддерживается с двух сторон — самой профессией (за счет знаний, дисциплинирующих санкций, квалификации профессионалов) и извне (признание клиентов и пользователей).
Авторитет профессии требует поддержки со стороны общества.
Для обеспечения общественного контроля каждая профессия должна создавать кодекс, определяющий этику поведения своих членов. В конечном итоге все это направлено на утверждение профессионального имиджа.
Профессиональный имидж поддерживается требованиями культуры профессии.
Бухгалтерская профессия востребована в любой экономике. С переходом к рыночным отношениям и изменением хозяйственного механизма профессия бухгалтера становится престижной, творческой и хорошо оплачиваемой.
В настоящее время подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров в России осуществляется по четырем программам:
Программа начального профессионального образования. По этой программе ведется подготовка бухгалтеров-счетоводов в учебных центрах системы Госкомстата России, лицеях, профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах с дополнительными программами по бухгалтерскому учету, курсовой сети при ассоциациях бухгалтеров и аудиторов и коммерческих структурах.
Программа среднего профессионального образования. По ней осуществляется подготовка техников-бухгалтеров в средних специальных учебных заведениях.
Программа высшего профессионального образования используется для подготовки бухгалтеров-экономистов в университетах, институтах и академиях.
Программа послевузовского профессионального образования рассчитана на подготовку бухгалтеров-аудиторов; переподготовку специалистов по учету; подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и соискательство в университетах, учебных и научно-исследовательских институтах, академиях.
В соответствии с программами подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров их сертификация осуществляется также по четырем уровням.
Первый уровень — бухгалтер-счетовод. Специалист этого уровня способен выполнять функции счетовода, вести первичный учет на крупных и средних предприятиях, осуществлять элементарную экономическую работу.
Второй уровень — техник-бухгалтер. Он может работать в должности бухгалтера (бухгалтера I или II категории), экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, экономиста.
Третий уровень — бухгалтер-экономист. Этот специалист способен занимать должности и выполнять функции главного бухгалтера организации или его заместителя.
Четвертый уровень — профессиональный бухгалтер-аудитор. Специалист этого уровня может работать аудитором, а при наличии квалификационного аттестата — возглавлять аудиторские проверки и подписывать аудиторские заключения.
Лица, имеющие профессию бухгалтера, специализируются по следующим направлениям: практический бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях; независимая бухгалтерская деятельность; педагогическая деятельность.
При практическом бухгалтерском учете бухгалтер работает в соответствии с трудовым договором (контрактом) в организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Независимая бухгалтерская деятельность означает, что бухгалтер не работает в организации (на предприятии), а предоставляет ей свои услуги. Независимая деятельность состоит в предоставлении платных услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерского отчета (особенно на предприятиях малого бизнеса), составлению декларации о совокупном годовом доходе (для физических лиц), консультированию по налогообложению и научному консультированию. Научное консультирование касается обычно организации бухгалтерского учета, составления смет и калькулирования себестоимости продукции, механизации и автоматизации учета, разработки автоматизированных систем обработки данных, использования математических моделей для принятия управленческих решений и др.
Педагогическая деятельность осуществляется бухгалтерами в высших учебных заведениях, техникумах (колледжах), на курсах. Для работы в качестве преподавателя в вузе специалист должен, как правило, иметь степень кандидата или доктора наук. В техникумах и курсовой сети от бухгалтера-преподавателя требуется высшее образование, желателен и стаж работы по специальности. Подготовка бухгалтеров, как показывает опыт, может успешно осуществляться лишь с привлечением крупнейших специалистов (профессоров, известных специалистов-практиков) в области бухгалтерского учета, аудита, ревизии, анализа хозяйственной деятельности, финансов, хозяйственного и налогового права.