Динамика потребностей

Однако сама по себе классификация мотивацион-ных факторов не является самой ценной и интересной находкой теории Маслоу. Подобные попытки предпри­нимали многие другие социологи. Достоинство рас­сматриваемой концепции — в ее «двигательной пру­жине», т. е. принципе иерархии. Согласно Маслоу, потребности каждого нового уровня становятся акту­альными (насущными) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют еще принципом доминан­ты. Маслоу предположил, что само удовлетворение потребности не выступает мотиватором.

Действительно, голод движет побуждениями чело­века, т. е. мотивирующей силой —до тех пор, пока че­ловек ничего не съел. Неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его зайти в столовую и утолить голод. Значит, реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степе­ни ее удовлетворения.

Кроме того, американский психолог считал, что ин­тенсивность определенной потребности связана с зани­маемым ею местом в общей иерархии. Физиологичес­кие потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном для существования (выживания) челове­ка уровне. После их удовлетворения доминируют потреб­ности следующего слоя — потребности в безопасности. Лишь только они удовлетворены на приемлемом уров­не, как в силу вступают высшие мотиваторы.

Если быть внимательным, то можно обнаружить еще одну особенность взаимодействия потребностей. Физиологические переменные функционируют отно­сительно независимо друг от друга (дыхание независи­мо от голода или статуса), чего нельзя сказать о высших мотиваторах. Обычно человек не станет искать твор­ческого самовыражения, если он голоден или остался без жилья. Ни одна из потребностей, кроме физичес­ких, никогда не удовлетворяется полностью, а соци­альные и духовные находятся в состоянии некоторого напряжения, поскольку отражают стремление челове­ка к лучшему удовлетворению той же самой потребно­сти [71, с. 270].

Высшая потребность не существует как таковая, пока не удовлетворена низшая. Концепцию мотивации Маслоу выгодно отличает от других моделей именно это обстоятельство: потребности не предложены в челове­ке от века, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Они занимают определенное место на ординарной шкале от самой стихийной, неуправляемой, до сознательной и выражаются в дискретной форме. Отсутствие непрерывного континуума переходящих друг в друга потребностей, то есть аморфности их рас­положения позволяет, во-первых, четко выделить каж­дую из них, демаркировать от других (а значит подобрать измеримые социологические индикаторы) во-вторых, избавиться от представления о развитии потребностей как однолинейном процессе.

Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие — в неодинаковой степени. С социальной точки зрения, человека гораздо меньше ха­рактеризуют предпочтения в пище (любит ли он мясо или рыбу), нежели способы удовлетворения потребности в общении, например, в выборе друзей, круга знакомых. Поэтому высшие потребности в значительной степени проявляют себя как дифференциаторы индивидов. Кро­ме того, они больше других имеют значение для формирования целостности личности человека. В свою очередь, чем более высоки потребности, тем значительнее роль самого человека в их сознательном формировании.

Получается взаимозависимый процесс: потребнос­ти движут человеком, а он формирует их содержание. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей предоставля­ется рутинная, однообразная работа. С другой стороны, более затяжным становится и выбор профессии по душе, фактически воспринимающийся молодым человеком как фундаментальный вопрос поиска своего места в жизни. Видимо, этим не в последнюю очередь объясняется бо­лее позднее превращение в кадрового рабочего, частая перемена мест работы в период до 30 лет.

Все потребности функционируют циклически, т. е. вновь повторяются. Если речь идет о статусных потреб­ностях, то в начале своей карьеры человек вполне до­вольствуется малым: относительно небольшим зара­ботком, стремлением быть равным среди других, не выделяться. Однако со временем, по мере его служеб­ного роста, претензии индивида возрастают, прежний статус равного среди других его не устраивает, он стре­мится выделиться, иметь больше влияния, выше зара­боток, более престижные знакомства. Или: утоленный голод через некоторое время вновь заявит о себе, когда человек проголодается. И все пойдет по кругу.

Самый важный урок, который может извлечь для себя менеджер из теории Маслоу, это более глубокое понимание механизмов мотивации поведения челове­ка, знанием которого можно руководствоваться в сво­ем деле. Если знать, что любое поведение мотивирова­но потребностями, то менеджеру легче учитывать, в какой степени его собственные действия влияют на удовлетворение потребностей подчиненных. Руководи­тель не достигнет успеха в изменении поведения дру­гих, оперируя логическими аргументами либо манипу­лируя действиями людей на вербальном уровне, т. е. взывая к их сознательности. Гораздо эффективнее ма­нипулирование с помощью материальных стимулов — новых систем вознаграждения, изменения условий труда или изменения его организации [71, с. 271 —272].

Если индивид не удовлетворил какой-то важной потребности, то с ним происходят явления, которые достаточно точно описаны психологией: агрессия (сим­волическая физическая атака на иной объект), рацио­нализация (оправдание своего поведения или припи­сывание ему иных причин), репрессия (подавление).