Система цен на продукцию
Существуют четыре метода ценообразования, базирующиеся на затратах:
- на основе переменных затрат;
- на основе валовой прибыли;
- на основе рентабельности продаж;
- на основе рентабельности активов.
В расчетах с внешними контрагентами фирмы используют в основном два вида цен: публикуемые и расчетные.
1. К публикуемым ценам относятся твердые фиксированные цены, в том числе:
- прейскурантные цены, устанавливаемые на стандартизированную конечную продукцию. Примером могут служить единые фирменные прейскуранты (каталоги с указанием цен) на потребительские товары массового спроса (автомобили, телевизоры и др.);
- справочные цены. К ним относятся справочные цены на промышленные сырьевые товары (это так называемые базисные цены), т.е. цены товаров определенного качества, спецификации, размеров, химического состава и т.п. в каком-либо заранее установленном географическом пункте. Например, это уровень цен, определяемых крупнейшими компаниями в черной металлургии, автомобилестроении и т.д.
- цены биржевых котировок;
- цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке.
2. Расчетные (или договорные) цены – это цены конкретного поставщика на изготавливаемую им продукцию (товары, работы, услуги).
Для расчета цены наиболее распространен в современной практике метод целевого ценообразования по принципу полных издержек. Этот метод предполагает установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли. В момент исполнения договора исчисляется скользящая цена путем пересмотра базисной цены с учетом изменения расходов на материалы и заработную плату. Поэтому при расчете скользящей цены особое значение имеет определение структуры цены, т.е. процентного соотношения в ней отдельных элементов расходов.
По видам цены можно классифицировать следующим образом:
- цена производителя (прейскурантная, контрактная, расчетная);
- цена для покупателя (оптовая, розничная).
Подробнее это показано на рис.5.1.
оптовая цена
предприятия
отпускная цена предприятия
отпускная цена посредника
оптовая цена реализации в торговле
розничная цена реализации в торговле
Рис. 5.1. Структура цены на продукцию