АНТИЧНОСТЬ


 


Резко изменилось положение художника и его со­циальный статус. Если в Греции в период полис­ной демократии художник пользовался всеми пра­вами и почетом и служил идее блага и прославле­ния родного города, то в Риме он уже не обладал правами римского гражданина. Художник чаще всего был вольноотпущенником или даже рабом греческого происхождения. Не случайно римская литература, в отличие от греческой, почти не со­хранила имен художников и скульпторов. По этим причинам виртуозность, техническое совершен­ство исполнения ценились в Риме выше подлин­ной оригинальности дарования. Традиционное от­ношение античного общества к художникам сочетало восхищение с долей пренебрежения, по­скольку художник занимался унизительным для свободнорожденного гражданина физическим тру­дом. Этот оттенок пренебрежения еще более заметен в римской культуре. По словам греческого сатирика Лукиана, художник — «ремесленник, умеющий только работать и жить делом своих рук».

Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художе­ственной культуры. Для римлянина в большей сте­пени, чем для грека, искусство являлось средством разумной организации жизни. По этой причине творческий дух римской культуры периода респуб­лики наиболее ярко выразился в архитектуре. При этом важно, что сооружения римских зодчих име­ли главным образом практическое назначение. Так, огромные усилия и талант римских инженеров и архитекторов были направлены на строительство дорог. Самая древняя из них — Аппиева дорога — соединяла Рим с городами Южной Италии. По ней отправлялись на завоевания римские легионы. По-


добные дороги были сооружены не только в Риме, но и в многочисленных римских провинциях. Дорога была не только основной магистралью, но и свое­го рода мемориальным заповедником: по обе сто­роны от нее расположены гробницы римской знати. Одно из наиболее значимых сооружений такого рода — монументальная гробница Цецилии Метел-лы, построенная в I в. до н. э. Цилиндрическая по форме, она установлена на квадратном каменном основании, сторона которого равняется 23 м. Фор­ма гробницы, некогда увенчанной конусообразной башней, обладает определенными чертами сход­ства с могильными курганами этрусков В Средние века сужающаяся вершина гробницы была разру­шена, и сооружение использовалось в качестве крепостной башни. Несмотря на этрусские черты, гробница в отношении конструкции типична для римского зодчества: это бетонное здание, облицо­ванное обтесанными плитами травертина, часто применявшегося в римской архитектуре.

Бетонные конструкции римляне стали широко использовать на рубеже III—II вв. до н. э.; позднее бетон стал основным строительным материалом. Техника возведения зданий и сооружений из него у римлян имеет важные отличительные особенно­сти. Кирпичный каркас постройки имел полость, которая заполнялась слоями щебня и бетонного ра­створа. При этом для прочности через определен­ные промежутки между слоями прокладывался один или два ряда кирпичей. По этой технологии построены стены многих римских зданий, в том числе громадный корпус Пантеона. Кирпично-бе-тонную технологию использовали и при возведении свода или купола: кирпичные арки, выложенные на первом этапе работ, служили опорой, на кото­рую слоями укладывался раствор. Снаружи здания покрывали облицовкой из каменных плит или мра­морных блоков.

Римские храмы этого времени во многом исполь­зуют опыт этрусской и греческой архитектуры. Эт­русские черты впоследствии стали характерной особенностью римской храмовой архитектуры. От этрусских зданий были унаследованы трехчастная форма целлы, подиум, выделение главного фасада портиком и лестницей (храм Юпитера Капитолий­ского, IV в. до н. э.). В период Пунических войн (борьба с Карфагеном) и поздней республики (III — первые три четверти I в. до н. э.) специфически римская строгость стиля сочетается с изысканнос­тью, навеянной искусством Великой Греции и за­хваченных римлянами восточносредиземноморских городов. Примером может служить храм, посвя­щенный Судьбе — Фортуне Вирилис, возведенные: на берегу реки Тибр. Он был построен на т. н. Бычь­ем Форуме (поскольку ансамбль форума в дрен:-: -