АНТИЧНОСТЬ
Резко изменилось положение художника и его социальный статус. Если в Греции в период полисной демократии художник пользовался всеми правами и почетом и служил идее блага и прославления родного города, то в Риме он уже не обладал правами римского гражданина. Художник чаще всего был вольноотпущенником или даже рабом греческого происхождения. Не случайно римская литература, в отличие от греческой, почти не сохранила имен художников и скульпторов. По этим причинам виртуозность, техническое совершенство исполнения ценились в Риме выше подлинной оригинальности дарования. Традиционное отношение античного общества к художникам сочетало восхищение с долей пренебрежения, поскольку художник занимался унизительным для свободнорожденного гражданина физическим трудом. Этот оттенок пренебрежения еще более заметен в римской культуре. По словам греческого сатирика Лукиана, художник — «ремесленник, умеющий только работать и жить делом своих рук».
Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось средством разумной организации жизни. По этой причине творческий дух римской культуры периода республики наиболее ярко выразился в архитектуре. При этом важно, что сооружения римских зодчих имели главным образом практическое назначение. Так, огромные усилия и талант римских инженеров и архитекторов были направлены на строительство дорог. Самая древняя из них — Аппиева дорога — соединяла Рим с городами Южной Италии. По ней отправлялись на завоевания римские легионы. По-
добные дороги были сооружены не только в Риме, но и в многочисленных римских провинциях. Дорога была не только основной магистралью, но и своего рода мемориальным заповедником: по обе стороны от нее расположены гробницы римской знати. Одно из наиболее значимых сооружений такого рода — монументальная гробница Цецилии Метел-лы, построенная в I в. до н. э. Цилиндрическая по форме, она установлена на квадратном каменном основании, сторона которого равняется 23 м. Форма гробницы, некогда увенчанной конусообразной башней, обладает определенными чертами сходства с могильными курганами этрусков В Средние века сужающаяся вершина гробницы была разрушена, и сооружение использовалось в качестве крепостной башни. Несмотря на этрусские черты, гробница в отношении конструкции типична для римского зодчества: это бетонное здание, облицованное обтесанными плитами травертина, часто применявшегося в римской архитектуре.
Бетонные конструкции римляне стали широко использовать на рубеже III—II вв. до н. э.; позднее бетон стал основным строительным материалом. Техника возведения зданий и сооружений из него у римлян имеет важные отличительные особенности. Кирпичный каркас постройки имел полость, которая заполнялась слоями щебня и бетонного раствора. При этом для прочности через определенные промежутки между слоями прокладывался один или два ряда кирпичей. По этой технологии построены стены многих римских зданий, в том числе громадный корпус Пантеона. Кирпично-бе-тонную технологию использовали и при возведении свода или купола: кирпичные арки, выложенные на первом этапе работ, служили опорой, на которую слоями укладывался раствор. Снаружи здания покрывали облицовкой из каменных плит или мраморных блоков.
Римские храмы этого времени во многом используют опыт этрусской и греческой архитектуры. Этрусские черты впоследствии стали характерной особенностью римской храмовой архитектуры. От этрусских зданий были унаследованы трехчастная форма целлы, подиум, выделение главного фасада портиком и лестницей (храм Юпитера Капитолийского, IV в. до н. э.). В период Пунических войн (борьба с Карфагеном) и поздней республики (III — первые три четверти I в. до н. э.) специфически римская строгость стиля сочетается с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции и захваченных римлянами восточносредиземноморских городов. Примером может служить храм, посвященный Судьбе — Фортуне Вирилис, возведенные: на берегу реки Тибр. Он был построен на т. н. Бычьем Форуме (поскольку ансамбль форума в дрен:-: -