Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

9 ноября 1928 г.

При последних моих беседах с Тевфиком Рушди ярче выявилась его точка зрения по вопросу о блоке четырех, о советско-турецком договоре и состоявшемся соглашении трех государств *. 1) Турецкое правительство против блоков и группировок держав вообще. 2) Общего соглашения между Турцией, Персией и Афганистаном не существует. Имеются отдельные турецко-афганское и турецко-персидское соглашения. 3) Соглашение [трех государств] гласит, что стороны обязуются держать в курсе вопросов, касающихся Азии. 4) Сейчас же по возвращении из Веиы Рушди предложил Кабулу и Тегерану ознакомить с соглашением Москву, ибо «его мучила мысль о том, что он как будто что-то скрывает от нас». Кабул и Тегеран охотно отозвались. 5) Соглашение не распространяется на вопросы экономики, которые будут предметом особого обсуждения иа предстоящих, но опять-таки двусторонних совещаниях. 6) В Вене с Теймурташем он договорился, что Персия должна держать Турцию в курсе своей линии в Лиге наций. 7) С Советским Союзом фактически такого рода соглашение давно существует; «он, Рушди, держал и держит меня в курсе всех своих шагов». 8) Ни к чему не обязывающие формулы с СССР не нужны. Он склоняется к мысли, что до тех пор, пока не назрел момент для фактического расширения наших отношений, лучше всего оставить без изменения Парижский договор **.

| Суриц

Печат. по арх.

* См. док. № 334, 337, 345. ** См. т. V111, док. JA418, 419.


349. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Италии в СССР Черрути

10 ноября 1928 г.

1. Черрути явился без каких-либо конкретных предложений. Я ждал, что он сообщит мне что-нибудь новое о позиции итальянского правительства в отношении СССР, но так как Черрути об этом ие заговаривал, то я ему поставил прямо вопрос, дал ли ему Муссолини какие-либо новые инструкции, и получил категорически отрицательный ответ194.

2. Черрути спрашивал о значении нашей новой концессионной политики. Я пояснил ему, что ничего нового в этой политике иет, что мы продолжаем ту самую линию, которая была в свое время намечена еще Лениным. Мы все время стремимся к привлечению иностранного капитала и после 5-лет-ией практики сочли нужным подвести итоги и, выявив причины, препятствующие инвестиции иностранного капитала в СССР, приняли меры к устранению их, поскольку это находится в нашей власти. С той же целью, вместо того чтобы ждать от соискателей указаний на желательные им концессионные объекты, мы сами разработали схему таких объектов, которые мы и предлагаем вниманию иностранных финансистов *.

3. Черрути пытался говорить также о наших серьезных экономических затруднениях и о необходимости для иас кредитов. Я развил перед ним нашу обычную аргументацию о причинах, размерах и действительном значении этих затруднений, отметив, что преодоление их не зависит от иностранных кредитов.

4. От Черрути узнал, что т. Буденный иа каком-то дипломатическом приеме говорил итальянскому военному атташе о возможном обмене с Италией кавалерийскими офицерами, прикомандированными к полкам или кавалерийским школам. Черрути сообщил при этом, что Италия готова пойти на такой обмен, и спрашивал, каким образом осуществить его. Я ответил, что мне о предложении т. Буденного пока еще ничего ие известно и что необходимо выяснить официальное отношение Реввоенсовета.

Литвинов

Печат, по арх.

* См. кн. «СССР. Год работы правительства (Материалы к отчету за 1927/28 г.)», М., 1929, стр. 354—355.


350. Телеграмма Генерального консула СССР в Шэньяне в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР*

10 ноября 1928 г.

На японский прием по случаю коронации Чжан Сюэ-лян явился с большим опозданием. Затем маршал демонстративно отозвал меня в сторону и в личной беседе выразил надежду, что все взаимные недоразумения будут сглажены, и еще раз заверил, что он со своей стороны вконечном итоге стремится «к дружбе с нами» 195.

Кузнецов

Печат. по арх.