Государство и право Арабского халифата
Основой исламской государственности стала религиозная община - грима. Юридическое положение личности определялось вероисповеданием. На первый план выступают различия в правовом положении у мусульман и немусульман. Первоначально к покоренным немусульманам относились терпимо. Они сохраняли самоуправление, свой язык, суды. С укреплением ислама их положение становится все более приниженным. Взаимоотношение с мусульманами регламентируется мусульманским правом. Немусульмане не могли вступать в брак с мусульманами, должны носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельный налог и подушную подать. Политика исламизации и арабизации.
Характерные черты общественного строя:
1) доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (государственная эксплуатация крестьян с помощью ренты – налога в пользу бюрократической верхушки)
2) религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни
3) отсутствие четко-выраженной сословной группы, каких-либо свобод и привилегий
Судебные функции в халифате были отделены от администрации. Суды мусульманского права составляли вторую часть государственной организации, которая реально связывала империю ислама. Верховная судебная власть принадлежала пророку и халифам, как носителям справедливости. Первоначально халифы сами творили суд, в провинциях – элеиры, но со временем потребовалось создание специальный судей – кади. Правосудие становится привилегией духовенства. Высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. Эта коллегия от имени халифа назначала кади и специально уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Полномочия кади:
· рассмотрение всех категорий судебных дел на местах
· наблюдение за исполнением судебных решений
· надзор за местами заключения
· удостоверяли завещания
· распределяли наследство
· проверяли законность землеиспользования
· заведовали собственностью религиозных организаций
Руководствовались Кораном и суннами при вынесении решений. Решали дела на основе их самостоятельного толкования. Приговоры окончательные, обжалованию не подлежали. Исключение: решения халифа.
Кади оставались под верховной властью халифов. Высшие должностные лица могли отменять их решения. Первоначально должности судьи не оплачивались. Суд проводился во вспомогательных помещениях мечети. С 9в. появляется институт постоянных свидетелей. Должность судей становится наследственной.
Со временем появляются светские суды, куда поступали уголовные и полицейские дела. Светские судьи назначались визирем. Высшая инстанция – придворный суд. Светский суд ограничен Кораном и традициями.