Вопросы к семинарскому занятию по разделу
«Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения»
1.Физические свойства атмосферного воздуха, влияние на организм: высоких и низких температур; высокой и низкой влажности; скорости движения воздуха; атмосферного давления; электрического состояния.
2.Комплексное влияние физических свойств воздуха на терморегуляцию организма.
3.Гигиеническое нормирование микроклимата. Профилактика перегреваний и переохлаждений.
4.Понятие о погоде, климате. Влияние погодных условий на здоровье человека. Метеолабильность.
5.Проблемы акклиматизации. Гигиенические мероприятия, способствующие акклиматизации на севере и юге. Особенности акклиматизации детей и подростков.
6.Газовый состав атмосферного воздуха и его влияние на жизнедеятельность организма.
7.Происхождение и источники атмосферных загрязнений, их влияние на здоровье населения.
8.Гигиеническое значение дисперсности, растворимости, химического состава промышленных выбросов. Токсические туманы. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.
9.Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха: законодательные, технологические, планировочные и санитарно-технические.
10. Солнечная радиация. Характеристика отдельных областей спектра: инфракрасной, видимой, ультрафиолетовой. Их влияние на организм.
11. Естественное освещение, зависимость от внешних и внутренних факторов. Понятие о световом климате.
12. Показатели гигиенической оценки естественного освещения (КЕО, СК, УП, УО, КЗ). Нормирование.
13. Гигиенические требования к освещению. Оценка искусственного освещения, нормирование.
14. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления.
15. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели безопасности, безвредности, органолептики. Нормативные документы.
16. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Проблемы загрязнения, процессы самоочищения. Санитарная охрана.
17. Выбор источников водоснабжения для городских и сельских мест, больниц, детских лагерей отдыха. Нормативные документы.
18. Децентрализованное водоснабжение. Устройство и содержание колодцев. Их очистка и дезинфекция. Хлорирование воды в колодцах. Санитарная охрана. Нормативные документы.
19. Основные методы улучшения качества воды. Способы очистки и обеззараживания.
20. Хлорирование воды, механизм бактерицидного действия хлора. Варианты хлорирования, недостатки хлорирования.
21. Специальные методы улучшения качества воды. Цель и способы достижения.
22. Гигиенические требования к качеству питьевой воды в полевых условиях. Табельные коллективные средства очистки и обеззараживания воды. Их характеристика.
23. Выбор места, устройство и содержание пунктов полевого водоснабжения. Проведение дезактивации, дегазации и обеззараживания воды.
24. Индивидуальные подручные и табельные средства очистки и обеззараживания воды в полевых условиях.
25. Характеристика основных видов радиоактивных излучений (α, β, γ, рентгеновского). Биологическое действие ионизирующих излучений.
26. Понятие естественного и искусственного радиационного фона. Природные и искусственные источники внешнего и внутреннего облучения. Понятие открытых и закрытых источников.
27. Понятие «радиотоксичность». Причины и роль биологических цепей в загрязнении объектов внешней среды. Санитарная оценка степени загрязнения внешней среды радиоактивными веществами.
28. Нормы радиационной безопасности (НРБ). Величины допустимых содержаний в объектах внешней среды (вода, воздух и др.). Приборы для измерения и оценки загрязнений.
ЛИТЕРАТУРА
1.Агаджанян Н.А., Воложин А.И., Евстафьева Е.В. Экология человека и концепция выживания. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.- 240с.
2.Окружающая среда и здоровье человека /Под ред. А.В. Шаброва, В.Г.Маймулова СПб., 1993 -176с.
3.Здоровье населения и химическое загрязнение окружающей среды в России. М., 1994.-83с.
4.Экология, окружающая среда и человек /Под ред. Ю.В.Новикова.- М., 2003. – 560с.
5.Медицинская экология: учеб. Пособие для студентов высш.учебн. заведений /Под ред. А.А.Королева. –М., 2003.-192с.
6.Программа по гигиене с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков (для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений).- М.: Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. – 1999. – 32с.
7.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: Медицина, 2001. – 384с.
8.Гигиена /Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.-608с.
9.Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека, под редакцией Ю.П.Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.-423с.
10. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик, Л.С.Зиневич – М: Академия, 2004.-528с.