Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Информационное обеспечение внутреннего и внешнего финансового анализа.
Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной де6ятельности, который состоит из 2-х взаимосвязанных разделов:
- финансовый анализ;
- управленческий анализ.
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет, управленческий учет.
Особенностями внешнего финансового анализа, основанного на данных публичной бухгалтерской финансовой отчетности, являются:
а) множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности предприятия;
б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
в) наличие типовых методических стандартов учета и отчетности;
г) ограниченность задач анализа;
д) максимальная открытость результатов анализа.
Схема анализа хозяйственной деятельности.
Анализ хозяйственной деятельности
управленческий анализ финансовый анализ
внутренний внешний
Управленческий анализ:
- анализ обоснованности и реализации бизнес-планов;
- анализ системы маркетинга;
- анализ эффективности использования производственных ресурсов;
- анализ интенсивности и технического уровня производства;
- анализ объемов производства и продаж;
- анализ затрат;
- анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль».
Финансовый анализ:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ использования собственного и заемного капитала;
- рейтинговая оценка предприятия;
- инвестиционный анализ;
- анализ деловой активности;
- анализ состояния расчетов;
- анализ качества (стабильности) доходов и расходов;
- анализ и построение прогнозов финансовой отчетности.
Направления финансового анализа в большинстве одинаковые для внутреннего и внешнего анализа, но имеют разную степень углубления в соответствии с разными пользователями и целями. При проведении внутреннего анализа используется более широкий круг информационного обеспечения.
Особенности управленческого анализа:
а) ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
б) использование всех источников информации для анализа;
в) отсутствие регламентации со стороны государственных органов в предоставлении информации;
г) комплексность;
д) интеграция учета, анализа и планирования;
е) максимальная закрытость результатов анализа ввиду коммерческой тайны.