Романская архитектура Германии

В исполненной противоречий Германии свое место нашел универсализм византийских формул. Он в одинаковой степени воплощал имперские и теократические идеи. Византизирующие образы питали ис- во сторонников императора в Кельне и сторонников папы в Зальцбурге. Византийские формулы позволяли возвыситься над земными контрастами, вобрать в себя мир идеальной утопии, своей сосредоточенностью на человеческом образе передать немецкому ис- ву определенные гуманистические качества.

Политическая борьба наиболее ярко дала о себе знать в культовом строительстве. Разителен контраст между церквами, возведенными в реформированных монастырях (швабское аббатство Хирсау) и знаменитыми «имперскими» соборами ( в Шпейне, Майнце и Вормсе).

Немецкие клюнийцы распространяли архаический архитектурный тип. Бавария, Австрия, Нижняя Саксония стойко придерживались строгих монастырских правил. Но в Саксонии хирсауская архитектура столкнулась с местным традициями.

Аскетизму немецких клюнийцев противостояла пышность имперской архитектуры. Собор в Шпейне не раз перестраивался и всегда неизменным оставался лишь план обширной (133 метра) крестообразной базилики с большой криптой, западным притвором и восточным хором, а также фланкированным башням.

Не раз из за пожаров восстанавливали собор в Майнце. Собор имеет двустороннюю направленность. В декоре фасадов присутствует архитектурный декор из ниш и карликовых галерей.

Последний из крупнейших рейнских соборов – Вормский. Он отличается наибольшим единством архитектурного облика. Здание имеет двустороннюю ориентацию. Восточная часть с трансептом завершается плоской стеной, западный хор выступает далеко в перед. Круглые окна – розы говорят о знании зодчими французской готики.

Церковь аббатства Мария – Лах снискала славу классической. Наличие атрия – «парадиза» подчеркнуло восточную ориентацию храма, но с западной стороны церковь завершается вторым хором. Ясные пластические геометризованные объемы, скупой декор. Внутреннее пространство перекрыто крестовыми сводами.

В Кельне получили распространение церкви с трехлепестковым завершением хора. Отличительная черта кельнских церквей – их строгий, но жизнерадостный характер. Стены возведены из светлого розовато – желтого камня. Так же присутствует обильный архитектурный декор и подвижные ритмы силуэтов. Изменилась роль крипт. Реликвии стали выставлять в хоре, так что сооружению крипт стали уделять меньше внимания.

Формы романской архитектуры долго держались в Германии.