Пресс-конференция Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерина в Полномочном Представительстве СССР во Францнн

15 декабря 1925 г. 1. ЗАЯВЛЕНИЕ Г. В. ЧИЧЕРИНА

Ячрезвычайно удовлетворен результатами бесед, которые я имел с руководителями французской политики, а также с многочисленными видными представителями различных слоев общества. При обмене мнениями с руководителями внешней -политики Франции выяснилось, что программа будущих переговоров и способ их организации мыслятся нами в общих чертах приблизительно одинаково. Делегации обеих сторон, которые соберутся после возвращения г. Раковского из Москвы, сами установят все детали этой программы, состав своих подкомиссий и иные встающие перед ними практические вопросы. Пока что мы стоим лишь у преддверия переговоров, обещающих быть нелегкими. Однако я твердо надеюсь, что они будут доведены до благополучного конца, и я расцениваю перспективы этих переговоров как вполне благоприятные. Я вполне отдаю себе отчет в тех трудностях, которые предстоит преодолеть в ходе этих переговоров, однако я уже имел возможность констатировать, что обе стороны самым недвусмысленным образом проявляют добрую волю и желание достичь благоприятного результата. Конечно, в данный момент преждевременно говорить о каких-либо решениях, поскольку эти решения явятся объектом предстоящих переговоров. Все слухн о каких-то решениях, к которым якобы пришли оба наших правительства, ие соответствуют действительности.

В общем, я имел возможность констатировать, что в общественном мнении Франции и настроениях французов по отношению к нашей стране произошли глубокие изменения. В ходе многочисленных бесед, которые я имел в Париже с представителями самых различных областей деятельности, я обнаруживал новые настроения в отношении моей страны,

* Так в тексте.


дающие себя знать в настоящее время. Я нисколько не скрываю от себя, что как, быть может, в самой Франции, так и за ее пределами еще существуют враждебные нам течения, но я уверен, что они все более будут терять силу. Враждебные нам элементы пытаются изобразить нас носителями смуты и врагами всеобщего мира. Нет ничего более ложного. Истина заключается в обратном: одной из главных основ нашей политики является стремление к миру и желание содействовать его упрочению. Никакая иная политика для нас невозможна, так как нам нужен мир для достижения главной целн нашей деятельности — экономического возрождения страны, а для этого необходимо наличие дружественных отношений со всеми государствами, а также прочные и постоянные экономические связи с ними. Наше стремление к упрочению мира идет навстречу мирным стремлениям французского народа, и это обстоятельство в высшей степени облегчает упрочение наших отношений с Францией. Недавние события на международной арене открывают всем глаза на огромное значение Советского Союза в области урегулирования международных экономических и политических отношений.

Во Франции и в других странах отчетливо видят, что ула-жение международных дел без Советского Союза невозможно. Однако мы полагаем, что достигнуть этого можно отнюдь не тем путем, какой нам предлагают избрать, и наше отрицательное отношение к Лиге наций остается совершенно неизменным. По нашему мнению, есть другой и единственный путь, приводящий к цели, именно — прямые и немедленные соглашения с другими странами по всем интересующим нас вопросам. На мой взгляд, мы вступаем в период непосредственных соглашений между нашим правительством и правительствами других стран. Я уверен, что наше соглашение с французским правительством по вопросам, интересующим обе стороны, будет в огромной мере содействовать ускорению урегулирования неразрешенных вопросов между нами и другими странами.

Наши опасения, вызванные Локарнским договором*, достаточно известны, и мы еще должны получить практические доказательства того, что эти опасения неосновательны. Будущее покажет, действительно ли Локарнское соглашение имеет тот пацифистский характер, который ему приписывают его участники, и не пожалеют ли об этой затее многие из них. Для всех этих вопросов, равно как и для международного положения вообще, огромное значение будет иметь исход наших переговоров с Францией, и мы приступаем к переговорам в самом оптимистическом настроении.

* См. сб. «Локарнская конференция 1925 г. Документы», М., 1959, стр. 482—498.


2. ОТВЕТЫ Г. В. ЧИЧЕРИНА НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ *

Господа, у вас, возможно, есть ко мне вопросы. Я к вашим услугам. Но я хотел бы, чтобы мои ответы были опубликованы без изменений, в той форме, в которой я буду их давать.

Долги

Вначале один из журналистов спросил; «Что Вы думаете о долгах, урегулирование которых вызывает здесь большие надео/сды?»

— Вопрос о наших долгах, так же как ,и вопрос о наших контрпретензиях, будет рассмотрен обеими делегациями, которые соберутся вскоре в Париже. В Ваших словах, сударь, есть нечто такое, что внушает мне опасения, а именно когда Вы говорите о надежде. Мне хочется указать иа довольно неприятный факт: дело в том, что всякий поворот в наших переговорах вызывает, так сказать, некоторые изменения на бирже, а недобросовестные и недружелюбно настроенные люди обвнинли нас в том, что нашей целью является игра иа повышение иа бирже. Я решительно протестую против подобных слухов и хотел бы избежать всего того, что могло бы содействовать использованию некоторых моих заявлений для повышения биржевых курсов.

Поэтому я хотел бы рассматривать вопрос о долгах как целиком открытый. Ои должен быть окончательно разрешен иа предстоящих переговорах, и я ие хотел бы, чтобы какое бы то ни было из наших заявлений было использовано в целях обмана чьих-либо надежд или могло бы в какой-то мере оказать влияние иа умы в отношении положения на бирже.

Когда я уезжал в Геную, один старый крестьянин подошел ко мне и сказал: «Мои три сына были убиты во время борьбы с Деникиным, посланным против иас Францией и другими западными государствами. Те же самые люди, которые убили троих моих сыновей и стольких наших сынов и которые принесли нам столько опустошений, теперь требуют, чтобы мы еще платили им деньги. Этому никогда ие бывать». Вот то настроение, которое широко распространено даже больше среди крестьян, чем среди рабочих, и мы должны с этим считаться. Именно это настроение еще более осложняет для нас данный вопрос. Вот почему одновременное решение о промышленных кредитах, например, крайне облегчило бы нам принятие такого решения, которое мы могли бы отстаивать перед лицом наших рабочих и крестьянских масс. Я думаю также, что такое урегулирование принесет выгоду и

* Редакционное введение журнала «L'Europe Nouvelle» к ответам Г. В. Чичерина на вопросы журналистов опущено, подзаголовки сохранены.


французам, потому что промышленные кредиты во Франции означают заказы, работу, прибыли. Промышленные кредиты не означают, что деньги даются без определенной цели, это значит, что заказы будут сделаны в самой Франции.

Америка и С ССР

Г-на Чичерина попросили рассказать об отношениях между СССР и США.

— Нашн экономические отношения с Америкой начинают развиваться. Это, возможно, является одним из препятствий для восстановления дипломатических отношений, ибо в США говорят; «Зачем дипломатические отношения, когда у нас уже существуют экономические связи?» Но когда мы восстановим с ними дипломатические отношения, то наши экономические отношения в огромной мере возрастут, и это одна из причин того, почему для европейских государств, которые ие хотят потерять своего будущего места в. экономических связях с нами, опасно ожидать момента, когда дипломатические отношения с Америкой широко откроют дверь для наших торговых отношений с нею.

Отиыие у иас есть связи с американцами.

Например, соглашение о концессии с Гарриманом на разработку марганца представляется очень значительным. Возможно, что эта концессия является вторым предприятием в мире по добыче марганца.

То же самое следует сказать и о концессионном соглашении с «Леиа-Голдфнлдс», которое мы недавно подписали с американским капиталом* относительно добычи цветных металлов, золота и пр. Это соглашение, касающееся большей части Восточной Сибири, предоставляет огромное поле деятельности; те, кто подписал"его, ие имеют никаких опасений за свои капиталы.

Часть американского экономического мира, которая заключает крупные сделки с нами, получает от этого большие выгоды.

Бельгия и СССР

Каковы связи с Бельгией?

— Я ничего ие могу сказать заранее по поводу хода будущих переговоров, ио я могу установить различие между государственными займами, которые были гарантированы государством, и индивидуальными предприятиями, созданными с риском для их инициаторов,

* Указанное соглашение было подписано 14 ноября 1925 г. с английским обществом «Лена-Голдфилдс лимитед» в Лондоне. Очевидно, Г, В. Чичерин имел в виду участие американского капитала в финансовых мероприятиях общества.


I

Если, скажем, кто-либо поедет на пустынный остров вроде Огненной Земли или в подобное же место и если ему удастся получить прибыль в 300%, он идет в этом случае на риск... Если он хочет прожить без риска, пусть остается дома в своем провинциальном городке, в Орлеане или Руане. Если он едет в страну, которая находится еще под властью азиатского деспотизма в лице царского правительства, он получит больше прибылей, но он должен считаться с возможностью революции, которая постоянно существует здесь.

Таким образом, этот вопрос встает совершенно по-иному, чем вопрос о государственных займах.

Франко-русские переговоры

До какой стадии доведены переговоры между г. Дальбие-зом и комиссией экспертов?

Было две комиссии: комиссия экспертов, единственной целью которой было определение размеров претензий; это не означает, что последние будут признаны, а означает, что должен быть определен их размер, что и являлось целью комиссии экспертов.

Помимо этого, имеется еще одна подготовительная комиссия, задача которой сводится к чисто подготовительной работе. Никаких решений по существу вопроса эта комиссия не принимает.

Советское пр

и ег о о б

Выполнит ли правительство СССР свои обязательства?

Несмотря ни на что, новый существующий строй находится в стадии расцвета и энергии, он полон сил, никто не оспаривал того, что мы постоянно и самым настойчивым образом заявляли, что все обязательства, которые были взяты на себя нашим строем, есть и останутся нерушимыми.

Все обязательства, возникающие после землетрясения, сейсмического толчка, остаются и сохраняются в полной силе: нас был старый мир, а сейчас существует новый, и все обя-

зательства нового мира сохранятся навсегда и в полной силе.

Может ли новый мир нести в себе риск, как старый мир?

Такой риск мы отрицаем.

Поездка в Лондон

Г-н комиссар, намерены ли Вы поехать в Лондон?

Мне об этом ничего не известно. Никакого приглашения с этой целью никогда не было мне сделано. В газетах прошел слух, но, помимо этого, ничего не доходило до меня. Мне


ничего не известно относительно приглашения прибыть в Лондон, совершенно неизвестно.

Встретите ли Вы г. Чемберлена в Венеции?

вам отвечу то же самое. По этому вопросу я видел телеграммы в газетах, но, помимо этого, я ничего не знаю.

Отношения СССР с прибалтийскими государствами

Удовлетворительны ли ваши отношения с прибалтийскими странами?

Мы хотим жить в обстановке полного взаимопонимания с прибалтийскими государствами. Мы желаем заключить с каждым из них самые прочные договоры для того, чтобы укрепить наши мирные и дружественные отношения, но мы

стремимся избежать всего того, что означало бы создание дерации государств-лимитрофов. Эта идея создания федерации государств-лимитрофов выдвигалась неоднократно и главным образом правительствами, относившимися к нам враждебно.

Мы всегда заявляли, что хотели бы иметь наилучшие от-

ношения с каждым из приб

государств, но мы не

желаем тем или иным образом признать или содействоват] созданию подобной федерации, образующей барьер от Ледо витого океана до Польши или, возможно, до Черного моря.

СССР и Лига наций

Можете ли Вы уточнить ваше участие в Лиге наций? Со-трудничали ли вы в комиссиях Лиги наций?

Эти вопросы впервые встали перед нами, когда гигиеническая комиссия пригласила нас участвовать в ее конгрессе *. Мы не можем допустить, что наша позиция в отношении Лиги наций приведет к распространению чумы или тифа. Но заявили, что наше участие в гигиенической комиссии нисколько не изменило нашей общей позиции в отношении Лиги наций.

Позднее этот же вопрос встал и в других практических областях. Мы присутствовали на так называемой конференции об измерении вместимости торговых судов. Поскольку мы ведем морскую и речную торговлю, что делает необходимым иметь общую систему мер, мы заявили: «Это чисто практический вопрос. Независимо от того, кто будет инициатором созыва конференции, пусть хоть сам черт, нам это безразлично. Наше отношение к Лиге наций остается прежним, но мы желаем встретиться с другими державами для принятия

коллективных мер в области измерения вместимости торговых судов».

*

См. т, V, док. № 86,


Разоружение

У г, Чичерина спросили, что он думает о разоружении и согласен ли он участвовать в работе конференции по разору-окению.

— Когда в прошлом году нам прислали так называемый проект Бенеша — проект конвенции о взаимной помощи, то речь шла о договоре безопасности и взаимной помощи против агрессора и о разоружении.

В-лп время мы заявили, что мы являемся решительными противниками системы, которая заключается в том, чтобы в течение многих лет вести переговоры по вопросу о безопасности, а затем перейти к вопросу о разоружении. Мы заявили, что рассматриваем вопрос о разоружении или о сокращении вооружений как неотложный и что необходимо, по нашему мнению, поставить его немедленно. В связи с этим мы ответили, что поддерживаем идею немедленного созыва конференции по разоружению и что независимо от того, кто ее созовет, мы примем в ней участие. Сейчас вопрос встает по-иному.

Мне не известны официальные документы по этому вопросу. Я знаю лишь то, что напечатано в газетах: в них говорится о подготовительной комиссии. Действительно ли эта комиссия ставит своей целью подготовить разоружение, или она может быть средством для затягивания решения данного вопроса? Я этого не зиаю, поскольку не располагаю соответствующими документами. Каково будет наше отношение в указанном случае? Я ие могу этого сказать в настоящий момент, так как мы не получили ни приглашения, ни какого-либо документа. Наше отношение к разоружению заключается в том, что мы желаем его осуществить как можно скорее и хотели бы,, чтобы никакая конференция или посредническая комиссия не тормозили бы этого дела. Тем самым в принципе мы полностью поддерживаем идею всеобщего разоружения или сокращения вооружений. А что касается нашего отношения к подготовительной комиссии, о которой мне ничего ие известно, помимо статей в газетах, — сейчас я ничего не могу вам по этому поводу сказать.

Врангелевский флот

Что Вы думаете о врангелевском флоте?

— Разве это врангелевский флот? Нет, это ие врангелевский флот, это флот России, это наш флот. Для нас ие существует враигелевского флота, а лишь наш флот. В некоторых портах, принадлежащих Франции, находятся наши суда. Вот как встает вопрос.

Если французский корабль посещает порт Америки, которой Франция не платит свои долги, и если Америка задержит


этот французский корабль, потому что вы не платите свои долги, что вы на это скажете?

Один французский политический деятель заявил мне: «Вот в чем разница; Франция признает свои долги, но не платит их; Россия ие признает своих долгов, но готова платить их при некоторых условиях».

События в Китае

Расскажите об отношениях СССР с Китаем и с революционным Китаем.

— Я ие в курсе событий, происходящих сейчас: мне было бы затруднительно уточнить их вам. Во всяком случае, все наши симпатии иа стороне централистского демократического движения, которое представлено партией гомиидан, ставящей своей целью создание свободного, независимого, единого, демократического Китая. И мы полностью согласны с теми, кто считает, что для европейских правительств намного выгоднее иметь дело с независимым, демократическим и процветающим Китаем, чем с пережитком старого Китая.

Л о к а р и о

Предусматривают ли Локарнские соглашения изменение позиции Германии по отношению к России?

— Мы опасаемся, как бы Локарио не привело к изменению позиции Германии, Германское правительство отрицает такую возможность. Сбудутся ли наши опасения или нет? Это покажет будущее. Теперь перед нами нечто вроде загадки. Однако мы опасаемся изменения позиции другой стороны.

Коммунистический Интернационал

и правительство СССР

Зависит ли и в какой мере Коммунистический Интернационал от правительства Советов?

— Коммунистический Интернационал совершенно независим от нашего правительства. Мы не обсуждаем вопросов, которые не входят в компетенцию нашего правительства.

Если в Англии было бы лейбористское правительство, которое дало бы возможность Исполнительному Комитету Коминтерна не опасаться преследований, тогда Исполнительный Комитет мог бы переехать в Лондон, Зиновьев находился бы в Лондоне и произносил бы там свои речи; тогда бы деятельность Коммунистического Интернационала причиняла беспокойство английскому правительству.

Мы не можем отказать Коммунистическому Интернационалу иметь у нас свой Исполнительный К0мИтет, Это ясно.


$А как обстоит дело с кассой?^ спрашивает чей-то голос.

— Это очень просто, Католические церкви посылают деньги Св, Петра в Рим. Во всякой организации, во всякой партии имеется касса, которая снабжает средствами центральную кассу дайной партии, Наше правительство ие имеет к этому никакого отношения.

Тур ц ия и СССР

Тесно ли вы связаны с Турцией?

— У нас чрезвычайно дружественные отношения с Турцией, Анкарский договор был подписан в 1921 г,*, и это все. В печати говорилось о договорах, которые вовсе ие существуют. Одна из фальшивок, о которой недавно говорили газеты, касается некоего турецко-советского договора, существование которого нами уже было опровергнуто,

Известны ли Вам военные обязательства между вашим правительством и Турцией?

— Между турецким генеральным штабом и русским генеральным штабом ие имеется подобных обязательств.

Считаете ли Вы, что Локарно является антикоммунистическим пактом?

— Если это ие антикоммунистический, то это антисоветский пакт.

Заявление пенат. по арх. Опубл. в газ. «L'Ere Nouvelle», le 16 décembre 1923, в газ. «Известия» Л? 288 (2621), 17 декабря 1925 г. Ответы на вопросы печат по жури

«L'Europe Nouvelle» № 409, le 19 décembre 1925.

413. Запнсь беседы Генерального консула СССРв Геджасе с Консулом Эфнопннв Геджасе

15 декабря 1925 ?..

В начале ноября во время нашего визита, нанесенного абиссинскому консулу в доме иазира, зашла речь о возможности нашей поездки в Абиссинию. Абиссинский консул сообщил: через несколько дней он выезжает в Асмару, а оттуда

в Аддис-Абебу, где он безусловно сочтет своим долгом сделать все возможное, чтобы добиться у принца-регеита Та-фари свободного въезда для меня в Эфиопию, а также подготовить у него почву для нашего дальнейшего разговора о взаимном признании, и добавил, что ои лично (консул) уверен в успехе переговоров и что давно настал момент для установления связи между обоими великими государствами. Эту фразу ои неоднократно повторял.

* Так в тексте; имеется в виду договор между Россией и Турцией, подписанный в Москве 16 марта 1921 г.; см. т. Ill, док. № 342.


Ои заявил, что народ Эфиопии с большим вниманием и любовью относится к русскому народу и что перемена строя (ликвидация монархии, как ои отметил) абиссинцев ие касается. Оба народа ие претендуют на вмешательство во внутренние дела друг друга. Все же абиссинский народ знает, что русский народ избавился от векового ярма абсолютизма.

Абиссинский консул выразил большой интерес к современной русской литературе и выразил даже желание корреспондировать в русскую прессу.

В заключение ои настойчиво подчеркнул свою просьбу, чтобы наш разговор как о поездке, так и о возможности восстановления сношений с Эфиопией оставался в абсолютной тайне во избежание кампании со стороны Антанты против вышеуказанных попыток.

К. Хакимов

Печат. по арх.

414. Письмо члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССРв Финляндии И. Л. Лоренцу

15 декабря 1925 г.

Уважаемый Иван Леопольдович,

12 декабря закончились переговоры с финнами. Результаты небольшие. По главному вопросу, который интересовал финнов, — бумажному, соглашение не достигнуто. Цеитро-бумтрест требовал 6-месячиых кредитов, финны же давали 3-месячиый. В торгово-экономической комиссии финнам были переданы заказы приблизительно на 4,5 мли. [руб.] на сепараторы, металлические изделия, целлюлозу, лошадей и пр. Тор-гово-политические вопросы ие встретили сочувствия у финнов. Делегаты заявили, что в работе этой комиссии оии мало заинтересованы, и предоставили инициативу нашей стороне. Поднятые нами вопросы; таможенный, ветеринарный, транзита через Финляндию в Карелию, вопрос о сертификатах и пр. встретили-холодное отношение финнов. По всем этим вопросам финны заявили, что оии ие компетентны, ио что оии передадут наши пожелания в Гельсингфорс. Подробный протокол составляется, как только будет готов, будет Вам выслан. Несмотря на незначительные результаты, все Же мне Шеривель* и другие говорили, что оии довольны поездкой, так как она наметила конкретные пути, по которым должно будет идти дальнейшее развитие наших экономических взаимоотношений, и что эта поездка сыграет известную роль в дальнейшем улучшении торговых отношений.

* Председатель финляндской делегации на'Экономических переговорах с СССР.


Хаксель уехал вместе с делегатами в субботу же. Он мне говорил, что доедет только до Выборга, что едва ли заедет в Гельсингфорс. Делегация эта имела узкие торговые задачи, и наши финансово-импортные затруднения главным образом и отразились на тех вопросах, которые поднимали финны. Этим отчасти нужно объяснить ие совсем удачные переговоры. Кроме того, упорство финнов, нежелание давать кредит мешали переговорам.

Что касается аннулирования хлебных сделок с Финляндией, то по этому вопросу мы переговорим с Народным комиссариатом внешней торговли и Хлебоэкспортом, выясним, насколько возможно исправить это дело.

Я думаю, что тот путь, который Вы наметили для пазреше-ния вопроса об алкогольных и таможенных зонах, правилен. Нужно только кончать скорее18'.

Как только прнедет Хаксель, я с ним поговорю об участии президента в заседании карельского о-ва. Но и Вам со своей стороны необходимо будет указать в министерстве, что это произвело в Москве неблагоприятное впечатление.

С коммунистическим приветом

Лралов

Печат. по арх.

415. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР*

Париж, 16 декабря 1925 г.

Уважаемый товарищ,

Все эти дни я был настолько занят с утра до вечера, что только теперь могу собраться иаписать вам о наших пространных разговорах с Брианом ** и с Бертело.

В субботу [12 декабря Î925 г.], после завтрака у Бриана, с ним была первая беседа вместе с другими участниками завтрака. Я, кажется, писал уже вам, что наиболее важной темой был вопрос о нашем вхождении в Лигу наций, причем Брнан наконец признал сам целесообразность нашей мысли об отдельных соглашениях с отдельными государствами по определенным предметам и с точным содержанием, вместо нашего подчинения Лиге наций с ее неопределенными полномочиями, хотя Бриан выразил надежду, что позднее мы все-таки вступим в Лигу наций. Тов. Раковский собирался писать вам подробнее об этом разговоре. Тогда же, между прочим, Бриан упоминал об антипатии к Англии, имеющейся во Франции, а также дал понять, что ои вовсе не восхищен Локарно, но что

* Печатается с сокращением. ** С 28 ноября 1925 г. председатель совета министров и министр иностранных дел Франции.


Локарно имеет как бы мистическое значение; Был момент во время этого разговора, когда, обернувшись ко мне, Бриаи тихим голосом и в скороговорку сказал, что Чемберлен действительно имеет такие мысли, которые я ему приписывал *.

В понедельник в 6 час. у нас состоялась обстоятельная двухчасовая беседа с Брианом, по окончании которой он выразил большое удовлетворение по поводу моего приезда и по поводу этого обмена мыслями.

Замечу с самого начала, что он уже ни слова не упоминал об отношении к нам Англии. Произнесенная им в субботу в скороговорку фраза была все, что он на эту тему сказал. Между тем в ноябре, при нашем свидании перед моей поездкой на юг, он очень пространно говорил о благожелательных намерениях Чемберлена и о своем будущем разговоре на эту тему. Этим он дал нам ясно понять, что примиренческая миссия, которую он сам себе захватил, была неудачной.

В понедельник беседу с Брианом я начал с того, что выразил желание рассеять всякие недоразумения по вопросу о нашем отношении к Турции. В субботу после завтрака Бриан сделал какой-то намек, который можно было понять как камешек в наш огород, по поводу подстрекательства нами Турции в мосульском вопросе11, о фальшивых документах; на эту тему говорилось, как вам известно, и в газетах. Состоявшийся в воскресенье визит турецкого комиссара иностранных дел не мог остаться неизвестным французским властям, сам комиссар иностранных дел имел в виду только отказаться от демонстрации в виде публичного сообщения о нашем свидании, но считал неизбежным, что о нем станет известно французскому правительству. Ввиду всего этого я сказал Бриану, что у меня был турецкий комиссар иностранных дел, что для Бриана нисколько не явилось неожиданностью. Я сказал, что я должен решительно возразить против заподозривании нас в подстрекательстве Турции. Я упомянул о том, что в Москве стали известны относящиеся к этой теме фальшивые документы и что я вообще хотел бы предостеречь Бриана против весьма распространенных дезинформации, опорочивающих нашу политику. Бриан ответил мне, что он это отлично знает и всегда проверяет строжайшим образом представляемые ему документы. [...]

Мы перешли к наиболее актуальной теме будущих переговоров о долгах. В качестве базы для разговора я взял статью Сен-Брнса в «Журналь»182, носящую явно инспирированный характер (позже нам подтвердили, что она написана Бертело). В ней далеко не все приемлемо, и речи о принятии всего в ней написанного не. было. Но. в ней имеется весьма ценный план создания трех подкомиссий: юридической —

См. док. № 398.


наподобие прежней лондонской комиссии о договорах, экономической— для рассмотрения вопросов о наших долгах, контрпретензиях и кредитах и политической — для общих вопросов. Чрезвычайно ценным является это одновременное упоминание в качестве программы экономической комиссии долгов, контрпретензий и кредитов. Мы с Брианом остановились на том, что мы не имеем в виду в данный момент официально, на бумаге, окончательно принять эту программу. Это сделают делегации тогда, когда они соберутся; но мы теперь можем констатировать, что в общих чертах, приблизительно наши взгляды совпадают относительно организации и программы работ будущих делегаций. Оии соберутся, как только т. Ра-ковский вернется из Москвы. Мы со своей стороны поэтому до того момента назначим нашу делегацию, и то же сделает французское правительство. Тов. Раковский спросил Бриана, назначен ли председатель французской делегации, и Бриан ответил отрицательно. По существу вопроса разговоров было немного, но, между прочим, мы отметили, что индустриальные кредиты будут полезны самой Франции, ибо означают заказы во Франции. Бриан сказал, что вполне понимает наше трудное положение перед нашим общественным мнением. Я ему рассказал о крестьянине, сказавшем мне перед Генуей, что его три сына были убиты во время интервенции, — этот рассказ я позднее повторил журналистам на аналогичный вопрос последних *. Необходимость одновременных кредитов мы объясняли Бриану, между прочим, нашим положением перед лицом общественного мнения рабочих и крестьян. Он сказал, что трудность обыкновенно заключается в том, что каждое правительство имеет свое общественное мнение, которое на него давит.

Мы остановились, наконец, на том, что немедленно по возвращении т. Раковского из Москвы делегации соберутся, окончательно установят программы и организацию работы и спешно приступят к делу.

Затем мы перешли к польскому вопросу. Я сказал Бриану, что одним из успехов моей поездки в Варшаву является то, что раньше польское правительство хотело говорить с нами за все балтийские государства, а в Варшаве Скшнньскии перестал выдвигать эту претензию; он сказал, что польское правительство не имеет перед балтийскими государствами обязательств и что в случае нашего наступления на балтийские государства польское правительство будет руководиться интересами Польши, которые делают для него весьма важным вопрос о существовании балтийских государств **. Дальше этого Скшииьский уже не шел. Я объяснил Бриану, что мы

* См. док. №412. ** См. док. № 323.


вовсе не намерены наступать на балтийские государства, а что мы готовы заключить с ними самые крепкие соглашения, ло что мы не можем допустить, чтобы Польша говорила от их имени. Бриан с этим всецело согласился. Тогда я сказал ему, что после разговоров о ликвидации [ряда материальных обязательств] Рижского договора* и о торговом договоре я говорил в Варшаве с Скшиньским об общей линии нашей политики; Скшиньский тогда с большим жаром признал желательность франко-советско-польского пакта относительно советско-польских границ и ненападения; речь шла о том, что сближение с Польшей поможет сближению с Францией и сближение с Францией поможет сближению с Польшей, и вообще о том, что вся политика обеих стран должна принять новый характер миролюбия по отношению друг к другу; наши тосты на эту тему были встречены всей польской печатью с единодушным восторгом; между тем когда после всего этого Кентжинский приехал в Москву, то он сказал, что переговоры будут о ликвидации [ряда материальных обязательств] Рижского договора н о торговом договоре, а когда т. Литвинов сказал ему, что в Варшаве мы говорили и об общей политике**, ой об этом промолчал. Бриан сказал с большим жаром, что его чрезвычайно интересует вопрос об этом пакте и что [его] нужно будет провести в жизнь; что касается уклонения Кентжинского от разговоров об общей политике, то он обратит на это внимание и окажет давление на польское правительство.

Разговор тогда перешел на Бессарабию. Тов. Раковский рассказал ему историю этого вопроса и различные фазисы его прохождения у союзников; Бенеш н Муссолини предлагали разделы, основываясь на разделе, произведенном по Парижскому трактату в 1856 г. По этому поводу мы объяснили, что этнографический состав Бессарабии не благоприятствует такому разделу и что принципиально подражание старой кабинетной дипломатии, кромсавшей народы, произвело бы у нас совершенно невозможное впечатление. Бриан сказал, что действительно кромсать области не подобает и что он понимает, что для нашего правительства это невозможно. Мы указали ему на опасности, проистекающие от постоянных мелких стычек на Днестре, хотя мы сами боремся против этого при помощи смешанных комиссий на Днестре. Мы поставили ему тогда больной вопрос о предполагаемом военном договоре между Францией и Румынией. Он довольно подробно рассказал нам в ответ, что при Пуанкаре французское правительство было готово подписать весьма далеко идущий военный договор с Румынией, но вопрос был отсрочен; некоторое

* См. т. III, док. № 350. ** См. док. № 364.


время тому назад гораздо более мягкий проект был предложен ему, ио был отклонен; теперь перед ним имеется совсем слабый и неопределенный проект, относительно которого ои может нас заверить, что тут иет ничего против нас и что, наоборот, в проекте имеется обязательство Румынии вести мирную политику, так что ои считает возможным иас совершеиио иа этот счет успокоить.

Ои спросил меня тогда, как обстоит у иас дело с Чехословакией. Я ему рассказал о политике Чехословакии в начале 1920 г., до выхода социалистов из правительства, и о политике Бенеша в период коалиции пяти партий; раньше Бенеш ссылался на то, что Пуанкаре не хочет, а теперь ои ссылался иа то, что часть коалиции не хочет. Бриан заметил, что после выборов положение настолько изменилось, что ои убежден, что теперь уже не то, и что Чехословакия в самом ближайшем будущем решится восстановить сношения с СССР, причем ои будет в этом смысле оказывать иа иее влияние. Я тогда сказал, что у иас имеется неудовольствие против Чехословакии в связи с субвеициоиированием * белогвардейских организаций и университетов чехословацким правительством; Белград является центром генералов, офицеров и крайних монархистов, а в Праге сосредоточены больше либералы, Земгор**, студенты и казаки. Чехословакия их официально субвенций-иирует, Бриан сказал, что ои и иа это обратит внимание.

Он спросил меня тогда об отношении к иам Югославии, и я рассказал о многократных и непонятных зоидажах югославских дипломатов***. Я припомнил, что Ниичич еще в Генуе говорил мие, что вооруженные белогвардейцы для сербов опасны. Однако до сих пор все остается по-прежиему. Бриан сказал, что ои и иа Югославию будет действовать, и ои убежден, что в ближайшем будущем она решит восстановить с нами сношения.

Я тогда перешел к более важному вопросу — о постоянном обмене мыслями по поводу новых явлении международной политики. Это решение было принято еще летом ****, Оно исходило от французского правительства и было мие передано Эрбеттом, наше правительство его официально приняло, оно было еще раз подтверждено французским правительством. Эрбетт приходит ко мне и иа этом основании спрашивает о нашем отношении к Польше и т. д., а когда я спрашиваю Эрбетта, ои оказывается без информации и без инструкций-Бриан сказал, что такому положению дел будет положен конец и что как в Париже через Раковского, так и в Москве че-

* — субсидированием (фр.). ** См. т. V, прим. 91.

*** См. т. V, док. № 294; т. VI док. № 233, 312 и док. № 82, 84, 389, 396 настоящего тома. **** См. док. № 272,


рез Эрбетта мы будем проводить это решение, которое ои признает крайне интересным и важным. Я тогда сказал, что по плану, изложенному в статье Сеи-Бриса, политическая комиссия должна говорить об общей политике вообще, но это все равно, что положить океан в маленький стаканчик. Только в процессе самой жизии, путем постоянного обмена мыслями, столковываиий можно привести к взаимному прилажению нашей политической линии одной к другой. Из этого постепенно выйдет согласование нашей политики. Бриан сказал, что ои считает это в высшей степени важным и вполне разделяет связанные с этим перспективы, Ои тут сказал несколько слов иа ту тему, что наши интересы нигде не сталкиваются.

Поговорили мы и о «привлечении интересов:», и о перспективах развития между нами торговых отношений, и привлечении к иам французских капиталов. Я сказал, между прочим, что развитие экономических сношений содействует развитию дружественных отношений между народами. На это Бриан ответилt что не всегда оживленные экономические отношения сопровождаются любовью к другому народу.

Под конец мы заговорили о флоте и припомнили кое-что из истории этого вопроса. Бриаи категорически заявил, что ои считает флот нашим и считает необходимым иам его вернуть. Кое-что он тут мельком упомянул о трудностях ввиду общественного мнения. Однако он подтвердил необходимость возвращения иам флота.

Расставаясь, мы оба констатировали, что наше свидание было отнюдь ие напрасным и может иметь чрезвычайно значительные последствия для нашей политики.

С товарищеским приветом

Георгий Чичерин

Печат* по арх.

416, Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР*

Париэю, !6 декабря 1925 £.

Уважаемый товарищ,

Сегодня в 10 час. утра у нас была часовая беседа с Бер-тело и в 5 час. дня двухчасовая беседа. Вначале т, Раковский говорил о некоторых местных делах, потом мы перешли к содержанию нашего разговора с Брианом**. Бертело сам просил нас сообщить ему содержание этого разговора. Когда я ему рассказал о польских делах, ои сказал, что Бриан поручил ему послать телеграмму в Варшаву. Я заметил, что мне Бриаи ничего ие говорил о телеграмме. Бертело на это отпе-тил, что нужно различать концепцию и исполнение; Бриану

* Печатается с сокращением, ** См. док. № 415.


принадлежит концепция, а ему поручается исполнение, причем Бриан говорит, что концепция бывает хорошая, но в девяти десятых [всех] случаев не удается, отсюда необходимость хорошего исполнения. Вертело, таким образом, сам себя зарекомендовал как политического фактотума * Бриана. Мы поэтому не только повторили с ним весь разговор, имевший место с Брианом, ио прибавили многие детали и от него выслушали много новых деталей; относительно Польши было сказано то же, только с большими подробностями. Относительно Румынии кроме повторения прежнего разговора я дал некоторые детали о переписке с Вайда-Воеводом и позднейшими министрами и о моем разговоре с Диаманди в Лозанне, когда впервые Румыния согласилась на конференцию без предварительных условий; далее я объяснил, что уже создана автономная Молдавская Республика, так что Бессарабия просто войдет в состав этой автономной республики, что предопределит ее будущее автономное положение. Относительно плебисцита Бертело сказал, что теоретически это лучше всего, но на практике обыкновенно ничего не выходит. Мы ему рассказали еще подробнее, чем Бриану, эпизод с желанием наших военных начальников напасть на Румынию в 1921 г., что было решительнейшим образом отвергнуто нашим правительством. Бертело сказал, что он усматривает в этом доказательство нашей благоразумной и миролюбивой политики. Подробно объяснял ему о причинах стычек на Днестре н о положении петлюровцев в Румынии, затем об ужасах и зверствах в Румынии и о трудном положении, в котором мы оказываемся, когда на пленуме ЦИК выступают люди с мест и обвиняют нас в бездействии. Подробно говорил о плане франко-румынского военного договора. Бертело объяснил, что предыдущий политический директор хотел чем-нибудь отличиться и, наподобие франко-польского и франко-чешского договоров**, заключить договор с Румынией, ио это было отсрочено. Затем несколько месяцев тому назад это было снова предложено в гораздо более смягченной форме, однако и это было отвергнуто; теперь имеется совсем невинный проект, который отнюдь не должен нас пугать и который прислоняется*** к отношениям Лиги наций. Французское правительство, по словам Бертело, всеми силами удерживает румынское правительство от враждебной политики против нас, и сама Румыния настолько неспособна к ведению войны и настолько сама боится войны, что, несомненно, не будет порываться к войне, Все, что мы рассказали относительно румынских дел, он себе заметил. Я сказал также о том, что до нас дошли слухи о намерении Англии устроить военно-морскую базу на

* — лицо, беспрекословно исполняющее чьи-либо поручения (нем.). ** См. т. VII, прим. 1, *** Так s тексте,


румынском берегу или иа острове Змеиный, и т. Раковский дал по этому поводу детали, Вертело сказал, что ему об этом ие известно и что отдавать территорию чужому государству для устройства военной базы есть весьма трудное и крупное дело, на которое Румыния вряд ли решится.

Я спросил и о слухах относительно военного договора Польши с Малой Антантой, но Вертело считает это весьма мало вероятным и полагает, что во всяком случае Чехословакия на это не пойдет. [...]

Подробнее, чем с Брианом, говорил и о Чехословакии, и

о Югославии, и о положении эмигрантов, Вертело спросил, имеет ли реальное значение присутствие в Югославии этой массы эмигрантов, Я указал, что несколько раз, например после Генуи в 1922 г.* и позднее, у белогвардейцев были планы переброски своих вооруженных сил в Румынию для борьбы против нас. Вертело говорил о том, что где-нибудь эмигранты должны находиться. Я объяснил, что пребывание где-нибудь эмигрантов в качестве обыкновенных граждан — это одно, а существование эмигрантских организаций с оружием в руках и целых эмигрантских отрядов, а также признание царских посланников, как Штраидтмаиа в Белграде,— это совсем другое,

Я спросил Вертело о его отношении к панарабизму и к движению ваххабитов. Ои сказал, что не приписывает никакого серьезного значения панарабизму, что сам Ибн Сауд и ие думает о том, чтобы сделаться общеарабским властителем, и что Аравия вообще есть неорганическая** страна, где невозможно создание единого, объединяющего страну государства.

Перейдя к вопросу о долгах, мы повторили вообще то, о чем была речь с Бриаиом. Вертело упомянул, что в связи со словами Бриана, что еще нет председателя, де Монзи обиделся и что приходится считать окончательно установленным назначение де Монзи председателем французской делегации. Относительно состава подкомиссий он сказал, что для юридической подкомиссии достаточно будет одного Фромажо с помощниками, Политической же комиссией он, Вертело, будет заниматься сам. Весьма многочисленна, наоборот, должна быть экономическая подкомиссия, причем он имеет в виду включение в нее какого-нибудь крупного банкира ввиду постановки вопроса о кредитах. Как только т. Раковский вернется из Москвы, уже эта организация начнет действовать.

Была речь и о тех общеполитических вопросах, о которых мы говорили с Брианом, но по этому поводу не было сказано ничего существенно нового.

* В тексте опечатка — 1921 г. Jl! Так в тексте,


Затем мы поставили ему вопрос о флоте. Вертело сказал, что он сам вполне признает необходимость самостоятельного разрешения этого вопроса, который не должен быть привязываем к вопросу о долгах. Но на правительство давит общественное мнение, не желающее, чтобы правительство отказалось от этого козыря. Ввиду этого нужно идти на средний исход: он предлагает, чтобы мы совместно опубликовали заметку о результатах наших переговоров, причем в этой заметке будет говориться сначала о том, что мы решили создать комиссии по поводу долгов, затем будет говориться о том, что французское правительство вериет флот, и, наконец, будет сказано и о том, что суда будут чиниться во Франции, а совсем негодные будут проданы на слом французам. Такая заметка вызовет у некоторых впечатление, что французское правительство ие отказалось даром от флота, между тем как в действительности эта заметка будет просто содержать перечисление различных принятых решений.

Данный нам Вертело проект формулы мы потом вечером обсуждали с т. Раковским, и завтра утром наш проект должен быть передан Вертело перед посещением им Бриана ï8s.

Под конец мы его спросили, как ои себе представляет разрешение вопроса о долгах. Он сказал, что будет настаивать иа признании определенной суммы в золотых франках, ибо при падении франка всякое другое решение поставит Францию в невозможное положение, между тем фактически займы выпускались в золотой валюте. Зато он будет стоять за значительную редукцию, но с тем, чтобы как можно скорее выплачивались проценты так, чтобы публика видела, что есть реальный результат- Тут ои вполголоса проговорил что-то о редукции до четверти. Итак, он хочет принять номинальную сумму в 2,5 млрд. зол. фр., что, конечно, отстоит весьма далеко от наших сумм. Мы ему тогда стали объяснять отношение между признанными долгами и кредитами, и т. Раковский ему изложил взаимоотношения между тремя элементами; признанной суммой долга, высотой суммы кредита и высотой процентов. Разница между дороговизной денег во Франции и дороговизной денег в СССР должна дать возможность капитализации получающегося избытка процентов для уплаты долгов. Он все это выслушал весьма внимательно н без всяких возражений и сказал, что ои обдумает, что именно на такой базе можно было бы предложить. При расставании с нами ои с большим жаром подчеркнул, что эти разговоры дали ему очень много и что ои твердо надеется на успех переговоров и на налажение наших отношений.

С товарищеским приветом

Георгий Чичерин

Печат. по арх*

ПЧ


417.Телеграмма Полномочного Представителя СССР вЛатвии А. С. Черных члену Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР С. И.Аралову

16 декабря 1925 г.

Мы сообщили министерству иностранных дел, что Чичерин остановится в Риге проездом*. Альбат выразил от имени

правительства и президента чувство глубокой радости и просил об остановке Чичерина на более продолжительный срок, чем от поезда до поезда, указывая, что в этом случае минии-дел Латвии ответит визитом. Латвийское правительство готово дать Чичерину экстренный поезд. Латвийское правительство предполагает обсудить с Чичериным следующие вопросы: о гарантийном договоре, о торговом договоре, вопрос о торговой палате, о возвращении атласа латвийских лесов.

Мы ответили, что ввиду незнакомства Чичерина с этими

вопросами и с латвийскими предложениями обсуждение сможет носить лишь самый общий характер **.

Полпред

Печат. по арх.

418- Договор [между Союзом ССРи Турцией]184

(17 декабря 1925 ?J

Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Турецкой Республики, признавая отвечающим интересам обеих Договаривающихся сторон определение точных условий, способствующих укреплению прочных нормальных отношений и связывающей их искренней дружбы, назначили с этой целью г. Георгия Чичерина, Народного Комиссара по Иностранным Делам Союза ССР, и г. Тев-фика Рушди-бея, Министра Иностранных Дел Турции, которые согласились о следующем:

Статья 1

В случае военного выступления против одной из Договаривающихся сторон со стороны одной или нескольких третьих держав другая Договаривающаяся сторона обязуется соблюдать нейтралитет по отношению к первой.

Примечание. Под выражением «военное выступление» не должны пониматься военные маневры ввиду того, что они не наносят ущерба другой Стороне,

* Г. В- Чичерин возвращался в СССР из Западной Европы, ** См. док. № 430,


Статья 2

Каждая из Договаривающихся сторон обязывается воздерживаться от всякого нападения на другую; оиа равным образом обязывается ие принимать участия ни в каком союзе или соглашении политического характера с одной или несколькими третьими державами, направленном против другой Договаривающейся стороны, равно как ни в каком союзе или соглашении с одной или несколькими третьими державами, направленном против военной или морской безопасности другой Договаривающейся стороны. Кроме того, каждая из обеих Договаривающихся сторон обязывается не участвовать ни в каком враждебном акте одной или нескольких третьих держав, направленном против другой Договаривающейся стороны.

Статья 3

Настоящий Договор вступает в силу с момента его ратификации и будет находиться в силе три года. После этого Договор будет признаваться автоматически продленным на годичный срок, если одна из Договаривающихся сторон не предупредит о своем желании прекратить его за шесть месяцев до истечения срока его действия.

Учинено в Париже 17 декабря 1925 года.

Георгий Чичерин Т. Рушди

Протокол I

Условлено, во всяком случае, что каждая из Договаривающихся сторон сохраняет полную свободу действий, поскольку то касается ее отношений всякого рода с третьими державами, вне пределов тех обязательств, условия которых установлены в настоящем Договоре.

Учинено в Париже 17 декабря 1925 года.

Георгий Чичерин Т. Рушди

Протокол II

Обе Договаривающиеся стороны условились о том, что в выражение «политического характера», упомянутое в статье 2 Договора от сего числа, должны быть также включены все финансовые или экономические соглашения между державами, направленные против другой Договаривающейся стороны.

Учинено в Париже 17 декабря 1925 года.

Георгий Чичерин Т. Рушди


Протокол III

Обе Договаривающиеся стороны обязуются равным образом предпринять переговоры для установления порядка урегулирования споров, которые могли бы возникнуть между ними и которые не могли бы быть улажены обыкновенным дипломатическим путем.

Учинено в Париже 17 декабря 1925 года.

Георгий Чичерин Т. Рушди

Печат. по арх. Опубл. в «Собрании законов..», отд. IIj Л* 26, 27 сентября 1926 г., стр. 425—428.

Договор ратифицирован: ЦИК СССР 8 января 1926 г., Великим Национальным Собранием Турции 11 февраля 1926 г.

Обмен ратификационными грамотами произведен в Стамбуле 29 июня 1926 г.

Обмен нотамн между Народным Комиссаром Иностранных Дел СССР Г. В. Чичериным и Министром Иностранных Дел Турции Тевфиком Рушди в связи с подписанием договора между СССР и Турцией от 17 декабря 1925 г.

1. НОТА

НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР •МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ТУРЦИИ

ТЕВФИКУ РУШДИ

Париж, 17 декабря 1925 г.

Господин Министр,

В дополнение к Договору, подписанному сего числа обоими Правительствами *, считаю необходимым ясно указать, что искренняя дружба, всегда существовавшая между обеими Сторонами с момента заключения Московского договора от 16 марта 1921 г.**, останется нерушимой и послужит основанием для их отношений и в том случае, если бы одна из Договаривающихся сторон оказалась в состоянии войны с одной или несколькими третьими державами.

Примите, господин Министр, уверения в моем глубоком уважении.

Г. Чичерин

2. НОТА

МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ТУРЦИИ НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР Г. В. ЧИЧЕРИНУ

Париж, 17 декабря 1925 г.

Господин Народный Комиссар,

В дополнение к Договору, подписанному сего числа обоими Правительствами, считаю необходимым ясно указать, что

* См. док. № 418. ** См, т, III, док, №342,


искренняя дружба, всегда существовавшая между обеими Сторонами с момента заключения Московского договора от 16 марта 1921 г., останется нерушимой и послужит основанием для их отношений и в том случае, если бы одиа из Договаривающихся сторон оказалась в состоянии войны с одной или несколькими третьими державами.

Примите, господии Народный Комиссар, уверения в моем глубоком уважении,

7\ Рушда

Ноты печйт. по арх.