Миниатюра эпохи варварских королевств

Книжная миниатюра являлась ведущим видом ис- ва в эпоху варваров. Книга в Средние века являлась вещью сакральной, священной. Она несла в себе слово Божье.

Обложка из дерева, обитая кожей с металлами драгоценными камнями. Писалась на выбеленной коже несколькими людьми. В книгах имелась ковровая страница, имеющая значения оберега. Она украшалась различным орнаментом. В начале евангелие распологался архитектурный вход (содержание)

Существовало 2 основных школы:

Ирландская и Франкская.

Ирландская.

Островное ис- во наиболее ярко раскрылось в книжной миниатюре. В мастерских возникло особое каллиграфическое письмо. Каждое написанное слово воспринималось, как магический знак. К букве относились, как к священной реликвии, заключая ее в драгоценную оболочку, сотканную из изощренного орнамента. Ирландская школа превратила букву в начале текста в особую художественную форму украшения книги - инициал. Инициалы достигали огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорировали различными мотивами, основа которых коренилась в кельтском наследии.

Древнейшая книга этой школы - «Евангелие из Дарроу» (вторая половина VII в., Дублин, библиотека Тринити- колледжа).

В декоре этого манускрипта объединены различные по происхождению орнаментальные формы: точки, завитки, спирали, раструбы, ленты, образующие сложные плетения, среди которых возникают растительные мотивы и головы фантастических животных, ими заполнены целые страницы. Но стихия динамичного орнамента уравновешена разумной волей6 в расположении мотивов читается симметрия, страница имеет обрамление и центральное поле. Человек изображался антропоморфно. Ангел, предваряющий Евангелие стилизован.

«Евангелие из Келсса» (конец VIII в., Дублин, библиотека Тринити - колледжа)

Этот манускрипт выделяет щедрость орнамента. Осязаема связь с ювелирным ис- вом: орнаментальная страница воспринимается как драгоценный оклад для священного текста.

Франкская.

С VII столетия важнейшим разделом меровингского ис- ва стала книжная миниатюра. Центр книгописания располагался в Северной Галлии. Манускрипты той поры- это по преимуществу литургические книги или сочинения отцов церкви: Евангелия встречаются все реже. Повествовательные сцены в них отсутствуют: миниатюристы и заказчики отдавали предпочтение символическим и сакральным знакам. Фронтисписы украшает крест в арке, иносказательным смыслом полны представленные в книгах животные, птицы, и рыбы. Резвившийся «меровингский» курсив сообщил начертаниям букв динамичный и декоративный характер. На фоне этого подвижного письма возникают рассыпные по тексту плотные, красочные зооморфные инициалы и буквицы. Яркая цветовая гамма с преобладанием красных, зеленых, желтых и синих тонов указывает на связь меровингской миниатюры с цветными эмалями и узорчатыми тканями.

Изображение в книгах плоскостное, буква Т изображается в виде распятия.

Геласианский сакраментарий (750 г, Ватиканская библиотека)

Гелонский Сакраментарий (к. VIII в., Париж)