ЛЕКЦИЯ №6.

РЕФОРМАЦИЯ. Пересмотр всего и вся. формирование новых течений в христианстве.+ разрыв их с Римом. Кризис. но он привел к обновлению, приспособление к дух запросам общ-ва, организац-я реорганизация Ц. вхождение и позже - та конфесион карта мира, кот мы имеем сейчас - это плод реформации.

1) Стремление к реформам в Ц - не новое. сопровождает хр-во на всей ист ее сущ-я. всегда есть люди кот не удовлетворены Ц. на протяж св - много обновленческих течений - монашество, жесткие монаш реф-мы - клюнийская, + попытки повлиять на ментальность клира - из недр самой Ц. много реформ св Ц.
Термин Реформация - только для Р. - то что случилось в 16 веке. полит и орг притензии к катол Ц. - масса примером и явл - соборное движ-е 14-15 вв - попытка поставить под контроль власть римской курии - папы над соборами, а соб. виж. пытается справится с папами, НО проигрывают. к к.15 в. из брьбы выход что она побеждает - папская курия.

Крупнейш гос-ва евр по мере роста нац сознания - активно полемизируют с папами. ист взаимоотн крии со светскими правителями, не признание папами светской власти, тд. все ведет к противостоянию. Англия - интердикты. + догматич критика - винклиф, чехи - гус и др. критика - моральн, усиливш власть Пап, + финансовая сторона -к к15 в. в обществ сознании сильны антиклирикальн настроения - общ-во считает что Ц оч разбогатела, ведет себя неправильно. связ с политикой Пап, кот чувств себя оч уверено - Юлий 2 (1503-1515), Лев 10 (1515-1521). у общ-ва ощущуение что Ц слишком обмирщилась и слишком богата, преданы принципы Христа, ап. Петра.

Есть критич потоки, но они никогда н создавали большой критич массы - не создали движения за реформы радикал. Нач16 в. - произошло. Почему? Связ с соц. психологией того времени. Ц. - понятие широкое - не только клир, но и вся огромн сообшество мирян, и с ним происх перемены - кот формируют новые запросы духовного плана. именно новые запросы и есть ПРИЧИНА Реформации. Искать соц корни-слишком прямолинейно, Р объединит все слои. соц анализ применим, но все не решает.

Соц. психология. Что творилось в головах и душах накануне Р. - к.15 в.
Это эпоха повышения грамотности. Евр население городов, ср слой, бюргерство - грамотные, они читают на латыни, но и на нац языках. Они достаточно состоятельны, воспринявшие культуру Возрождения. с идеологией индивидуализма в определ мере. Христианин преисполнен чувства собств достоинства - противоречие с традиц аскетич вероучением - он песчинка, рожлен из праха в прах и уйдет. ощущение ничтожества бОльшей частью общ-ва преодолено, в осн элитой. привыкли к книжн культуре, мы можем на осн источников узнать их ощущение по поводу веры - что у чел. в душе?

Пробл. со спасением,. связ с тем как чел-во должно спастись. д. благодаря искупит вере Христа. появл масса симптомов, что люди заново открыв для себя эту проблематику - пытаются вчувствоваться как он страдал, интенсифиц отн к пробл этой. Новые праздники входят в Ц календарь - есть коллект формы - люди начин совершать ритуал действия -подумать над пробл распятия христа. праздник Тела Христова - под к.14 века - разговор о пролитой крови -о стигматах. Нов иконограф сюжеты и праздники - тема семи о богородице (стоны Б.) -подумать над тем как больно и ему и его матери. + процессии по этому поводу, организ-и мирян, кот отмечают эти вещи мистериями.

Формы благочестия, кот не связ с трад Ц., благочестием. не хватает чего-то, чего то еще действий, кот помогут быть увереным в том, что вы спасетесь. миряне начин организ в общины на подобие монашеских. цель - улучшение рист образования идей, м.б. женскими/муж. это обществ инициатива, стремление людей жить чище, моральнее, чем до. Такие импульсы - нидерланды - объед-я напоминают секты - Новое Благочестие. распростр на германию, это инициатива изнутри.

+ огромн колво книжной продукции, кот показ как растет индивидуал практика благочестия. 14-15 вв - мини издания рукописн -потом печатные покет-бук. молитвословы, часословы, они расчитаны на Ж., на хозяек, на м-отцов семейств. избираются молитвы св - приспосабл к нуждам простых людей. кол-во ч/лит-ры, кот все время вместе с людьми. это все выход. за рамки трад. Ц. У людей есть ПОТРЕБНОСТЬ размышлять и предпринимать к-то осмысленные действия.

Что предлагает в плане спасения этим людям сама катол Ц. традиц Ц учение - на 2 китах - теория первородного греха + тезис о единоспасающей роли Ц.
По библ представлениям то что прароители ослушались запрета Творца -все потомство запятнано первородн грехом. даже невинные младенцы НЕ спасутся. долгое время Ц исходила из дуаализма загробного мира -толкьо рай и ад, потом чистилище. души д быть подвергнуты суду - и в рай/ад. И как спастись? что есть гарантия спасения. на протяж св - тезис -чел может спастись только в лоне Х.Церкви. заслугами Христа, но огромн значение - теории божеств благодати, кот есть залог спасения. БЛАГОДАТЬ - понятие сложное. на протяж. св – все более материалистич. благодать стали воспринимать как что то овеществленное. Свет. дискуссия почти на нацчн уровне. ее типа можно ощутить физич. на себе. ее можно воспринять – попцлярн теория. праведник сам становится вместилищем благодати – отсюда учение Ц о св праведниках –они сосуды благодати – отсюда нетленные мощи, чудеса.

Идея СВ теологов – благодати много, избыточность ее. 1 кровинки Х достаточно чтобы обмыть все челов-во. значит ее много, преизбыточна – а кто ее хранит. Катол Ц – заявление –хранительница благодати на земле – Ц., она как наследница Х и апостолов претендует на то что она ее хранит и может ее распределять. Христос завещал строит-во Ц, ап Петр – цстроит в Риме, его наследники Римские папы, значит все в их руках. в реал жизни ее сообщают людям священники, их миссия –спасать челов-во. тезис о богоспас роли. а КАК сообщение ? оно соверш регулярно через сист ТАИНСТВ, они р\м – обряды – передача благолати от Ц к конкретн чел-ку.

7 ТАИНСТВ катол. Церкви. чел должен некот совершать регулярно, все они – таинства.

1) таинство КРЕЩЕНИЯ. приобщение к сообществу христиан, может после – спастись. смысл – погружают в купель/окропляют, крестн знамение, словестн формулы. потом появл крестные матери/отцы – жизнь ритуала. есть ВОДА и ЖЕСТЬ, ФОРМУЛЫ – через них – благодать младенццу. свящ-к – ключевая роль в воз-ти спастись.

2) ПРИЧАСТИЕ/ПРИЧАЩЕНИЕ/ЕВХАРИСТИЯ. надо совершать регулярно. оно заповедовано в еванг истории, прототив – момент тайной вечери. предлаг вино и хлеб, примите сие есть тело мое, сие есть кровь моя. Ц предлагает совершать регулярно. обряд – есть священник – подготовка таинства, в алтаре готовят хлеб и вино, центр момент –вознесение над алтарем в рез чего соверш-ся ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ хлеба и вина в плоть и кровь Христа. мистич слияние всех присутствующих. р/м как буквальное приобщение. Таинство вызывало огромн кол-во пробл, в понимании его, оно трансформ-ть на протяж св. оно вульгализир-ся. экономят в вине для верующих, дают только хлеб. есои хлеб есть тело, то в теле есть и кровь, + вино – только для дух-ва. это вызывает критику, раздражение. Люди того времени –пытливые, особенно если простецы, а слушают латинские песнопения, не понимаби ритуалов. задают вопр. вопр связ с пресуществл-м – как происходит это превращение? само дух-во не было едино в этом вопр. кто-то считает, что трансубстантинация мб и не происходит, тк изначально весь мир – эманация Творителя. он сотворил материю из себя, те везде есть его плоть. те уже все есть –консубстанцинации – сосуществование. не все разделяют, не считалась еретической.
Др считали, что вообще ничего не происходит. др – это превращение только у нас в сознании – это напоминание о жертве Х.
К 14 в. это часто смущало верующих. это отдает канибализмом. + есть случаи, кот показ что верующие думали –что случается с дарами кот не употребили во время таинств – что будет если мышь съест – она что, причастится? можно ли будет потом убить эту мышь. хотят понять таинство.
В среде самих теологов растет желание – давать ответы в абстрактно-символич смысле. не буквально пресуществ-е, а символич. действие.

3) Таинство МИРОПОМАЗАНИЯ/Конфирмация. посреднич. – миро – спец очищенная смесь масла. смысл – миром помажут лоб, иногда грудь, лопатки, руки. смысл – укрепление в вере, соверш-ся всякий раз когда надо. традиция сложилась – прибегают когда подростки осознанно восприняли доктрину – конфермация лет в 12-13. до этого отвечают от себя – кредо. может соверш-ся по просьбе воинов уходящ на войну.
+ часть обряда коронации, помазания на царство.

4) ИСПОВЕДЬ/ПОКАЯНИЕ. Чрезвыч большая роль –в катол Ц. оч большая роль священника. надо периодич-ки прихоит в Ц.. качтьяся открыто в грехах. Устная исповедь. отпускает грехи, назнач наказание. те он имеет ПРАВО ОЧИСТИТЬ ОТ ГРЕХА. те фактически заступает на роль самого творца. Викарий Христа.

5) Необязательное – ТАИНСТВО БРАКА. Этот союз р\м как перед лицом бога, он нерасторжим, тк это мистич процедура. через венцы – снисхождение благодати. свящ-к как транслятор благодати.

6) ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ. перед уходом. свящ. приходит с елеем – мажет губы, грудь, лоб – облегчить состояние и переход в мир иной с очищенной душой.

7) не со всеми – РУКОПОЛОЖЕНИЕ В САН/ Таинство священства. оно необх-мо чтобы придаеть ему мистич сущность, выделить из ост мирян. пока не пройдет этого обряда – не может совершать эти таинства. есть вариации обряда. простирается на полу – помазание всего что будет задейств в др таинствах. поднимается уже священником.

 

Сист таинств – внушать надежду на спасение. кроме 7 таинств – спасение обеспеч-ся в лоне Ц – соблюдение Ц дисциплины – набор требований – уважаешь клир, периодич приход. в Ц., участв в церемониях праздниках крестн ходах и тд. + ДОБРЫЕ дела. для спасения оч важны они – раздача милостыни, милосердие вообще. завещать свои деньги Церкви, делать вклады в Ц. все это должно снискать отпущение грехов.

+ необходимость действовать в соотв с источниками веры. Что есть ИСТИНА? Священное писание – комплекс книг ветхого и нового, но признает и СВЯЩ. ПРИДАНИЕ – комплекс рукотворных док-в, кот сложились за время сущ-я Церкви – реш-я Вселенск соборов, папские буллы и тд.

Если чел. живет в рамках таких норм поведение – должен спастись.

!!!!!! Пробл того что люди представляли относит-но своей СМЕРТИ. Тк в вероцчении есть нестыковки. связ с тем, когда происход суд над душой – он индивидуален, или большой страшный сул. в бытовом сознании – сразу после смерти борьба дьявола и ангелов. если верить в это – противоречие с большой эсхатологией – все поднимутся из могил во время 2 пришествия. Представление – д быть промежут зона. где души пребывают меду адом и райем. со св. патрика представления. чистилище долго не признавалось. к 14 веку идея прочно вошла в сознание + принята Ц. Т.е. загробн мир – 3-частн. в чистилище – души пребывают в страхе. все там страдают. с чистилищем – представле-е – костры ада близки, душевн муки –боиться –это уже наказание. Как идея счистилиза связ с идеей наказания и спасения. постепенно катол Ц. начин учить что на судьбу души наход в чистилище – можно повлиять – тк клир распоряж благодатью. те если кто то умер, вы-на земле, можете воздейств на его судьбу, воззвав к Церкви. Ц. начин уить, что можно помочь попасть в рай, если заказ-ть (ЛЮБОЕ ТАИНСТВО СТОИТ ДЕНЕГ), если приносите регулярно – очищаете душу умершего от грехов – можно помочь попасть в рай. Эффективно – огромное кол-во часовен, от строятся в церквях. в кажд из них есть свой алтарь – смысл капелл – часовни где свящ-ки возносят доп. молитвы за усопших. семейные/святому. не 1 литургия в день, а десятки – свящ-к молится за умерших – архитектура соборов.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ – грамота об отпущении грехов. формализов. момент –пугает. гл образом покупатели –люди кот хотели купить их ради новопреставленных. Связь представлений этих с благодатью. Эти тезисы тревожили многих.

С подобным чувством связ нач реформ-и.
Спор – оч недоволен – это заблуждение, папа не должен это продавать. убеждение что папа теологически не имеет права распоряжаться благодатью. думает что архиеп саксонии выступит против этого. Тогда простой чел Лютер – решил поднять шум – пишет на листке бумаге 95 тезисов против индй – прибивает к дверям универс. церкви – это тезисы для диспута – давайте подумаем над пробл. – огромн рнезонанс. гл идея –отказ от индульг-й – Ц. не может отпускать грехи за деньги. чернез мес – кто то в рим отправил. ответ – вяло напонимают, что что0-то может вызвать обвинение в ереси. лев10 – нет дела до к-то пьянного немецкого монаха. НО Лютер начинает злится, вступает в палемику- надеется что папа услышит и одумается. трактаты, памфлеты – вызывает реакцию урии. 1520-булла папы –отлучает лютера от Ц. что он сказал – до чего дошел? чел с железной логикой, вообще прогр Р. вытекает из Л. тезиссов.

1. гл вопр – чем человек спасается. он его решает после долгих размышлений – ЧЕЛОВЕК СПАСАЕТСЯ ТОЛЬКО ВЕРОЙ В ХРИСТА, СОБСТВЕННОЙ ВЕРОЙ В СПАСЕНИЕ ЧЕРЕЗ ХРИСТА. Церковь не имеет права на утверждение единоспасаемой роли. Ц. – не причем. из него –следствия – Л. думает – если индивидуал – причем тут сист таинств. оставляет всего 2 таинства – КРЕЩЕНИЕ и ПРИЧАЩЕНИЕ. Почему? тк единств источник веры для христианина – Библия. там находит прототипы и описания 2 таинств –крещение христа, тайная вечеря. всему ост – нет примеров в библии – значит это выдумки клириков –отрицает силу 5 таинств – это всего лишь ритуалы и обряды –нам они никем не заповедованы. Следствие – брак – обряд, возможен развод. Пересмотр сист. таинств. Свящ. предание – не авторитет, не боговдохновенно, это сделали люди. не сопоставимо.
Для спасения – чел-ку необходимо знание источника – Библии. но она сущ-т только пока на латыни – а бол-во не может ее прочесть. + на латыни – служба, объяснения нет, просветит-во – редко. Лютер – давайте сделаем акцент на постяжении СМЫСЛА СВЯЩ писания, уйдем от ненужных вещей – крестн ходы, воскурение ладана, убранство, музыку. сосредоточ. на сути вещей. зад – перевод Библии на немецкий.

2. очищение Ц. от всего лишнего. Отказ от почитания креста как такового. это орудие пытки. бесполезно молиться посредникам – скульпт изображ-м, образам, священникам. это лишнее. сосредоточ. на слове.

3. Службу-упростить. акцент – проповедь. раз все так, то зачем – священники. ВСЕОБЩЕЕ СВЯЩЕНСТВО ХРИСТИАН. Клир ни чем не отличается от нас, мы все христиане, нас такими делает крещение. если хотите покаяться – можно и близким. все христиане братья и священники.

1525 год – Вормсский рейхстаг. собрание светских и духовн правителей. император-князья-прелаты. 1 из сал пунктов-призввание лютера, чтобы он раскаялся. все полагали –минутное дело, а тут на тебе. он сказал что не раскаятся, на этом я стою и не могу иначе. и ушел. его похищают неизвестные люди – курфюрста сакссонского – а то могли арестовать. курфюрсту особенно понравилась идея секуляризации земель.