Ячмень, виноград, оливы – средиземноморская триада.
Периодизация критской истории:
История насчитывает более тысячи лет.
1. Раннеминойский период (30-23 века до нашей эры) – время накопления признаков цивилизации и разложение родовых отношений.
2. Среднеминойский период – «Эпоха старых дворцов» (22-18 века до нашей эры) – становление минойской цивилизации, освоение бронзы, производственный прогресс, появление социального неравенства, образование государства, возникновение письменности.
3. Рассвет минойской цивилизации – «Эпоха новых дворцов» (17-15 века до нашей эры) – создание мощной морской державы, рассвет культуры.
4. Позднеминойский период (14-12 века до нашей эры) – ослабление критского государства, завоевание Крита ахейцами, угасание минойской цивилизации.
Периоды называются минойскими по имени легендарного царя Миноса – критского правителя. В начале 3 тыс. до нашей эры на Крите было освоено производство меди, затем бронзы. Основой сельского хозяйства стало земледелие. Экономическое процветание Крита в 3-2 тыс. до нашей эры зависело от трёх источников обогащения. Торговля, рыболовство, пиратство. Развитие критской экономики вызвало:
1) Быстрый рост населения.
2) Социальное расслоение – появление знати, рабов.
3) Более сильные племена подчиняют себе соседей, облагает их данью.
4) Существующие племена и племенные союзы приобретают более чёткую политическую организацию. То есть, образуется государство.
Итогом этих процессов, было образование первых «дворцовых» государств Крита.
Дворцовая цивилизация.
- Старые дворцы
- Новые дворцы
Уже в начале 2 тыс. до нашей эры на острове сложились самостоятельные государства, каждое из которых состояло из 20-30 небольших общинных поселений. Группировавшихся вокруг одного из четырёх больших дворцов:
Кноса, Феста, Маллия, Като-Закро.
Период старых дворцов.
Социально экономическое и политическое развитие критского общества вызвало потребность в письменности. Возникает пиктографическое письмо (слово передавалось символом) – пиктограммой. Затем возникает слоговая письменность (символ обозначал слог). Около 1700 года до нашей эры старые дворцы были разрушены в результате сильного землетрясения. Вскоре на месте разрушенных дворцов были построены новые.
Начинается период новых дворцов. Самый знаменитый дворец Миноса в Кноссе (лабиринт). В социальной и экономической жизни, дворцы играли роль городов. Они были административным и религиозным центром. Кладовой государства. Ремесленной мастерской и торговой факторией.
Особенности социально-экономических отношений в государстве:
1. Низкий жизненный уровень минойской деревни. Её отсталая культура в сравнении с культурой дворцов.
2. Преобладание небольших посёлков с глинобитными домами, узкими улицами.
3. Построение взаимосвязей «Дворец-деревня» на отношениях господства и подчинении.
4. Обложение населения натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца.
Особенности религии в этот период:
Дворец был главным святилищем всего государства. Между народом и его богами стояли посредники – профессиональные жрецы во главе со священным царём. Выделяется прослойка наследственной жреческой знати, замкнутое аристократическое сословие.
Создание объединённой общекритской державы.
В период рассвета минойской цивилизации весь Крит объединён под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Это подтверждает сеть удобных широких дорог проложенных по всему острову. Отсутствие укреплений в Кноссе и других дворцах. Единая система мер и весов. По легенде объединение осуществил Минос.
Достижения его политики:
Создание большого военного флота.
Искоренение пиратства.
Установление господства над всем Эгейским морем, его островами и побережьями.
Миноса считали таллассократом – то есть, властителем моря. Минойские колонии возникают на островах кейклатского архипелага на Родосе и на побережье малой Азии в районе Милета.
Упадок критской морской державы.
Крит утратил положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна в середине 15 века до нашей эры в результате катастрофы. Причины этой катастрофы не установлены, но есть предположения (либо страшное извержение вулкана на острове Фера, либо вторжение с материка греков-ахейцев). Почти все дворцы и поселения за исключением Кносса были разрушены. Кносский дворец был разрушен ахейцами, либо в конце 15, либо в начале 14 веков до нашей эры и уже не восстанавливался. Ахейцы не могли освоить высоких достижений минойской цивилизации. Они не могли понять тонкое мастерство критских художников. Чувствовали себя неуютно в пышных дворцах. Началось увядание и распад минойской цивилизации. Сокращалась численность населения, забывалась письменность, вырождалось художественной творчество.