Культура и религия Древнего Ирана.

Письменность. На территории Древнего Ирана жили многие народы, обладавшие самыми различными культурными достижениями.Так, в III тысячелетии до н. э. в Эламе возникает самобытная система письменности. Это пиктографическое письмо, содержащее около 150 знаков. В конце III тысячелетия до н. э. эта система письменности была вытеснена шумеро-аккадской клинописью. Клинописные тексты составлялись на аккадском, а во II тысячелетии до н. э. уже на эламском языке.Аккадская клинопись была облегчена и усовершенствована: сократив лишние знаки, оставили только 42. Для деловой, канцелярской переписки (на коже, папирусе, черепках) широко применялось арамейское алфавитное письмо. Дарий I, его сын Ксеркс, другие правители наряду с арамейским широко пользовались эламским языком. Большое значение имеют тексты на скале Бехистун, Накши-Рустам, сделанные по приказу царя Дария I. Религиозные убеждения народов Древнего Ирана так же, как и вся культура в целом, испытывали взаимовлияние различных религий. Религиозным центром Древнего Элама были Сузы. Для эламской религии, как и для многих народов Древнего Востока, было характерно многобожие. В договоре между эламским царем Хита и аккадским царем Нарам-Суэном (2230 г. до н. э.) приводятся имена 37 эламских божеств. Во главе богов стояла Пинекир („великая богиня"), которую считали матерью богов и в ее честь устраивали празднества. Большую роль играл покровитель Суз и одновременно бог подземного мира Иншушинака. Бог солнца Наххунте считался создателем дня. Все боги, по верованиям эламитов, обладали магической силой, под защитой которой находилась и царская власть. В идеологии государства Ахеменидов большую роль сыграл зороастризм — религиозное учение, названное так по имени своего основателя Заратуштры (по-гречески Зороастра). Народные массы в Персии поклонялись древним божествам природы — Митре — богу солнца, Анахите — богине воды и плодородия и другим богам, олицетворявшим свет, солнце, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—V вв. до н. э. — в период царствования Дария I. Жрецами зороастрийского культа были маги, исполняющие ритуалы, обряды и считающиеся хранителями религиозных традиций мидийцев и персов. Религиозное учение Заратуштры излагается в священной книге Авесте. Суть этого учения сводится к противопоставлению двух божественных начал: доброго бога Ахурамазды и злого бога Аримана. Ахурамазда является покровителем мирного труда, проявляющем заботу о домашних животных и культурных растениях. Его почитатели обязаны обрабатывать землю, разводить скот. Ахриман изображается врагом человека, покровителем хищных зверей, помогающим воинственным кочевникам грабить оседлое население. И Ахурамазда и Ариман имеют целые полчища демонов, помогающих им в борьбе, которая будет длиться ряд тысячелетий и окончится победой доброго бога. В зороастрийском культе было запрещено захоронение мертвых в землю, а также их сожжение. Считалось, что мертвое тело оскверняет землю и огонь. Умерших предписывалось бросать на растерзание хищным птицам. Этот обычай до сих пор соблюдает небольшая секта парсов (в Индии), которые сохранили текст Авесты от гибели. При Ксерксе, преемнике Дария I, была проведена религиозная реформа. Был запрещен культ дэвов, а также бога солнца Митры и богини плодородия Анихиты. Однако эта реформа не утвердилась, а культ Митры и Анахиты уже при преемниках Ксеркса получил большое распространение.