Социально-экономическая и внешнеполитическая ситуация в посткоммунистической России
Освобождение России от союзных коммунистических властей позволило ей быстрее и энергичнее встать на путь широких преобразований. Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследство от прошлого, отставило новое российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром (и 1992 выдвинут на пост первого вице-премьера) начать экономическую реформу с либерализации цен, установления высокого уровня налогообложении, урезания социальных программ. Реформой предполагалось стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть дорогу стране в международные экономические и финансовые организации. Гайдаровские реформы проводились методом «шокотерапии» по схеме американского экономиста Дж. Сакса. Реформаторство Е. Г. Гайдара очень печально закончилось для населения России. Жесткие меры «шокотерапии» вызвали резкое снижение жизненного уровня населения, способствовали усилению социальной напряженности в обществе. В декабре 1992 г. В. С. Черномырдин, сменивший Е. Т. Гайдара на посту главы правительства, после определенных колебаний продолжил прежний экономический курс.
Социально-экономическая ситуация в стране в 1992—1997 гг. оставалась сложной и напряженной. Валовой внутренний продукт за это время сократился на 45%. Объем промышленного производства — почти в два раза. Продолжался спад и сельском хозяйстве. Государственный долг достиг 127 млрд. долларом. Высокой, особенно в 1992—1994 гг., была инфляция, в 1995 1996 и; ее удалось незначительно изменить. В начальный период реформ резко понизился жизненный уровень населения, хотя количество автомобилей, находящихся в собственности граждан, с 1990 до 1996 гг. почти удвоилось, продолжалось жилищное строительство, полки магазином наполнились товарами, исчезли очереди за ними, повысилось качество бытового обслуживания. Однако за средними показателями стояло резкое расслоение населения по уровню достатка. В 1996 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла 32 млн. человек, или 22% всего населении. Понизилась средняя продолжительность жизни. Смертность превысила рождаемость, началось вырождение нации. Вырос уровень преступности. Постоянно задерживаются выплаты зарплат и пенсий. Значительная часть россиян оценивают ситуацию как негативную или даже катастрофическую. Количество чиновников выросло по сравнению с СССР в 3 раза. Возрастает роль криминальных структур и коррупции в экономике и политике.
Причины подобного положения дел кроются в тяжелом экономическом и социальном положении страны на момент начала реформ, в ошибках реформаторов, в неумении партии власти стабилизировать политическую ситуацию, неприспособленности значительных слоев населения к жизни в условиях экономической и политической свободы, а также чеченская война, непрофессионализм российских бюрократов в управлении экономикой.
Утверждению международного авторитета новой России способствовала активная внешняя политика ее Президента, инициативы в области дальнейшего сокращения уровня вооружений. Успешно проходила интеграция страны в международное демократическое сообщество. Однако с 1994 г. внешнеполитический курс стал меняться, приобретая все более державный характер. Российское руководство стало дистанцироваться от ведущих стран. Ярким примером этого стала поднятая в стране кампания против расширения НАТО. Многие представители партий и течений видят в расширении НАТО высшую опасность для России.