Культурная политика послевоенной поры

После войны продолжала развиваться культура, укреплялась ее мате­риальная база. Росло число библиотек, клубов, учреждений образования, научных институтов. В 1946 г. было полностью восстановлено местное ра­диовещание, появились новые радиостанции. Московский и Ленинград­ский телецентры возобновили свою работу, был создан новый телецентр в Киеве. Советские ученые достигли успехов в развитии атомной науки и технике, было открыто деление атомного ядра (И. В. Курчатов), велись исследования по люминесценции и ее практическом применении (С. И. Вавилов), создавалась школа исследователей полупроводников (А. Ф. Иоффе), велись работы в области ракетостроения и космонавтики (С. П. Королев), геологии.

В то же время культурная жизнь страны была идеологизирована, ве­лась борьба с явными или мнимыми отклонениями от сталинской гене­ральной линии по воспитанию «нового человека» — безропотного винтика государственной машины. В 1946-1948 гг. была проведена идеологи­ческая чистка против любых отступлений от партийных установок во всех областях творчества. Возглавил ее секретарь ЦК ВКП(6) А. А. Жданов, а после его смерти в 1948 г. продолжил М. А.Суслов. Особое внимание было уделено литературе, так как именно она оказывает наибольшее влияние на формирование личности. Писателей в СССР называли «инженерами человеческих душ». В 1947 г. первый вариант романа «Молодая гвардия» А. А. Фадеева был подвергнут критике за слабое изображение руководя­щей роли партии в борьбе подпольщиков с гитлеровцами. Писатель вы­нужден был переделать свое произведение. Критике было подвергнуто творчество М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, композиторов Д. Д. Шоста­ковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, кинорежиссе­ров С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. М. Козинцева и др.

ЦК ВКП(б) принял постановления «О журналах "Звезда" и "Ленин­град"», «О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере В. Мурадели "Великая дружба"». Эти произведения осуждались за пессимизм и аполитичность, за изображение советского человека в искаженном виде, за неверное ото­бражение прошлого, за отступление от норм социалистического реализ­ма. От деятелей культуры требовалось активное участие в коммунистиче­ском воспитании трудящихся на боевых, революционных, трудовых тра­дициях. Особое внимание уделялось произведениям, прославляющим ге­роизм советских людей, их высокий моральный облик, духовное богатст­во. Утверждался незыблемый принцип партийности искусства, критика буржуазной идеологии, буржуазной действительности и культуры.

В литературе и искусстве было принято прославление партийных вож­дей, безграничное возвеличивание роли Сталина, стремление к торжест­венности, парадности, созданию гигантских полотен. Нередко такие про­изведения были примитивны по содержанию, отличались декларативной прямолинейностью образов.

Коммунистическое мракобесие не обошло стороной и науку. Буржуаз­ной лженаукой были объявлены кибернетика и генетика, «исправлени­ям» — история, философия, языкознание и другие общественные науки. Каноном здесь стали работы Сталина «Экономические проблемы социа­лизма в СССР», «К вопросам языкознания», отдельные его высказыва­ния. Лишь ученые-физики, работавшие над усилением военной мощи го­сударства, были оставлены в покое. Значительное развитие получила «тю­ремная наука» — закрытые НИИ и КБ («шарашки» — на лагерном жарго­не), где трудились заключенные советские интеллектуалы.

Однако деятелям советской культуры удавалось в этих условиях созда­вать выдающиеся для своего времени произведения (повести К. П. Паус­товского, романы И. Г. Эренбурга «Буря», Л. М. Леонова «Русский лес»; картины Ю. М. Непринцева, А. И. Лактионова, А. А. Пластова, П. Д. Ко­рина; кинофильмы «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке»; музыка В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского и др.).