Культурная политика послевоенной поры
После войны продолжала развиваться культура, укреплялась ее материальная база. Росло число библиотек, клубов, учреждений образования, научных институтов. В 1946 г. было полностью восстановлено местное радиовещание, появились новые радиостанции. Московский и Ленинградский телецентры возобновили свою работу, был создан новый телецентр в Киеве. Советские ученые достигли успехов в развитии атомной науки и технике, было открыто деление атомного ядра (И. В. Курчатов), велись исследования по люминесценции и ее практическом применении (С. И. Вавилов), создавалась школа исследователей полупроводников (А. Ф. Иоффе), велись работы в области ракетостроения и космонавтики (С. П. Королев), геологии.
В то же время культурная жизнь страны была идеологизирована, велась борьба с явными или мнимыми отклонениями от сталинской генеральной линии по воспитанию «нового человека» — безропотного винтика государственной машины. В 1946-1948 гг. была проведена идеологическая чистка против любых отступлений от партийных установок во всех областях творчества. Возглавил ее секретарь ЦК ВКП(6) А. А. Жданов, а после его смерти в 1948 г. продолжил М. А.Суслов. Особое внимание было уделено литературе, так как именно она оказывает наибольшее влияние на формирование личности. Писателей в СССР называли «инженерами человеческих душ». В 1947 г. первый вариант романа «Молодая гвардия» А. А. Фадеева был подвергнут критике за слабое изображение руководящей роли партии в борьбе подпольщиков с гитлеровцами. Писатель вынужден был переделать свое произведение. Критике было подвергнуто творчество М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, кинорежиссеров С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. М. Козинцева и др.
ЦК ВКП(б) принял постановления «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», «О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере В. Мурадели "Великая дружба"». Эти произведения осуждались за пессимизм и аполитичность, за изображение советского человека в искаженном виде, за неверное отображение прошлого, за отступление от норм социалистического реализма. От деятелей культуры требовалось активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся на боевых, революционных, трудовых традициях. Особое внимание уделялось произведениям, прославляющим героизм советских людей, их высокий моральный облик, духовное богатство. Утверждался незыблемый принцип партийности искусства, критика буржуазной идеологии, буржуазной действительности и культуры.
В литературе и искусстве было принято прославление партийных вождей, безграничное возвеличивание роли Сталина, стремление к торжественности, парадности, созданию гигантских полотен. Нередко такие произведения были примитивны по содержанию, отличались декларативной прямолинейностью образов.
Коммунистическое мракобесие не обошло стороной и науку. Буржуазной лженаукой были объявлены кибернетика и генетика, «исправлениям» — история, философия, языкознание и другие общественные науки. Каноном здесь стали работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», «К вопросам языкознания», отдельные его высказывания. Лишь ученые-физики, работавшие над усилением военной мощи государства, были оставлены в покое. Значительное развитие получила «тюремная наука» — закрытые НИИ и КБ («шарашки» — на лагерном жаргоне), где трудились заключенные советские интеллектуалы.
Однако деятелям советской культуры удавалось в этих условиях создавать выдающиеся для своего времени произведения (повести К. П. Паустовского, романы И. Г. Эренбурга «Буря», Л. М. Леонова «Русский лес»; картины Ю. М. Непринцева, А. И. Лактионова, А. А. Пластова, П. Д. Корина; кинофильмы «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке»; музыка В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского и др.).