Индийский город. Торговля и ремесло
Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, торговля и товарно-денежные отношения получили весьма значительное развитие в феодальной Индии, однако они были связаны с феодальным способом производства. На орошаемых землях Индии, как отмечал известный советский индолог И. М. Рейснер, «соотношение необходимого продукта, шедшего на воспроизводство рабочей силы крестьянина, его семьи и хозяйства, и продукта прибавочного, отнимавшегося феодалами, было... более благоприятным для эксплуататоров, чем в естественно-географической среде умеренного климата». В результате этого в руках индийских феодалов концентрировалось большое количество продуктов, получаемых как рента-налог. Феодал не только мог удовлетворить собственные потребности и потребности своей челяди в продуктах сельского хозяйства и деревенского ремесла, но и обладал значительным избытком для продажи. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы, включая Великого Могола, нередко занимались торговлей.
Особенности феодальных отношений во многом определили и характер индийского города. Многие из индийских городов возникли как ставки крупных феодалов. Такой город был теснейшим образом связан с феодалом и его армией. Население города составляли многочисленные ремесленники и купцы, обслуживавшие главным образом феодала и его челядь, слуги, стража, воины. Нередко города этого типа становились также и важными центрами торговли, но их экономическая связь с деревней была слабой. Если перемещалась ставка феодала, крупные города хирели. Например, богатейший город Фатхпур-Сик-ри, одно время бывший столицей императора Акбара, через несколько лет после переселения Акбара в Агру пришел в полный упадок. «В самом центре он весь в развалинах...— писал англичанин, посетивший Фатхпур-Сикри в начале XVII в. — Здания стоят пустые, без жителей. Значительная часть почвы разделена под огороды...»
В одном из писем К. Маркса Ф. Энгельсу приводится характеристика индийского города XVII в., данная французским врачом Ф. Бернье, долгое время жившим при дворе Могола. Бернье писал, что «целые столицы, как Дели или Агра, живут почти исключительно за счет войска и поэтому вынуждены следовать за государем, когда тот отправляется на некоторое время в поход. Города эти отнюдь не похожи на Париж, в сущности говоря, это военные лагери, только несколько более благоустроенные и удобнее расположенные, чем лагери, разбитые в открытом поле» *.
* К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 28, с. 215.
Кроме городов, возникавших как ставки феодалов, существовали и города, служившие центрами внутренней торговли и ремесла. Но и здесь господствовали феодалы. Вместе с соответствующей областью или округом город также передавался феодалам в качестве джагира.
Индийские города не имели самоуправления. Общественное разделение труда между городом и деревней было слабее, чем в европейских странах, ибо в Индии потребности сельского населения в продуктах ремесленного производства почти полностью удовлетворялись деревенскими общинными ремесленниками. Тем не менее сами индийские города не могли обойтись без привоза из деревень продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Неразвитость общественного разделения труда между городом и деревней затрудняла формирование элементов капиталистических отношений, несмотря на то что обмен и товарно-денежные отношения получили в феодальной Индии широкое распространение. В этих условиях значительная доля продукции, попавшей в сферу товарно-денежного обращения, вывозилась в другие страны. Показательно, что в Индии, почти не имевшей месторождений благородных металлов, в результате обширной внешней торговли сосредоточилось огромное количество золота и серебра.