Индийский город. Торговля и ремесло

Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, тор­говля и товарно-денежные отношения получили весьма значи­тельное развитие в феодальной Индии, однако они были свя­заны с феодальным способом производства. На орошаемых зем­лях Индии, как отмечал известный советский индолог И. М. Рейснер, «соотношение необходимого продукта, шедшего на воспро­изводство рабочей силы крестьянина, его семьи и хозяйства, и продукта прибавочного, отнимавшегося феодалами, было... бо­лее благоприятным для эксплуататоров, чем в естественно-гео­графической среде умеренного климата». В результате этого в руках индийских феодалов концентрировалось большое количе­ство продуктов, получаемых как рента-налог. Феодал не толь­ко мог удовлетворить собственные потребности и потребности своей челяди в продуктах сельского хозяйства и деревенского ремесла, но и обладал значительным избытком для продажи. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы, включая Великого Могола, нередко занимались тор­говлей.

Особенности феодальных отношений во многом определили и характер индийского города. Многие из индийских городов возникли как ставки крупных феодалов. Такой город был теснейшим образом связан с феодалом и его армией. Население города составляли многочисленные ремесленники и купцы, об­служивавшие главным образом феодала и его челядь, слуги, стража, воины. Нередко города этого типа становились также и важными центрами торговли, но их экономическая связь с де­ревней была слабой. Если перемещалась ставка феодала, круп­ные города хирели. Например, богатейший город Фатхпур-Сик-ри, одно время бывший столицей императора Акбара, через несколько лет после переселения Акбара в Агру пришел в пол­ный упадок. «В самом центре он весь в развалинах...— писал англичанин, посетивший Фатхпур-Сикри в начале XVII в. — Здания стоят пустые, без жителей. Значительная часть почвы разделена под огороды...»

В одном из писем К. Маркса Ф. Энгельсу приводится харак­теристика индийского города XVII в., данная французским вра­чом Ф. Бернье, долгое время жившим при дворе Могола. Бернье писал, что «целые столицы, как Дели или Агра, живут почти исключительно за счет войска и поэтому вынуждены следовать за государем, когда тот отправляется на некоторое время в поход. Города эти отнюдь не похожи на Париж, в сущности го­воря, это военные лагери, только несколько более благоустроен­ные и удобнее расположенные, чем лагери, разбитые в откры­том поле» *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 28, с. 215.

Кроме городов, возникавших как ставки феодалов, сущест­вовали и города, служившие центрами внутренней торговли и ремесла. Но и здесь господствовали феодалы. Вместе с соответ­ствующей областью или округом город также передавался фео­далам в качестве джагира.

Индийские города не имели самоуправления. Общественное разделение труда между городом и деревней было слабее, чем в европейских странах, ибо в Индии потребности сельского на­селения в продуктах ремесленного производства почти полно­стью удовлетворялись деревенскими общинными ремесленника­ми. Тем не менее сами индийские города не могли обойтись без привоза из деревень продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Неразвитость общественного разделения труда между горо­дом и деревней затрудняла формирование элементов капитали­стических отношений, несмотря на то что обмен и товарно-де­нежные отношения получили в феодальной Индии широкое рас­пространение. В этих условиях значительная доля продукции, попавшей в сферу товарно-денежного обращения, вывозилась в другие страны. Показательно, что в Индии, почти не имевшей месторождений благородных металлов, в результате обширной внешней торговли сосредоточилось огромное количество золота и серебра.