Внешняя политика Советского государства в 1921-1927 гг.

Основная задача, стоявшая перед советским правительством в тот период, — добиться международного признания. Это позволило бы привлечь в Россию кредиты и инвестиции, а также дало бы возможность закупать за рубежом необходимое для производства оборудование. Камнем преткновения в вопросе признания была проблема долгов царского и Временного прев» тельств, советское правительство не желало их выплачивать, а страны-кредиторы считали это необходимым. Также настаивали они и на возвращении владельцам национализированной в России собственности их граждан.

Налаживанию международных отношений мешала и активная поддержка советским правительством запрещенных во многих странах коммунистических партий, исполнительный комитет которых находился в Москве. Серьезным противоречием была государственная монополия на международную торговлю, против которой выступали деловые круги развитых стран. Однако общемировая тенденция к мирному сотрудничеству была столь сильна, что вопрос признания СССР был лишь делом времени. Уже в 1920-1921 гг. Советская Россия была признана Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией, Польшей.

Генуэзская и Гаагская конференции. Весной 1921 г. в итальянском городе Генуя начала свою работу Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам. Делегацию РСФСР, представляющую и другие советские республики, возглавлял нарком иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин.

Позиция советской делегации была бескомпромиссной. На требования других стран вернуть долги царской России, компенсировать потерянное из-за национализации имущество, позволить торговать внутри России по международном законам последовал отказ. Более того, финансовые претензии были высказаны в адрес западных стран: им предлагалось компенсировать последствия интервенции. Но советская сторона не смогла представить юридически грамотно оформленных документов об ?том ущербе, и ее претензии были отвергнуты. Изоляция России продолжалась.

Острейшая необходимость в ликвидации международной изоляции вынудила советскую делегацию пойти на соглашение с Германией, которая, как и Россия, имела натянутые отношения с Англией и Францией. В предместье Генуи _ Рапалло — 16 апреля 1922 г. был подписан договор между РСФСР и Германией.

Суть российско-германского договора сводилась к взаимному отказу от каких-либо претензий. Россия отказывалась от германских репараций за участие в мировой войне, а Германия — от собственности своих граждан на территории РСФСР и других советских республик. Между странами восстанавливались дипломатические отношения. Советское правительство тем самым добилось признания от одного из крупнейших государств Европы.

Летом 1922 г. в Гааге прошла специальная международная конференция по «-русскому вопросу». Основными вопросами на ней по-прежнему были: предоставление займов РСФСР и возвращение Россией долгов и национализированной иностранной собственности. Советская делегация пошла на уступку: Москва соглашапась предоставить бывшим владельцам долгосрочные концессии на их бывшую собственность. Но эта уступка была расценена как недостаточная. Конференция в Гааге также закончилась безрезультатно.

Московская и Лозинская конференции. Еще в Генуе советская делегация предложила рассмотреть вопрос о разоружении и сокращении всех армий мира. Эта же проблема рассматривалась и на московской конференции по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР, в декабре 1922 г.

Попытка советского правительства показать всему миру свое миролюбие была чисто показной. Так как экономика разоренной страны не позволяла содержать армию численностью более 5 млн человек (1921) и необходимо было ее сократить в 8-10 раз, то всему миру предлагалось сделать аналогичное сокращение в тех же пропорциях. Разумеется, это предложение было отвергнуто.

Практически одновременно с московской конференцией проходила и Лозаннская (Швейцария), посвященная вопросам Ближнего Востока. Советская делегация была допущена лишь для работы в комиссии по режим} черноморских проливов. Не имея своих военных судов на Черном море, РСФСР настаивала на закрытии проли вов для военных кораблей. Однако это мнение не полу чило поддержки и было отклонено. На международной арене с РСФСР тогда никто не считался.

Год признаний. В 1924 г. к власти в Великобритании пришли лейбористы, склонные к более либеральной международной политике. Результатом стало признание СССР Великобританией. Кризис в советско-английских отношениях 1923 г. был забыт, страны шли на серьезные взаимные уступки. СССР был признан Австрией, Данией, Италией, Норвегией и т.д. Были установлены дипломатические отношения между СССР и Францией.

Возвращение к власти в Англии консерваторов положило конец международному развитию отношений СССР с другими странами. Вскоре отношения между СССР и Англией обострились до предела. В 1926 г. СССР, взяв в Германии крупный финансовый кредит, поддержал бастующих английских горняков — это вызвало бурю негодования в английском кабинете министров и ответные санкции. В 1927 г. советско-британские дипломатические отношения были разорваны.

Восточная политика. Большой интерес проявляло советское руководство и к строительству взаимоотношений с пограничными азиатскими странами. Военная помощь оказывалась Монголии и Китаю. Временно вводились войска на территории Афганистана и Ирана.

В 1925 г. были установлены дипломатические отношения с Японией. Японии были предоставлены выгодные концессии на территории СССР, взамен с территории Северного Сахалина были выведены японские войска.