Вторая мировая война 1939-1945 гг.: причины, характер и итоги

Вторая мировая война была подготовлена силами мировой империалистической реакции и непосредственно развязана государствами фашистско- милитаристского блока – Германией, Италией и Японией с целью нового передела мира.

Вторая мировая война началась как столкновение между двумя коалициями империалистических держав. В дальнейшем она стала принимать со стороны всех государств, сражавшихся против стран фашистского блока, характер справедливой антифашистской войны, который окончательно определился после вступления в войну СССР. Началом войны послужило нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., а Великобритания и Франция 3 сентября объявили Германии войну, но не оказали Польше практической поддержки. Польша потерпела поражение в течение трех недель. 9-ти месячное бездействие союзников на Западном фронте (т. н. «странная война») позволило Германии подготовиться к агрессии против стран Западной Европы.

В апреле-мае 1940 г. немецко-фашистские войска оккупировали Данию и Норвегию, 10 мая вторглись в Бельгию (капитулировала 28 мая), Нидерланды (капитулировали 14 мая), Люксембург, а затем через их территории во Францию, капитулировавшую 22 июня. В конце июня 1940 г. в Лондоне был создан комитет Свободной, а с июня 1942 г. – Сражающейся Франции.

Второй этап мировой войны начался 22 июня 1941 г. с нападением Германии на Советский Союз. Вместе с Германией выступили Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия, на стороне агрессора воевали и «добровольческие формирования» практически из всех стран континентальной Европы. С лета 1941 г. советско-германский фронт стал главным фронтом войны. Там находилось от 62 до 70% действующей армии гитлеровской коалиции. Красная Армия, отступая под натиском превосходящих сил, изматывала врага. Разгром противника в Московской битве 1941-1942 гг. означал срыв плана «молниеносной войны». Летом 1941 г. было положено начало формированию антигитлеровской коалиции во главе с СССР, Великобританией и США.

7 декабря 1941 г. нападением на Перл Харбор Япония развязала войну против США. 8 декабря США, Великобритания и ряд других стран объявили войну Японии. 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. В начале 1942 г. Япония захватила Малайзию, Индонезию, Филиппины, Бирму, создала угрозу вторжения в Австралию. На советско-германском фронте в результате летнего наступления немецко-фашистские войска вышли на Кавказ и к Волге.

Победы Красной Армии в Сталинградской битве (август 1942- начало февраля 1943 г.) и в Курской битве (июль 1943 г.) привели к окончательной утрате германским командованием стратегической инициативы. В оккупированных европейских странах ширилось Движение Сопротивления, огромных масштабов достигло партизанское движение в СССР. К маю 1943 г. англо-американские войска освободили Северную Африку, а в июле высадились на о. Сицилия. 3 сентября 1943 г. Италия капитулировала перед союзниками, но Германия ввела в Италию свои войска. Война на итальянском фронте затянулась до апреля 1945 г.

На Тегеранской конференции глав трех держав антигитлеровской коалиции (конец ноября 1943 г.) была признана первостепенная важность открытия второго фронта в Западной Европе путем высадки англо-американских войск в Северной Франции.

В 1944 г. Красная Армия освободила почти всю территорию Советского Союза. Только 6 июня 1944 г. западные союзники высадились во Франции, открыв, таким образом, второй фронт в Европе, и в сентябре 1944 г. при поддержке сил французского Сопротивления очистили от оккупантов всю территорию страны. Советские войска с середины 1944 г. начали освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы, которое при участии патриотических сил этих стран было завершено весной 1945 г. В апреле 1945 г. союзными войсками были освобождены Северная Италия и заняты районы Западной Германии.

На Крымской конференции (февраль 1945 г.) были согласованы планы окончательного разгрома фашистской Германии, а также принципы послевоенного устройства мира.

2 мая 1945 г. Красной Армией был взят Берлин. В полночь 8 мая в предместье Берлина Карлсхорсте представители германского верховного командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. 11 мая советские войска закончили Пражскую операцию, завершившую освобождение Чехословакии.

На Тихом океане американо-английские вооруженные силы в 1944 г. овладели Маршалловыми и Марианскими островами, в 1945 г.- Филиппинами и японским о. Окинава. Американские ВВС сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму (6 августа) и Нагасаки (9 августа), что не вызывалось военной необходимостью. 8 августа 1945 г. СССР, в соответствии с обязательствами, взятыми на себя на Крымской конференции, объявил войну и 9 августа начал военные действия против Японии. Вместе с СССР выступила Монгольская Народная Республика. 11 августа в наступление против захватчиков перешла Народно- освободительная армия Китая. После разгрома Красной Армией японских вооруженных сил в Северо-Восточном Китае Япония 2 сентября 1945 г. подписала акт о безоговорочной капитуляции. Этими событиями завершилась Вторая мировая война.

Во вторую мировую войну было вовлечено 72 государства. В странах, участвовавших в войне, было мобилизовано до 110 млн. чел., погибло до 55 млн. В итоге войны СССР получил обширную зону безопасности в Восточной и Юго- Восточной Европе, произошло решительное изменение в соотношении сил на международной арене в пользу СССР и его новых союзников, именовавшихся тогда странами народной демократии, где к власти пришли коммунистические или близкие к ним партии. Начался период разделения мира на капиталистическую и социалистическую системы, продолжавшийся несколько десятилетий. Одним из последствий Второй мировой войны стало начало распада колониальной системы.

 

41.Начальный период Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной Армии в 1941–1942 гг.

Вторая мировая война явилась результатом глобальной конфронтации, охватившей планету. Накануне войны были заложены основы двух блоков (коалиций): гитлеровской (Германия, Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния и др.) и антигитлеровской (Англия, Франция, США). Решающее значение в планах фашистской Германии придавалось разгрому СССР. Отечественная война 1941-1945 гг. стала важной составной частью второй мировой войны.

К началу войны СССР имел превосходство в танках, не уступал также в артиллерии и численности армии (5 млн. 374 тыс. чел. против 5,5 млн. чел. германских войск). Медленным был процесс внедрения новейшего оружия. Новые образцы (танки Т-34, KB, самолеты ИЛ-2) лишь начинали осваиваться, перевооружение армии затянулось, оставалось много устаревших самолетов. Личные ошибки Сталина в определении сроков начала войны и оценке планов Германии привели к дезориентации военного командования. Стремясь отодвинуть начало войны, Сталин игнорировал данные разведки и отказывался отдать приказ о приведении войск в полную боевую готовность. Военная концепция, принятая на вооружение Красной Армией, не соответствовала ситуации и была направлена исключительно на ведение наступательных операций и войны на территории противника.

ВОВ началась 22 июня 1941 г. Начало ее сложилось крайне неблагоприятно для Красной Армии. За первые 3 недели наши войска понесли огромные потери в живой силе - 850 тыс. чел., а в целом в результате летне-осенней кампании 1941 г. убитыми, ранеными и пленными - более 5 млн. чел. Потеряна была почти вся авиация и значительная часть танков. Причины неудач в начальный период войны: просчеты Сталина и его ближайшего окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны; стратегические ошибки военного командования (растянутость войск вдоль всей границы, слабое укрепление «новой» границы на западе, оголенность тыла); внезапность нападения вермахта, преимущества «первого удара» и его мощь во имя реализации блицкрига, большой боевой опыт ведения современной войны, накопленный к этому времени вермахтом; репрессии в высших эшелонах Красной Армии, выбившие часть опытных генералов и офицеров, вселившие в военных командиров страх, отсутствие инициативы и самостоятельности; наступательный характер советской военной доктрины, предусматривающий немедленный разгром врага в случае нападения и перенос войны на его территорию; морально-психологическая неготовность к войне вследствие «Пакта о ненападении» и усилий официальной пропаганды; непонимание военным руководством характера войны, недостаточная подготовка личного состава, слабая организация связи, снабжения и медицинского обслуживания. Кроме того, советское руководство ошибочно считало главным направлением возможного вражеского удара - Юго-Западное, на деле оказалось - Западное.

Следует признать ряд недостатков в тогдашней Красной Армии. Это была многочисленная, но еще недостаточно мобильная армия. Солдаты имели плохую выучку. Училась воевать армия уже в ходе войны, ценой больших жертв. Тогда же выросли новые командные кадры, понимающие характер и способы ведения современных боевых действий.

23 июня 1941 г. для стратегического руководства вооруженными силами создана Ставка Главного Командования (затем Ставка Верховного Главнокомандующего). Ее возглавил вначале С.К.Тимошенко, затем - И.В.Сталин. 29 июня 1941 г. в стране введено военное положение. 30 июня 1941 г. создан Государственный комитет обороны (ГКО), который также возглавил И.В.Сталин. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Первоначально в него вошли И.В.Сталин, Л.П.Берия, В.М.Молотов, Г.М.Маленков, К.Е. Ворошилов. Затем в ГКО были введены Л.М.Каганович, Н.А. Булганин, Н.А.Вознесенский.

Наступление германских войск велось одновременно на трех направлениях: группы армий Север, Центр, Юг наступали соответственно в направлениях Ленинграда, Москвы и Киева. Германские войска продвинулись на 300-600 км вглубь советской территории. Ими были оккупированы Латвия, Литва, Белоруссия, правобережная Украина, Молдавия. Огромный Западный фронт развалился в считанные дни. В начале июля командование фронтом во главе с генералом Д.Г. Павловым было арестовано, осуждено и расстреляно. 16 августа Сталин издал приказ № 270, согласно которому все попавшие в окружение и сдавшиеся в плен объявлялись изменниками.

30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немецких войск группы армий Центр в направлении Москвы (операция «Тайфун»). В столице началась эвакуация. 20 октября здесь было введено осадное положение, началась паника. Срочно формировались дивизии народного ополчения, которыми затыкали бреши на фронте. Лишь ценой огромных усилий и тяжелых потерь удалось остановить наступление гитлеровцев.

Осенью 1941 г. тяжелое поражение наши войска потерпели на Украине, пала ее столица Киев, в окружение попала крупная группировка войск, велики были потери в людях и боевой технике. Упорная оборона Киева временно отвлекла немецкие танковые войска от московского направления, что позволило выиграть время для подготовки обороны Москвы. Подобную роль сыграла и героическая оборона Ленинграда, который оказался в блокаде, но приковал к себе значительные силы врага.

5 - 6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной Армии. Было разгромлено 38 немецких дивизий, врага удалось отбросить на 100-250 км. Разгром немцев под Москвой и последующее наступление Красной Армии в декабре 1941 - марте 1942 гг. сорвали германской план молниеносной войны и способствовали разоблачению мифа о непобедимости германской армии.

После победы под Москвой и зимней кампании появилась возможность стабилизации фронта и накопления сил. Но в первой половине 1942 г. с целью закрепления успехов Сталин потребовал развернуть серию наступательных операций. Эта ошибка Главнокомандующего привела к серии тяжелых поражений и огромным потерям.

Новое наступление немецких армий, начавшееся после неудачных операций Красной Армии под Харьковом в мае 1942 г., развивалось на юг, что оказалось неожиданным для Сталина. Заняв Харьков и Крым, немецкие войска вновь овладели стратегической инициативой. Они оккупировали Донбасс, вышли к Северному Кавказу и Волге. Наше командование затыкало бреши необстрелянными новобранцами, зачастую плохо вооруженными. Войска несли большие потери, но не могли противостоять мощному натиску вермахта. В конце августа 1942 г. германские передовые части вышли к Волге. Вскоре бои развернулись в самом Сталинграде. Город был почти полностью уничтожен, но взять его гитлеровцам так и не удалось.

 

 

\

 

42. Мероприятия партии и государства по организации отпора фашистской агрессии. Подвиг советского тыла в годы Великой Отечественной войны.

43. Основные сражения и полководцы Великой Отечественной войны. Г.К. Жуков – великий советский полководец.

44.Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Цена победы советского народа над фашизмом. Роль СССР в разгроме фашистской Германии.

С 16 апреля - 8 мая 1945 г. проходила заключительная Берлинская операция, руководство которой осуществляли маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и И.С. Конев. 8 мая 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. День 9 мая в СССР был объявлен Днем Победы.

Вопрос о судьбе Германии стал решаться еще в начале 1945 г. По этому вопросу прошли конференции большой тройки в Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль - август 1945 г.), в центре внимания которых находились вопросы, связанные с судьбой Германии. Страна делилась на четыре оккупационные зоны, предусматривалось ее разоружение (демилитаризацию), ликвидацию германской военной промышленности и фашистской партии (денацификация). Союзники признали также предъявленные СССР требования по репарациям Германии (10 млрд. долл.)

В обмен на согласие начать войну с Японией (не позднее чем через 3 месяца после окончания военных действий в Европе) Советский Союз получал согласие на возвращение Южного Сахалина и Курил. Восточная Пруссия была поделена между СССР и Польшей, в результате к СССР отошел г. Кенигсберг (Калининград), Польша получила Данциг (Гданьск) и выход в Балтийское море. По решению союзников создавалась Организация Объединенных Наций (ООН) как инструмент поддержания мира и развития сотрудничества. Правительства трех держав приняли Декларацию об освобожденной Европе.

Вторая мировая война завершилась полным поражением германского фашизма и японского милитаризма. Великая Отечественная война была ее важнейшей составной частью. На советско-германском фронте были разбиты 607 дивизий противника. Германия потеряла в войне с СССР до 10 млн. чел., т.е., относительные потери Германии были наибольшими среди всех воевавших стран. Это заставило нацистское руководство призвать в армию в конце войны 14-летних юношей. Потери Советского Союза были наибольшими в абсолютном выражении. Специалисты по исторической статистике и исторической демографии оценивают потери убитыми в 14-15 млн. чел., из них 8,7 млн.- это военнослужащие (из их числа 2,9 млн. погибли в фашистском плену). Самая младшая возрастная группа, призванная в Красную Армию осенью 1944 г., но не успевшая принять участие в боевых действиях – 17-тилетние. Около 2,3 млн. чел., в основном, из числа сотрудничавших с оккупантами, эмигрировали. В ходе ВОВ была уничтожена треть национального богатства страны. Советский народ отстоял свою независимость и при поддержке стран антигитлеровской коалиции внес решающий вклад в победу.

Победа поставила СССР в число ведущих держав мира, высоко подняла его престиж на международной арене. В дальнейшем СССР принял участие и стал действительным членом различных международных организаций, прежде всего, ООН. Результатом послевоенного переустройства мира стала новая геополитическая ситуация, основанная на двухблоковом противостоянии - США и Западной Европы против СССР и Восточной Европы.

Великая Отечественная война имела для СССР освободительный характер. В борьбе с фашизмом советский народ отстоял национальную независимость и территориальную целостность, хотя заплатил за победу очень высокую цену.

Успехи на фронте достигались ценой огромного числа солдатских жизней. Многие утраты оказались невосполнимы. Это была «победа со слезами на глазах». Однако именно в войну смогли реализоваться возможности самой системы - сверхцентрализованное управление, предельное напряжение всех сил, мобилизация на борьбу огромных природных и людских ресурсов. Победа в войне и разгром фашизма оказали непосредственное воздействие на социально- психологическую атмосферу в стране. Война вызвала подъем патриотических чувств у советских людей, проявление героизма, готовность отстаивать Отечество против любого внешнего врага. Появились надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса сталинской диктатуры.

 

45.Восстановление народного хозяйства СССР в первое послевоенное десятилетие (1946–1950).

Экономическая политика Советского государства в послевоенный период развивалась противоречиво. Первоочередными задачами стали форсированное восстановление советской экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности, и конверсия военного производства.

Западная Европа для восстановления экономики получила по плану Маршалла 13 млрд. дол. В СССР главными оставались внутренние источники: централизованная экономика, репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд. руб.), перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный; сокращение расходов на социальную сферу; бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных; денежная реформа 1947 г. и государственные займы.

После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений. В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 4-ую пятилетку (1946-1950 гг.) были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г. Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.

4 декабря 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основные положения реформы включали в себя: выпуск денег нового образца 1947 г. (старые подлежали обмену в соотношении 10:1); переоценка вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. без изменения в номинальной стоимости; далее, чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому); отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами; отменялись коммерческие цены, и вводилась единые розничные цены.

Составной частью экономической политики послевоенного периода стала конверсия, которая проводилась частично. В условиях начала «холодной войны» огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л.П. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия - водородной бомбы, научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров. После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. чел. ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 1950-х гг. около 25 % годового бюджета СССР.

Однако положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось тяжелым. В 1946 г. в стране разразился голод, были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось. Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергалось судебным преследованиям за невыполнение норм труда.

46. Политическое развитие СССР в 1946–1953 гг.

В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров, председателем которого до 1953 г. являлся И. В. Сталин.

Прошли выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. В новом составе местных советов, их руководстве, не менявшемся в годы войны, появилось много фронтовиков. В работе Советов нового созыва повысился демократизм, несколько усилилась коллегиальность. Впервые на основе прямых и тайных выборов были избраны народные судьи и народные заседатели.

В 1948 г. возобновилась деятельность съездов общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, творческих союзов). После 13-тилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б). На съезде партия большевиков была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

В партийно-государственных структурах также зрело понимание необходимости перемен. В 1946-1948 гг. прошли закрытые обсуждения проекта новой Конституции СССР, в котором высказывались предложения о допущении, наряду с государственной собственностью, мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, о децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав на места, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов.

Завершение войны и эйфория первых месяцев Победы вселяли надежду на либерализацию политического режима, однако уже в 1946-1948 гг. стало очевидным возвращение к методам 30-х гг. Характерными шагами в этом направлении стали: усиление уголовной ответственности за хищение государственного имущества до 25 лет заключения, а также за недоносительство и разглашение государственной тайны; создание в министерствах и ведомствах судов чести - общественных карательных органов для борьбы с проступками советских работников; репрессии в отношении репатриированных в СССР бывших советских военнопленных и угнанных в Германию мирных жителей, часть которых оказалась в лагерях или ссылках; репрессии в армии, возвращение к политике депортаций народов.

Летом 1946 г. началась кампания борьбы с «заграничным влиянием». Руководил ею А. Жданов, но и после его смерти эта кампания продолжалась до 1953 г. В рамках ее происходили гонения на журналы «Ленинград», «Звезда», представителей творческой интеллигенции (А. Ахматову, М.Зощенко, С. Эйзенштейна, С. Прокофьева, А. Хачатурян, Мурадели, С. Шостаковича и др). Преследования завершились массовым исключением из Союза композиторов, др. творческих ассоциаций.

С конца 1948 г. начались преследования «космополитов», запрещались контакты с иностранцами, браки с ними, проповедовался антисемитизм. Вновь оказалась востребована тактика создания образа врага народа. В 1948-1952 гг. был организован процесс по делу антифашистского еврейского комитета (в состав которого входили многие выдающиеся деятели культуры), сфабриковано «дело врачей» (1952-1953 гг.). Несколько сот человек были арестовано и расстреляно.

Сталину вновь удалось установить жесткий контроль над жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов. Он держал в напряжении и всю номенклатуру, периодически совершая перестановки в партийно-государственном аппарате.

В 1949-1952 гг. был организован процесс по так называемому «ленинградскому делу», в ходе которого репрессировали руководителей Ленинградской партийной организации, включая первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) И.С. Попкова, выходцев из Ленинградской партийной организации - председателя Госплана Н.А. Вознесенского, председателя Совета министров РСФСР М.И. Родионова и др.

Активное неприятие социалистических идей и сталинского режима существовало в присоединенных к СССР перед ВОВ западных областях Украины, Белоруссии, Прибалтике. Здесь широкий размах приобрела деятельность различных национальных движений, до начала 1950-х гг. велась вооруженная борьба против насильственной коллективизации и советизации. За участие в ней народы этих республик подверглись депортациям (из Западной Украины было выселено 300 тыс. чел.; из Прибалтики - 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев).

После победы в ВОВ и перехода к мирной жизни произошли изменения в общественной жизни и массовом сознании. Победа в войне породила надежды на ослабление политического репрессивного режима и улучшение жизни. Поколение советских офицеров, прошедших суровую школу войны и почувствовавших относительную самостоятельность и значение инициативы, ожидало демократизации общественной жизни. Казалось, с войны пришел другой человек. Люди были полны оптимизма, считая, что самое тяжелое осталось позади. Многие крестьяне надеялись на роспуск колхозов, возвращение приусадебных участков. Интеллигенция мечтала о возможности свободного творчества. Но их чаяния и надежды таковыми и оставались. Реального протеста против существующего режима практически не было. Общественное сознание послевоенных лет содержало противоречие между ощущением несправедливости происходящего и безысходностью попыток изменить ситуацию

 

47. Политика «холодной войны»: причины, сущность

После 1945г. Советский Союз стал общепризнанной великой державой на международной арене. СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).

С 1946 г. началось обострение международных отношений. Стала нарастать конфронтация между двумя системами и сверхдержавами - СССР и США. Началом этого противостояния - холодной войне – послужила речь британского премьер-министра У. Черчиля в американском г. Фултоне в марте 1946 г., в которой говорилось о политике «сдерживания коммунизма», о необходимости выставить «железный занавес» против советской экспансии. Сталин расценил эту речь как призыв к войне.

Военно-политическое противоборство двух систем определялось несколькими факторами, прежде всего: коренными различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии; геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.

И.В.Сталин считал необходимым создание военного противовеса США. Со своей стороны, США стремились к проведению политики с позиции силы, пытались использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно- политическую мощь. В 1946 г. была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна ограничения коммунистической экспансии, подкрепленная в 1947 г. доктриной экономической помощи свободным народам (план Маршалла). Эти события означали поворот к холодной войне, что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов.

Ухудшение отношений с западным миром, а также возрождение имперских амбиций толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. 1949-1950 гг. стали апогеем «холодной войны». В это время был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО, а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.).

Созданный по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как единым экономическим целым оказался неэффективным. Совместного единого управления не получалось. США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине. СССР, в свою очередь, установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана Федеративная республика Германия (ФРГ).

Политика по укреплению социалистического лагеря и его союзников происходила с 1945 г. по мере создания пояса безопасности на западных границах СССР. Так, была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям. Возникли режимы народной демократии в Румынии, Болгарии, Венгрии, Польше. От своих новых союзников И.В. Сталин требовал проведения политических и социально- экономических преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с ее лидером И.Б. Тито в 1948 г. привело к разрыву дипломатических отношений с этой страной.

СССР осуществлял экономическую помощь в рамках СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), созданного в 1949 г. В первые же годы СССР выдал кредиты примерно на 3 млрд. долл. Советскому государству удалось добиться проведения прокоммунистической политики в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Восточной Германии и Албании.

Период десталинизации в СССР (50-е гг.) отразился на его внешней политике. В 1953 г. восстановлены дипломатические отношения с КНР (в конце 50-х гг. снова ухудшились). В 1955 г. нормализованы отношения с Югославией. В мае 1955 г. создана Организация Варшавского договора, противостоявшая блоку НАТО.

Несмотря на усилия по консолидации соцлагеря, наметились значительные противоречия. В 1953 г. в Германии и в 1956 г. в Венгрии произошли попытки свержения прокоммунистических режимов, которые были подавлены силами советских войск. Самые значительные столкновения СССР с Западом произошли из-за ФРГ и Кубы. СССР не признавал самостоятельность ФРГ и препятствовал ее вступлению в НАТО. В результате за одну ночь 13 августа 1961 г. была выстроена стена, отделявшая Западную часть Берлина от остальной ГДР (разрушена в 1991 г.). «Карибский кризис» (октябрь 1962 г.) привел мир на грань атомной катастрофы. Он был вызван размещением СССР ракет дальнего действия на Кубе. Войны удалось избежать благодаря переговорам президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева, уступками последнего. В середине 50-х гг. обсуждался вопрос о разоружении и к началу 60-х гг. были заключены договоры о нераспространении атомного оружия. Политика разоружений в дальнейшем привела к окончанию холодной войны.

Источником конфликтов с Западом в 1960-е гг. было стремление СССР расширить сферы влияния (Египет, Сирия, Ирак, Афганистан). Наметилось в это время снижение противостояния СССР и Западной Европы (политика «разрядки»). Летом 1966 г. в ходе визита в СССР Ш. де Голля была подписана советско- французская декларация. В 1969 г. ООН принял предложение СССР о нераспространении атомного оружия.

 

48.Развитие СССР в годы «оттепели». Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева.

Период развития СССР с 1954 г. по 1964 г., когда происходила либерализация политического режима, получило название «оттепели». После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. развернулась борьба за власть, которая сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. Н.С. Хрущев занял пост первого секретаря ЦК КПСС.

В июне 1953 г. Л.П. Берия был отстранен от власти, а в декабре расстрелян. В январе 1955 г. после отставки Г.М. Маленкова с поста Председателя Совета Министров СССР центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к его Первому секретарю Н.С. Хрущеву, избранному на этот пост на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК. Хрущев взял курс на десталинизацию. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Начались процессы по реабилитации, для этого создана специальная комиссия под руководством П. Поспелова. К началу 1956 г. было реабилитировано около 16 тыс. чел.

Поворотным пунктом стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), который сопровождался разоблачением культа личности Сталина, началом массовой реабилитации репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием культа личности Сталина. Ему вменялось в вину: нарушение законности и массовые репрессии; просчеты и субъективные решения Сталина в годы ВОВ; нарушение принципа коллективности партийного руководства; действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства.

Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» был зачитан на закрытом заседании съезда. В открытой печати его опубликовали лишь в 1989 г. Все неудачи и поражения в докладе объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Культ личности рассматривался как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе не отражалась его связь с природой общественного и государственного строя СССР. Политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказались вне критики.

После съезда начался процесс реабилитации репрессированных, были восстановлены в правах целые народы, пострадавшие в сталинское время. В феврале 1957 г. была возвращена упраздненная в годы войны национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область (с 1958 г. - автономная республика). Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

XX съезд во многом изменил общественную атмосферу в стране. Под его влиянием произошел сдвиг в общественном сознании. Под влиянием оттепели сформировалось целое поколение шестидесятников - людей, которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. Новый импульс получила творческая работа научной и художественной интеллигенции, рождались новая литература, искусство, театр. В обществе начался процесс духовного очищения, который затронул и партию.

При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе. Союзным республикам предоставлялось право создавать на своей территории новые края и области. На XXII съезде КПСС в 1961 г. в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трех сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть.

Вместе с изменением общественной обстановки и курсом на реформы произошел раскол в партийном руководстве. 7 его членов из 11 - Н.А.Булганин, К.Е.Ворошилов, Л.М.Каганович, Г.М.Маленков, В.М.Молотов, М.Г.Первухин, М.З.Сабуров - приняли решение о смещении Н.С.Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Однако Пленум ЦК КПСС, заседавший с 22 по 29 июня 1957 г., осудил их действия как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС, и высказался за сохранение Н.С.Хрущева на посту Первого секретаря. Выступившие против Хрущева были объявлены антипартийной группой и удалены из руководства.

Венгерские события 1956 г. и последовавшая вскоре попытка смещения Н.С. Хрущева в 1957 г. подтолкнули партийное руководство к корректировке политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса либерализации. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение, представителями которого были В. Буковский, Б. Галансков и др. В обществе произошел спад критической волны, все реже поднимался вопрос о культе личности. После обнародования содержания закрытого доклада Н.С.Хрущева было принято решение временно прекратить его обсуждение.

Во второй половине 1950-х гг. ставилась задача быстрого повышения жизненного уровня населения, и даже превышения показателей капиталистических стран.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС было заявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР и переходе к развернутому строительству коммунизма. В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, где целью всей ее деятельности провозглашалось строительство коммунизма. Исторические рамки Программы были определены в 20 лет, в течение которых предполагалось воспитать человека коммунистического труда и завершить переход к эпохе коммунизма. Помочь этому был призван «Моральный кодекс строителя коммунизма».

В 1957 г. Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу. Произошло упразднение общесоюзных и республиканских министерств, вместо них созданы совнархозы. Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа, в целом, не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные. В целом, реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном, молодежи, было обработано 42 млн. га новых земель.

В 2 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу, в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в 5 раз. Также были изменены принципы планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим 5-тилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов, в результате чего их численность сократилась. В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС).

В целях «скорейшего решения задач коммунистического строительства» у колхозников были урезаны земельные участки. Работники колхозов превращались в наемных рабочих.

Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей.

В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации страны. Однако руководство партии оставалось на позициях коммунистической идеологии и сохраняло многие традиции сталинского руководства. Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено выступление 1,5 тыс. рабочих-строителей Казахстанской Магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 чел., 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли в промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

Несмотря на противоречивый характер, преобразования в жизни советского общества в эпоху Хрущева были значительными и представляли собой один из самых важных периодов в истории СССР с точки зрения модернизации. Однако в ходе ее не был поставлен вопрос о коренном преобразовании самой административно-политической системы. Частичными изменениями удалось выявить новые социальные ресурсы развития, но они оказались невелики, и в начале 1960-х гг. в социально-политической системе вновь обозначились кризисные явления.

 

 

49. Противоречивость социально–экономического развитие СССР в 1970–первой половине 1980–х гг. ХХ.

За послевоенный период Советский Союз превратился в высоко урбанизированную страну. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Основные направления реформы свелись к следующему: новая административная централизация, упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение планируемых сверху показателей, рентабельность производства, размер прибыли).

В 1964 - 1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом, улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам 1966-1970 гг. были наилучшими за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, в 70-е гг. - КамАЗ и др.).

Однако с самого начала проявились противоречивость и непоследовательность реформы. Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно-хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию, по-прежнему, устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Слабо были затронуты реформой финансы и ценообразование. В результате, она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970-е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

Все больше стали нарастать негативные явления в экономике. Промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на 1 место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы.

Форсированными темпами развивалась нефте- и газодобыча в Западной Сибири. В 1980 г. комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы 2 крупнейших территориально-производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско- Экибастузский ТПК) и в Красноярском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км, строительство которой началось в 1974 г.

С приходом к власти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет, что создавало возможности достижения военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны. Укрепилась военно-техническая база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно до 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

К началу 1970-х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации (застоя). Началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). Соответственно с 6,8 % до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

Несмотря на усилия по интенсификации производства - кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т.д., экономика продолжала сохранять экстенсивный характер, организация социалистического соревнования и апелляций к рабочей совести не приносили реального результата. В результате, ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь, нефти). К концу 70-х гг. в условиях спада отечественного производства стали нарастать признаки товарного голода.

Уровень жизни медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем 5-тилетие оставался неизменным. Продолжала увеличиваться численность городского населения, сократилась доля сельского, возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых). Однако с развитием кризисных явлений в обществе ситуация в социальной сфере стала ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 1980-х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал в то время 77-е место в мире, по продолжительности жизни - 35-е.

 

50.Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг.

Основными приоритетами во внешнеполитической деятельности СССР в годы перестройки являлись: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Доктрина «Новое политическое мышление» М.С. Горбачева пропагандировала отказ от концепции раскола мира на две противоположные системы; признание мира целостным и неделимым; отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Результатом переговоров между СССР и США стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

В конце 80-х гг. началось ослабление советского политического влияния на страны Восточной Европы. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем свергли режим Н. Чаушеску в Румынии. В 1990 г. произошло объединение Восточной и Западной Германии. Весной 1991 г. прекратили свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.

С приходом к власти М.С. Горбачева стала ясна бессмысленность войны в Афганистане. В 1987 г. между СССР и США была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. вывод советских войск из Афганистана завершился. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

 

51. Перестройка и ее последствия.

К середине 1980-х гг. все более отчетливо проявились кризисные явления в советской экономике, которая окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда, практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК) и падением жизненного уровня населения. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от промышленно развитых стран, в которых уже начался на базе достижений научно-технической революции переход к информационному (постиндустриальному) обществу, к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам.

Реальные доходы на душу населения в начале 1980-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения пришла в противоречие с системой привилегий номенклатуры. Отчуждение от политической власти и средств производства, а фактически и от гражданских прав, привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма.

В этих условиях новое руководство СССР начало проводить политику перестройки. Ее целью стал вывод из кризиса советской системы. Начало перестройки относится к апрелю 1985 г. и связано с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

Перестройка прошла 3 этапа: 1985-1988 гг. - поиск путей развития, реформы в рамках существующей партийно-политической системы; 1988-1990 гг. - реформирование политической системы; 1990-1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена идеология и стратегия реформ. Провозглашалось возрождение ленинского лозунга «Вся власть Советам!» и превращение Советов в реальные органы власти на всех уровнях; учреждение нового политического органа - Съезда народных депутатов СССР и проведение альтернативных выборов. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе, и ставилась задача создания новой модели - социализма с человеческим лицом. В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических прав человека).

Началось обновление и омоложение руководителей всех уровней. Широкое развитие получили гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

Первые альтернативные выборы прошли весной 1989 г. В мае начал свою работу I съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.

Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А.Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А.Тюлькин), движения Трудовая Россия (В.И.Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И.Полозков, затем ГА. Зюганов) и др. Возникли социал-демократические партии: Социал-демократическая партия России (О.Румянцев, В.Шейнис), Народная партия свободной России (А.В.Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением Демократическая Россия (Е.Т.Гайдар), Демократической партией России (Н.И.Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н Лысенко). Возникла Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (В.В.Жириновский).

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахарову, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС - представители движения Демократическая Россия (лидер Е.Т.Гайдар).

Приоритетной задачей экономических преобразований М.С. Горбачева было ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции («Закон о госприемке»). Экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии (объединении)». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции, по-прежнему, включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В ходе экономических преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о необходимости перехода на арендный подряд на селе. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания искусственно поддерживались на низком уровне, сельское хозяйство было дотационным.

Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства, народное хозяйство в ходе перестройки лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. Поэтому после некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад.

Во второй половине 1980-х гг. обострились национальные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне ухудшения экономической ситуации возник протест в форме национальных движений, который постепенно вылился в борьбу против Центра, который отождествлялся с Россией. Национальный вопрос превратился в инструмент борьбы за власть.

Конституция СССР не действовала на значительной части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, поскольку существовали еще 15 президентов и глав республик. КПСС перестала быть связующим звеном внутри страны. В условиях нестабильного положения одной из важнейших задач стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками.

8 декабря 1991 г. на встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.Н.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) было объявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение юридической силы не имело, однако в условиях развала союзной государственности не было предпринято никаких мер по предотвращению распада СССР. 21 декабря в Алма-Ате лидеры бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.

 

52. Становление новой российской государственности (1993–1999)

Пришедшие к власти в России в начале 1990-х гг. радикальные реформаторы выдвинули программу экономических реформ, получившую название «шоковая терапия»: свободное ценообразование; либерализация торговли; массовая приватизация. Главным стратегом экономических реформ выступил вице-премьер Е.Т. Гайдар. Целью «шоковой терапии» стало разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность и создание новых социальных групп, прежде всего, широкого слоя собственников.

2 января 1992 г. были отпущены цены на большинство продуктов. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности, т.е. передача ее в частную собственность. С 1 октября 1992 г. началась выдача гражданам приватизационных чеков - ваучеров. Одновременно в январе 1992 г. была упразднена централизованная система распределения ресурсов, предпринимались меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение.

Результаты реформ противоречивы. С одной стороны, либерализация торговли ликвидировали товарный и продуктовый дефицит. В ходе приватизации был разрушен механизм централизованного управления экономикой. С другой, продолжался спад производства, резко снизился уровень жизни населения. В результате освобождения цен денежные накопления обесценились, что вызвало острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к стремительному падению курса рубля. В ходе приватизации произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения.

На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. был смещен с поста премьер-министра Е.Т. Гайдар. Новым главой правительства стал B.C. Черномырдин. Началась корректировка курса на реформы. При сохранении общего направления движения в сторону рынка, ставка была сделана на поддержку государственных, в основном, убыточных предприятий. В декабре 1992 г. правительство приняло единую тарифную систему оплаты труда, которая позволила смягчить ситуацию. Продолжалась массовая приватизация государственных предприятий. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Однако правительству не удалось сдержать спад производства и падение эффективности экономики, что привело к усилению сырьевой ориентации промышленности.

Следующим, наиболее ощутимым, событием в социально-экономической жизни страны стал дефолт – острый финансово-экономический кризис. 17 августа 1998 г. премьер-министр С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг. Это привело к высокой инфляции (до 60%) и росту цен, таким образом, снижение реальных доходов граждан произошло примерно на треть.

С 2001 г. экономические реформы стали проводиться последовательнее. Список наиболее крупных экономических реформ, начатых после прихода к власти В. Путина, включал налоговую реформу, дебюрократизацию, реформу естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), банковскую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), земельную реформу, реформу трудовых отношений, пенсионную реформу, а также комплекс мероприятий, связанных с подготовкой к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В конце первого срока правления В. Путин поставил новые задачи перед экономической политикой - обеспечение конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, изменение качества экономического роста (переориентация с отраслей ТЭКа на развитие реального сектора), удвоение ВВП и борьба с бедностью.

Правительство, ставя на первое место экономическую реформу, начало проводить и социальную реформу в области образования, здравоохранения, науки, культуры.

Все последние экономические успехи России в определенной степени зависели от высоких цен на нефть, природный газ и металлы, которые страна производила и экспортировала в больших количествах. В то же время подобная зависимость делает страну уязвимой к циклическим колебаниям мировых цен. Для достижения наибольших темпов роста России необходимо работать над созданием промышленных секторов и модернизацией оборудования.