Шпоночные и шлицевые соединения. Точность взаимного расположения Допуски, посадки, системы, контроль, обозначение на чертежах
Для соединения деталей машин с валами, когда к точности центрирования соединяемых деталей не предъявляют повышенных требований, применяют шпоночные соединения.
Шпоночные соединения выполняют со шпонками призматическими, сегментными, тангенциальными и клиновыми. Они распространены благодаря простоте, удобству сборки-разборки и экономичности. Вследствие смятия и среза шпонок, ослабления сечения валов и втулок пазами и образования концентраторов напряжений шпоночные соединения не могут передавать большие крутящие моменты. В результате перекосов и смещения пазов, а также контактных деформаций от радиальных сил в шпоночных соединениях возможен перекос втулки на валу. Эти недостатки шпоночных соединений ограничивают область их применения и обусловливают замену их шлицевыми соединениями.
Наиболее важными преимуществами шлицевых соединений перед шпоночными является возможность передачи больших крутящих моментов, высокая прочность и надежность соединения, повышенная точность центрирования и направления втулок на валу. Шлицевые соединения в зависимости от профиля зубьев разделяются на прямобочные, эвольвентные и треугольные. Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зубьев имеют существенные преимущества по сравнению с прямобочными: они могут передавать большие крутящие моменты, имеют на 10 — 40% меньше концентрацию напряжений у основания зубьев, повышенную циклическую прочность, обеспечивают лучшее центрирование и направление деталей, проще в изготовлении. Шлицевые соединения с треугольным профилем не стандартизованы; их применяют чаще всего вместо посадок с натягом, а также при тонкостенных втулках для передачи небольших крутящих моментов.
Чтобы соединить вал двигателя с валом машины, применяют муфту, одна часть которой расположена на валу двигателя, а вторая укреплена на входном валу машины. Эти отдельные части муфты обычно называют втулками. Для передачи вращения соединение вала с втулкой осуществляют с помощью специальных деталей — шпонок. Шпонку вкладывают в канавки (пазы), расположенные в идентичных местах на поверхности вала и на сопрягаемой с ней внутренней поверхности втулки.
С помощью шпонок на валах также крепят и различные зубчатые колеса.
При сборке шпонки, вала и втулки необходима взаимозаменяемость. Наиболее важным является соединение втулки и вала по размеру b т.е. по ширине шпонки и канавок (пазов) вала и втулки.
По форме шпонок соединения подразделяют на призматические, сегментные и клиновые. Допуски и посадки шпоночных соединений стандартизованы. На соединения призматических шпонок действует ГОСТ 23360-78, на соединения сегментных–ГОМТ 24071-80 и на клиновые–ГОСТ 24068-80.
Шпоночные соединения предназначены для соединения с валами зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт и других деталей и служат для передачи крутящих моментов. Наиболее часто применяются соединения с призматическими шпонками.
Размеры, допуски, посадки и предельные отклонения соединений с призматическими шпонками установлены ГОСТ 23360—78.
Основные параметры шпонок и шпоночных пазов в соединениях с призматическими шпонками даны в рис. 7.1
- |
Рис. 7.1. Основные обозначения параметров соединений с призматическими шпонками
Стандартом установлены поля допусков по ширине шпонки и шпоночных пазов для свободного, нормального и плотного соединений (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Элемент соединения | Поле допусков размера b при соединении | ||
свободном | нормальном | плотном | |
Ширина шпонки | п9 | п9 | п9 |
Ширина паза на валу | Н9 | N9 | Р9 |
Ширина паза на втулке | D10 | Js9 | Р9 |
В табл. 7.2 размеры пазов и шпонок предусмотренные ГОСТ 23360—78.
Таблица 7.2.
Размеры пазов и шпонок
Диаметр вала d, мм | Номинальный размер шпонки, мм | Номинальный размер паза, мм | |||||
Ь х h | Фаска S | Глубина | Радиус r | ||||
max | min | На валу t1 | На втулке t2 | max | min | ||
Св. 30 до 38 | 10 х 8 | 5.0 | 3.3 | ||||
Св. 38 до 44 | 12 х 8 | 5.0 | 3.3 | ||||
Св. 44 до 50 | 14 х 9 | 0.60 | 0.40 | 5.5 | 3.8 | 0.40 | 0.25 |
Св. 50 до 58 | 16 х 10 | 6.0 | 4.3 | ||||
Св. 58 до 65 | 18 х 11 | 7.0 | 4.4 | ||||
Св. 65 до 75 | 20 х 12 | 7.5 | 4.9 | ||||
Св. 75 до 85 | 22 х 14 | 9.0 | 5.4 | ||||
Св. 85 до 95 | 25 х 14 | 0.80 | 0.60 | 9.0 | 5.4 | 0.60 | 0.40 |
Св. 95 до 110 | 28 х 16 | 10.0 | 6.4 | ||||
Св. 110 до 130 | 32 х 18 | 11.0 | 7.4 | ||||
Св. 130 до 150 | 36 х 20 | 12.0 | 8.4 | ||||
Св. 150 до 170 | 40 х 22 | 13.0 | 9.4 | ||||
Св. 170 до 200 | 45 х 25 | 1.2 | 1.00 | 15.0 | 10.4 | 1.0 | 0.7 |
Св. 200 до 230 | 50 х 28 | 17.0 | 11.4 | ||||
Примечания. 1. Длина шпонок должна выбираться из ряда: 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18; 20; 22; 25; 28; 32; 36; 40; 45; 50; 56; 63; 70; 80; 90; 100; 110; 125; 140; 160; 180; 200; 220. 2. Материал — сталь с временным сопротивлением разрыву не менее 590 МН/м2 (60 кгс/мм2). 3. На рабочем чертеже проставляется один размер для вала t1 (предпочтительный вариант) и для втулки d + t2 4. В обоснованных случаях (пустотелые валы, передача пониженных крутящих моментов и т. п.) допускается применять меньшие размеры сечений стандартных шпонок. 5. Пример условного обозначения шпонки исполнения 1 (с радиусом закруглений R = b/2) с размерами b = 18 мм, h = 11 мм, / = 100 мм: Шпонка 18 х 11 х 100 ГОСТ 23360—78*. |
Предельные отклонения и посадки шпоночных соединений
Для ширины пазов вала и втулки допускаются любые сочетания указанных полей допусков. Рекомендуемые посадки приведены в рис.7.2.
Рис. 7.2. Рекомендуемые посадки шпоночных соединений.
Предельные отклонения на глубину пазов приведены в табл. 7.3.
Таблица 7.3.
Высота шпонки h, мм | Предельные отклонения на глубину паза на валу t1 (или d - t1),и во втулке t2 (или d + t2), мм | |
верхнее отклонение верхнее отклонение | нижнее отклонение | |
От 2 до 6 | +0.1 | |
От 6 до 18 | +0.2 | |
От 18 до 50 | +0.3 |
Рис. 7.3. Простановка посадок шпоночного сопряжения.
Шлицевые соединения, как и шпоночные, предназначены для передачи крутящих моментов в соединениях шкивов, муфт, зубчатых колес и других деталей с валами.
В отличие от шпоночных соединений, шлицевые соединения, кроме передачи крутящих моментов, осуществляют еще и центрирование сопрягаемых деталей. Шлицевые соединения могут передавать большие крутящие моменты, чем шпоночные, и имеют меньшие перекосы и смещения пазов и зубьев.
В зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения делят на соединения с прямобочным, эвольвентным и треугольным профилем зубьев.
Соединения шлицевые прямобочные. Основные параметры
Шлицевые соединения с прямобочным профилем зубьев применяются для подвижных и неподвижных соединений.
К основным параметрам относятся:
D — наружный диаметр;
d — внутренний диаметр;
b — ширина зуба.
По ГОСТ 1139—80 в зависимости от передаваемого крутящего момента установлено три типа соединений — легкой, средней и тяжелой серии.
Номинальные размеры основных параметров и число зубьев шлицевых соединений общего назначения с прямобочным профилем зубьев, параллельных оси соединения, изображены в рис. 7.4.и табл.7.4.
Рис. 7.4. Размеры основных параметров и число зубьев шлицевых соединений общего назначения.
Таблица 7.4.
Номинальные размеры основных параметров и число зубьев шлицевых соединений
2 x d xD xb, мм (z — число зубьев) | d„ мм | а, мм | с, мм | r,мм, не более |
не менее | ||||
Легкая с е р и я серия | ||||
6 x 26 x 30 x 6 | 24.6 26.7 30.4 34.5 40.4 44.6 49.7 53.6 59.8 69.6 79.3 | 3.85 4.03 2.71 3.46 5.03 5.75 4.89 6.38 7.31 5.45 8.62 | 0.3 0.3 0.4 0.4 0.4 0.4 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 | 0.2 0.2 0.3 0.3 0.3 0.3 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 |
6 x 28 x 32 x 7 | ||||
8 x 32 x 36 x 6 | ||||
8 x 36 x 40 x 7 | ||||
8 x 42 x 46 x 8 | ||||
8 x 46 x 50 x 9 | ||||
8 x 52 x 58 x 10 | ||||
8 x 56 x 62 x 10 | ||||
8 x 62 x 68 x 12 | ||||
10 x 72 x 78 x 12 | ||||
10 x 82 x 88 x 12 | ||||
С р едняя | С р е д н я я с е р и я | |||
6 x 11 x 14 x 3 | 9.9 12.0 14.5 16.7 19.5 21.3 23.4 25.9 29.4 33.5 39.5 42.7 48.7 52.2 57.8 67.4 77.1 87.3 | 1.95 1.34 1.65 1.70 1.02 2.57 2,44 2.50 2.40 3.00 4.50 | 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.4 0.4 0.4 0.4 0.4 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 | 0.2 0.2 0.2 0.2 0.2 0.2 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.5 0.5 0.5 0,5 0.5 0.5 0.5 |
6 x 13 x 16 x 3.5 | ||||
6 x 16 x 20 x 4 | ||||
6 x 18 x 22 x 5 | ||||
6 x 21 x 25 x 5 | ||||
6 x 23 x 28 x 6 | ||||
6 x 26 x 32 x 6 | ||||
6 x 28 x 34 x 7 | ||||
8 x 32 x 38 x 6 | ||||
8 x 36 x 42 x 7 | ||||
8 x 42 x 48 x 8 | ||||
8 x 46 x 54 x 9 | ||||
8 x 52 x 60 x 10 | ||||
8 x 56 x 65 x 10 | ||||
8 x 62 x 72 x 12 | ||||
10 x 72 x 82 x 12 | ||||
10 x 82 x 92 x 12 | ||||
10 x 92 x 102 x 14 |
В шлицевых соединениях с прямобочным профилем зуба применяют три способа относительного центрирования вала и втулки:
по наружному диаметру D;
по внутреннему диаметру d;
по боковым сторонам зубьев b.
Центрирование по D рекомендуется при повышенных требованиях к соосности элементов соединения, когда твердость втулки не слишком высока и допускает обработку чистовой протяжкой, а вал обрабатывается фрезерованием и шлифуется по наружному диаметру D. Применяется такое центрирование в подвижных и неподвижных соединениях.
Центрирование по d применяется в тех же случаях, что и центрирование по D, но при твердости втулки, не позволяющей обрабатывать ее протяжкой. Такое центрирование является наименее экономичным.
Центрирование по b используют, когда не требуется высокой точности центрирования, при передаче значительных крутящих моментов.
Посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем зуба
По ГОСТ 1139—80 установлены допуски и посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем зуба для различных способов центрирования.
Допуски симметричности боковых сторон шлицев в диаметральном выражении по отношению к оси симметрии центрирующего элемента приведены в табл. 7.5.
Допуски симметричности боковых сторон шлицев
Таблица 7.5.
b, мм | 2.5; 3 | 3.5; 4; 5; 6 | 7; 8; 9; 10 | 12; 14; 16; 18 |
Допуск симметричности, мм | 0.01 | 0.012 | 0.015 | 0.018 |
Условные обозначения шлицевых прямобочных соединений
Пример обозначения шлицевого соединения с центрированием по D показан на рис. 7.5.
Рис. 7.5. Обозначения шлицевого соединения.
Соединения шлицевые эвольвентные. Основные параметры
Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зуба имеют то же назначение, что и прямобочные, но обладают рядом преимуществ:
технологичностью (для обработки всех типоразмеров валов с определенным модулем требуется только одна червячная фреза, возможно применение всех точных методов обработки зубьев);
большей прочностью (обладают меньшими концентратами напряжений и большим количеством зубьев).
Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зубьев применяются для подвижных и неподвижных соединений.
К основным параметрам относятся:
D — наружный диаметр зубьев, номинальный диаметр соединения;
т — модуль;
z — число зубьев;
а = 30° — угол профиля.
Посадки шлицевых эвольвентных соединений
В шлицевых соединениях с эвольвентным профилем зубьев применяются следующие способы относительного центрирования вала и втулки: по боковым поверхностям зубьев s, e, по наружному диаметру D и допускается центрирование по внутреннему диаметру.
Наибольшее распространение получил способ центрирования по боковым поверхностям зубьев. Центрирование по внутреннему диаметру не рекомендуется.
ГОСТ 6033—80 установлены допуски и посадки для различных способов центрирования.
Примеры выбора посадок приведены в табл. 7.6. Кроме указанных посадок, применяются и другие (см. ГОСТ 6033—80).
Таблицы 7.6.
Выбор посадок
Пример условного обозначения шлицевых эвольвентных соединений приведен на рис. 7.6.
Рис. 7.6. Обозначения шлицевых эвольвентных соединений
Условное обозначение эвольвентного шлицевого соединения включает номинальный диаметр соединения D, модуль т, обозначение посадки соединения, помещаемое после размеров центрирующих элементов, и номер стандарта. Например,
50 х 2 х 9H/9g ГОСТ 6033—80
обозначает, что D= 50 мм,m = 2 мм, центрирование по боковым сторонам с посадкой 9H/9g.
При центрировании по наружному диаметру:
50 х H7/g6 х 2 ГОСТ 6033—80.
При центрировании по внутреннему диаметру:
150 х 2 х H7/g6 ГОСТ 6033—80.
Измерение и контроль деталей шлицевого соединения. Основным видом контроля в стандартах на шлицевые соединения является комплексный проходной калибр, с помощью которого обеспечивается собираемость по размерам элементов соединения и их расположению. При этом имеется в виду, что параметры по непроходному пределу проверяются с помощью измерительных приборов или непроходными калибрами.
Измерение диаметров элементов шлицевых соединений не отличается от измерения гладких деталей. При этом измерение положения шлицев по окружности производится как и измерение шагов у зубчатых колес. Иногда для измерения расположения поверхностей и измерения прямолинейности шлицев изготовляются специальные приспособления.