МЕТОДЫ РЕКЛАМЫ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТА
Сегодняшний день Интернета — начало эпохи электронной коммерции. Изначально эта среда представляла собой средство распространения информации. А последовавшая затем разработка целого ряда программ, обеспечивающих разные виды сетевого взаимодействия операционных систем и программ -навигаторов Интернета, позволила наиболее полно использовать возможности новой информационной среды. Поэтому сейчас информационная концепция Сети начинает отходить на второй план: на первое место выходит использование Интернета в коммерческой деятельности предприятий. Одной из основных составляющих этого процесса является торговля, причем не только информационными продуктами как самыми близкими к характеристикам данной среды, но и традиционными товарами.
Все чаще из средств массовой информации можно узнать о преодолении Интернетом очередных коммерческих рубежей. Это и миллиарды долларов на рекламу в Сети, и миллионы долларов прибыли от интерактивной торговли, и миллионный и даже миллиардный посетитель отдельного веб -сайта.
Приведем несколько примеров из области Интернет-рекламы. По мнению аналитиков компании Дирйег СотттюаИопз, специализирующейся на исследованиях в области Интернет-торговли, ожидаемые доходы от онлайновой рекламы в 2003 г. превзойдут уровень 11,5 млрд долл. Эта отметка будет достигнута в результате 40% роста расходов на Интернет-рекламу в течение отсчитываемого срока. В последующие четыре года уровень расходов на онлайновую рекламу будет наивысшим у компаний,
предлагающих финансовые услуги, а также у предприятий автомобильной промышленности и средств массовой информации. На эти три сектора придется почти половина всех расходов на онлайновую рекламу в 2003 г., а именно 4,2 млрд долл.
По данным той же компании, доходы от онлайновой рекламы уже превзошли получаемые от наружной рекламы. К 2003 г. объем средств, потраченных на онлайновые рекламные объявления, превзойдет сумму доходов от рекламы в кабельных сетях и составит примерно три четверти нынешних расходов на рекламу по радио. Другая аналитическая компания, Роггез1ег КезеагсЬ, сообщает, что к 2004 г. суммарные доходы от онлайновой рекламы во всем мире достигнут 33 млрд долл., причем треть этих доходов будет получена вне США. По ее прогнозу, часть этой прибыли составят доходы от перераспределения расходов на рекламу в других средствах массовой информации. В США, по данным Рогге81ег, расходы на онлайновую рекламу увеличатся с нынешних 2,8 млрд до 22 млрд долл. в 2004 г., т.е. возрастут на 685%. Уровень 2004 г. соответствует 8,1% ожидаемых расходов на обычную рекламу и превышает их на рекламу, размещаемую в журналах, справочнике «Желтые страницы» и передаваемую по радио.
Проведение рекламной кампании в Интернете требует системного, планомерного подхода — от формулирования конкретных ее целей, методов, используемых средств до оценки эффективности, анализа результатов и рекомендаций для будущих кампаний. Поэтому здесь необходимо первоначально определить наиболее эффективные моменты. Это прежде всего главная цель рекламной кампании:
* создание благоприятного имиджа фирмы или продукции;
* сокращение издержек на рекламу;
* доступность информации о фирме или ее продукции вне зависимости от каких-либо территориальных или временных ограничений;
* обеспечение поддержки рекламных агентов и сокращения издержек на печатные виды информационных и рекламных сообщений;
» реализация всех возможностей представления информации (полиграфия, анимация, графика, звук, видео и т.д.).
Основные задачи рекламной кампании в Интернете.При ее подготовке необходимо выяснить, на какой стадии по отношению к рекламируемой продукции находится потенциальный потребитель: знание, предпочтение, убеждение, покупка (табл. 5). Это, в свою очередь, определит необходимые действия для перевода потребителя на следующую стадию.
Что представляется целью — реклама фирмы или ее продукции. Методы развития фирменного или товарного имиджа (развивается имидж только фирмы, уникального товара или товарной группы; формируется уникальная торговая марка). Объединение двух названных стратегий — развитие имиджа товара и фирмы, при котором скорости роста фирмы и ее товарных марок взаимосвязаны.
Кто является потенциальным покупателем продукции фирмы и какой объем аудитории необходимо охватить рекламной кампанией. Для этого следует определить число потенциальных покупателей, которых необходимо проинформировать о фирме или ее товаре, и емкость сегмента, которому в первую очередь предназначается продукция фирмы. Это поможет выяснить, где лучше разместить рекламу, чтобы информация достигла требуемого объема потенциальной аудитории
Методы оценки эффективности рекламной кампании. Определяют ее в первую очередь напрямую связанные с состоянием потенциального потребителя задачи, для решения которых можно рекомендовать следующие способы:
» анализ статистики сервера и количества обращений к рекламным страницам;
* опрос потенциальной аудитории об уровне ее информированности и благорасположения к товару или фирме;
» использование регистрационных или анкетных форм на сервере или странице фирмы для получения большей информации как о самих посетителях, так и об их мнении относительно фирмы и предлагаемого товара;
» экспертная оценка.
Особенность рекламы в Интернете в том, что ее центральным элементом является \уеЪ-сервер фирмы. На его основе строится комплекс рекламных мероприятий. Владелец \уеЬ-сервера стоит перед двумя основополагающими задачами: реализовать свою идею в виде дуеЪ-сервера, выполняющего определенные для него функции, или прибегнуть к рекламированию, чтобы пользователи Интернета узнали о его существовании и могли его посетить. Таким образом, используется двухуровневый подход, когда на шеЬ-сервере размещается подробная информация о фирме, товарах и услугах, а все рекламные усилия направляются на привлечение к серверу внимания посетителей.