Учение Огюста Конта

 

Родился в Париже, учился в политехнической школе.

Позитивизм – это изучение реальных фактов, явлений. Важен принцип полезности. В гос-правовой сфере существовал юр позитивизм (Бентал). Социологический позитивизм – гос-во и право рассматриваются как часть жизни об-ва и часть науки об об-ве - социологии. Предметом изучения юр позитивизма является изучение норм права6 толкование, анализ их соотношение. Об-во и события, происх в жизни об-ва никоим образом не влияют на жизнь права. Социологический позитивизм – об-во влияет на право.

Социологический позитивизм Конта. 2 периода: период, связанный с созданием основного труда «Курс позитивной философии» (6 томов) 1839-1842 год , период отступления от позитивизма, поиски идеальной модели об-ва «система позитивной политики». 2 тезиса: мир познать в полноте его невозможно, нужно ограничиваться в исследовании внешней стороной явления, изучать сущее, а не должное. Потому, проводя аналогии позитивизма с естественными науками, мир естествознания ограничивается исследованиями реальных фактов, вторая – определение взаимосвязей между фактами, явлениями.

Философия, по Конту, – базируется на изучении естественных наук. Методы, используемые естественными науками хороши и для соц сферы. Все естественные науки складываются из: 1) фактов 2) изучение и установление связей, причин. Факты устанавливаются непосредственным восприятием, через чувства. Говоря, как возникают законы, КОНТ говорит, что законы определяются путём обобщения фактов, методом индукции. Нужно отказаться от поиска первопричин факта, что он называет бесплодной метафизикой, нужно стремиться к созданию системы положительного знания, которая так же опирается на факты. Вначале – факты, потом связи, потом – социология.

Социологию он делит на 2 части:

1. Статика – изучает условия существования общественных явлений

2. Динамика – описывает факты человеческой жизни. А затем устанавливает причинные связи между этими фактами.

Конт полагает, что основа эволюции об-ва – это изменение общественных взглядов.

3 стадии развития об-ва:

1. Религиозная или теологическая – все явления рассматриваются как некие сверхъестественные, во всём воля Бога. Типично существование об-в военного типа, развиты монархические фп

2. Метафизическая – природа наделяется воображаемыми свойствами. Господствует республиканская концепция. Появляются теории общественного д-ра, естественного права, зарождаются либерально-демократические концепции

3. Позитивная стадия – устанавливается связь между разными частными явлениями и фактами. Появление новой позитивной политики, основанной на подлинной науке, устанавливается об-во промышленного типа. Самое совершенное г-во – это социократия ((власть об-ва). Основа социократии – общественная солидарность и гармония. Все части об-ва должны составлять органическое единство, каждый индивидуум – осознавать себя как часть целого и должен выполнять опр функцию. Об-во должно строиться на уважении низших классов к высшим и наоборот. Исполнять свой долг – основное призвание индивида. В об-ве не должно быть деления на общественные и частные функции, это об-во, где уважительно существует уважение к частной соб-ти, наличие её Конт считает общественной заслугой «соб-ть оплодотворяет промышленность». Банкиры, фабриканты – осн гос деятели.

Организация общественного управления у Конта – несобсвтенники (избирают своих представителей верховными начальниками и диктаторами) и собственники. Приемниками несобсвтенников на посту диктаторов являются крупные банкиры, предприниматели.

Власть должна строиться на моральных принципах, собственники должны воздействовать на другие группы населения. Власть находится в руках собственников. Наличие соб-ков и несоб-ков ведёт к признанию того факта, который реально сущ-т и перспектива развития об-ва – гармоничное развитие и в конце превращение несоб-ов в соб-ов.

Диктатура нового класса (крупных частных соб-ов) неизбежна, он подкрепляет это тезисом о новой религии, в основе которой должен лежать культ человечества. Конт выступает за установление диктатуры соб-ов.