Международная обстановка и цели СССР в области внешней политики в 20-е годы ХХ века

Дальнейшему развитию Советского государства мешала неурегулированность отношений между Советской Россией и такими странами, как США, Англия, Франция и др. В то же время, после разгрома иностранной интервенции и в условиях начавшегося мирового экономического кризиса росла объективная заинтересованность стран Запада в нормализации и налаживании экономических отношений с Советской Россией. Эти связи нужны были и Советскому государству, как по экономическим, так и по политическим мотивам — они должны были составить экономическую основу мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем. В западных странах в связи с провалом интервенции в правящих кругах ослабли позиции тех, кто делал ставку на вооруженную борьбу против Советской власти. Одновременно усилились позиции кругов, выступавших в пользу установления контактов с Советским государством, чтобы смягчить таким путем свои экономические затруднения и попытаться экономическими средствами добиться восстановления капитализма в России. Наиболее ярким представителем этой линии был премьер-министр Англии Д. Ллойд Джордж.

Больше других западных стран интерес к торговле с Советской Россией проявляла Англия. Действовали экономические соображения, и одновременно нарастало давление английского рабочего класса за установление с Россией нормальных отношений. В английском правительстве одни министры готовы были причинить ущерб английской экономике, но не идти на заключение соглашений с Советской Россией. Другие полагали, что, поскольку Англия стоит перед лицом массовой безработицы, следует начать торговать с Россией и при помощи торговли попытаться «покончить с большевизмом». Советское правительство направило в Лондон торговую делегацию, подписавшую в марте 1921 г. советско-английское соглашение о возобновлении торговых отношениймежду двумя странами, которое, по существу, имело не только торговый, но и политический характер. Англия признала Советское государство. Так началось установление официальных дипломатических и торговых отношений между Советской Россией и крупными буржуазными государствами.

Тем не менее настороженное, отчасти враждебное отношение к Советской России сохранялось еще долгие годы. Оно питалось как происходившими в России социалистическими преобразованиями, так и двойственностью ее внешней политики. С одной стороны, Москва была заинтересована в налаживании с капиталистическими странами взаимовыгодного делового сотрудничества. С другой — открыто провозглашала свою приверженность принципу пролетарского интернационализма и в соответствии с ним поддерживала через структуры Коминтерна коммунистическое движение, оказывала большую материальную помощь (золотом, валютой, оружием и т. п.) силам, стремившимся к дестабилизации политической ситуации и захвату власти в своих странах. В подобных условиях отношения СССР с зарубежными государствами развивались неровно. И все же главным вектором этого развития было постепенное укрепление позиций Советского Союза на мировой арене, рост его влияния как великой державы. Основных причин тому было две: во-первых, объективные потребности мировой экономики. На ней отрицательно сказывалось длительное выключение из системы международных хозяйственных связей России, обладавшей неисчерпаемыми природными богатствами и емким внутренним рынком. Во-вторых, ориентация СССР на мирное сосуществование государств с различным общественным строем.

С подписанием в конце 1920 — начале 1921 гг. мирных договоров с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей Советское государство вышло из международной изоляции. В 1921 г. были нормализованы отношения с южными соседями: Турцией, Ираном, Афганистаном.

Упрочение международного положения СССР в 20-е гг. ХХ века. Крупные индустриальные державы воздерживались от установления дипломатических отношений с Советской Россией, требуя в соответствии с нормами международного права выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации иностранной собственности. Москва решила признать часть долгов, связав это с требованием возмещения ущерба от интервенции, политического признания Советского государства и предоставления ему кредитов.

В начале 20-х годов началась новая полоса во взаимоотношениях Советской страны с капиталистическими государствами. Вооруженная борьба между ними сменилась установлением мирных отношений. В этих условиях советская внешняя политика добивалась нормализации отношений с буржуазными государствами и развития с ними экономического сотрудничества на равноправной основе, максимально продлить мирную передышку.

Советское правительство постепенно расширяло круг стран, с которыми у него уже были двусторонние торговые договоры. Одновременно оно выдвинуло предложение о созыве международной экономической конференции, выразив готовность обсудить на ней также вопрос о признании довоенных долгов России, если капиталистические страны предоставят льготные условия, обеспечивающие возможность выплаты этих долгов, дадут обязательство прекратить всякие действия, угрожающие безопасности Советской страны, гарантируют неприкосновенность ее границ и заключат с ней окончательный мир.

Конференция в Генуе. Раппальский договор. 10 апреля 1922 г. с целью обсуждения этих вопросов в Генуе (Италия) открылась международная конференция с участием 29 государств. Интересы России на ней представляли нарком по иностранным делам Г.В.Чичерин, М.М.Литвинов, Л. Б. Красин и другие советские дипломаты.

В программном заявлении советской делегации Г. В. Чичерин сказал: «Оставаясь на точке зрения принципов коммунизма Российская делегация признает, что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым для всеобщего экономического восстановления... Российская делегация явилась сюда не для того, чтобы пропагандировать свои собственные теоретические воззрения, а ради вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран, на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания» 012 . Это было официальное провозглашение принципа мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным социальным строем. Одновременно советская делегация выступила с предложением о всеобщем сокращении вооружений.

По вопросам об экономическом сотрудничестве и разоружении делегации не договорились. В результате этого конференция зашла в тупик, но советские дипломаты противоречиями между западными государствами. Особенно сильны они были между державами-победительницами в Первой мировой войне и побежденной Германией. Противоречия между этими странами были использованы советской дипломатией. Советская делегация подписала в Рапалло (предместье Генуи) с делегацией Германии договор,по которому восстанавливались дипломатические отношения между двумя странами и регулировались различные вопросы на основе равноправия.

Советско-германский договор содержал статьи об отказе от взаимных претензий и установлении дипломатических отношений. Германия стала первой великой державой признавшей Советскую Россию. Между ними налаживается тесное сотрудничество в торгово-экономической и военной областях. Идет подготовка в советских учебных центрах военных кадров Германии, осуществляется совместное производство в СССР отдельных видов вооружений, запрещенных по условиям Версальского мирного договора 1919 г. с побежденной Германией.

В Рапалльском договоре нашел конкретное воплощение принцип мирного сосуществования. Развитие делового сотрудничества с капиталистическими странами было необходимо и Советской России, и Германии, которая благодаря ему стала быстро восстанавливать свой военный потенциал.

Торговые отношения развиваются и с другими государствами Запада. В 1921—1922, соответствующие договоры были заключены с Англией, Австрией Данией, Италией, Норвегией и др.

С 1924 г. началась полоса дипломатического признания СССР. Советский Союз признали и установили с ним дипломатические отношения Англия, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Китай, Дания, Мексика, Франция и ряд других стран, что содействовало экономическому развитию нашей страны, уменьшало военную напряженность. В 1928 г. СССР присоединился к пакту Бриана-Келлога, провозглашавшего отказ от войны как орудия национальной политики.

Единственной крупной страной, не признавшей в эти годы СССР были США. Если Англия и Франция в качестве условия признания настаивали на согласии Советского правительства выплатить военные и довоенные долги царизма, то американское правительство требовало сверх этого изменения существующего социалистического строя.

Отношения СССР со странами Востока в начале 20-х гг. ХХ века. Политика Советского правительства со странами Востока выражалась в том, что, во-первых, были аннулированы все неравноправные договоры и соглашения, которые имело царское правительство с этими странами, и, во-вторых, оказывалась помощь народам Востока в их борьбе за политическую и экономическую независимость. Поскольку эта политика стимулировала развитие национально-освободительного движения, западные державы упорно пытались препятствовать ее осуществлению. В феврале 1921 г. был подписан справедливый советско-иранский договор, по которому Советское правительство отказывалось от всех договоров, заключенных царским правительством. Благодаря ему Иран смог аннулировать англо-иранский договор 1919 г., по которому Англия устанавливала фактическое господство над Ираном, и добиться вывода английских войск со своей территории.

Советско-афганский договор, подписанный в феврале 1921 г., помог Афганистану отстоять свою независимость от Англии. Это был первый равноправный договор, заключенный Афганистаном с великой державой.

Советская Россия оказала материальную и политическую помощь Турции, когда народ этой страны поднялся на защиту своей независимости и территориальной целостности, которой угрожали державы-победительницы в Первой мировой войне. В марте 1921 г. в Москве был подписан советско-турецкий договор о дружбе и братстве.

Советско-китайские отношения. Провокация на КВЖД. На взаимовыгодных основах Советское государство стремилось строить свои отношения и с Китаем. Однако китайское правительство приняло участие в антисоветской интервенции и в экономической блокаде Советской России. Оно упорно игнорировало предложения Советского правительства о перестройке отношений между двумя странами на обоюдно справедливой основе.

В 1929 г. была организована крупная антисоветская провокация на Китайско-Восточной железной дороге (Маньчжурия), являвшейся собственностью Советского Союза и управлявшейся на паритетных началах представителями СССР и Китая. Непосредственными исполнителями провокации были северокитайские милитаристы, действовавшие по указаниям гоминьдановского правительства013 .

10 июля 1929 г. китайские войска и отряды русских белогвардейцев совершили налет на правление КВЖД в Харбине и на все ее учреждения по всей линии дороги до станции Пограничная. Советская часть управления дороги была насильственно отстранена от выполнения своих функций, советские рабочие арестованы и избиты.

Китайские власти не шли на мирное урегулирование вопроса и предпринимали все новые акты насилия на КВЖД в отношении советских граждан. В августе 1929 г. были разорваны дипломатические отношения между СССР и гоминьдановским Китаем. Китайские войска и русские белогвардейцы начали военные действия против советских войск на Амуре и в Забайкалье. Части Особой Дальневосточной армии (ОДВА) Советского Союза вступили на территорию Дунбэя (Северо-Восточный Китай) и разгромили китайские части и русских белогвардейцев.

22 декабря 1929 г. в Хабаровске был подписан советско-китайский протокол о восстановлении прежнего положения на КВЖД. Китайское правительство взяло на себя обязательство разоружить белогвардейцев в Китае и выслать из Дунбэя. Немедленно после восстановления прежнего положения на КВЖД части ОДВА ушли с территории Северо-Восточного Китая. Таким образом, советско-китайские отношения продолжали оставаться неурегулированными из-за сложности внутри китайской политической ситуации.