Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Для анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относитель­ное отклонение от плана и их причины (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Факторы изменения общепроизводственных
и общехозяйственных расходов

Статья расходов Фактор изменения затрат Расчет влияния
Зарплата управленческих работников Изменение численности работников и средней зарплаты (изменение окладов, выплата премий, доплаты) ЗП=ЧР · ОТ ΔЗПчр= ΔЧР · ОТо ΔЗПот=ЧР1 · ΔОТ
Содержание основных фондов: амортизация освещение, отопление, водоснабжение и др. Изменение стоимости основных средств и норм амортизации А=ОС · НА ΔАос=*НАо ΔАнна=ОС1 · ΔНА
Затраты на текущий ремонт основных средств Изменение количества потребленных услуг и их стоимости М=К · Ц ΔМкОС · НАо ΔМц=К1 · ΔЦ
Изменение объема работ и их стоимости ЗР=V · Ц ΔЗРvV · Цо ΔЗРц=VЦ
Содержание легкового транспорта Изменение количества машин и затрат на содержание одной машины З=КМ · ЗС ΔЗкмКМ · ЗСо ΔЗзс=КМ1=ΔЗС
Расходы по командировкам Количество командировок, средняя продолжительность, средняя стоимость одного дня командировки РК=К · Д · СД ΔРКкК · До · СДо ΔРКд=К1 · ΔДо · СДо ΔРКсд=К1 · Д1 · ΔСД
Оплата простоев Количество человеко-дней простоя и уровень оплаты за один день простоя ОП=ДП · ОД ΔОПдпДП · ОДо ΔОПсд=ДП1 · ΔОД
Потери от порчи и недостачи материалов и продукции Количество материалов и их стоимость ПМ=К · Ц ΔПМкК · Цо ΔПМц=К1 · ΔПСТ
Налоги и отчисления от зарплаты Изменение суммы начис­ленной зарплаты и про­центных ставок обложений по каждому виду Н=ФЗП · ПСТ ΔНфзпФЗП · ПСТо ΔНпст=ФЗП1 · ΔПСТ
Расходы на охрану труда и т.д. Изменение объема намеченных мероприятий и их стоимости Р=V · С ΔРvV · Со ΔРс=V1 · ΔС
         

При проверке выполнения сметы нельзя всю полученную эко­номию считать заслугой предприятия, так же как и все допущенные перерасходы оценивать отрицательно. Оценка отклонений фактических расходов от сметы зависит от того, какие причины вызвали экономию или перерасход по каждой статье затрат. В ряде случаев экономия связана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, изобретательству и рационализации, подготовке и переподготовке кадров и т.д. Невыполнение этих мероприятий наносит предприятию иногда больший ущерб, чем сумма полученной экономии. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности и излишеств, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.

Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленной энергии и топлива за время простоев предприятия и др.

Если уже известно, из-за каких факторов изменилась общая сумма накладных расходов, можно узнать их влияние на себестоимость отдельных изделий. Для этого процент изменения общей суммы общепроизводственных или общехозяйственных расходов за счет этого фактора нужно умножить на фактическую сумму наклад­ных расходов, отнесенных на данный вид продукции.

Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.

Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка – один из факторов повышения спроса на продукцию. Увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые исследования.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.