Анализ конкурентоспособности продукции и предприятия.
Конкурентоспособность (КСП) – способность работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся преимуществ в неизменном виде или с динамикой возрастания.
КСП продукции является составной часть КСП предприятия, что приводит к успешности бизнеса в целом – эффективности труда и управления, совершенствование технологических процессов, рационализирование использования ресурсов, высокое качество продукции, получение стабильной прибыли.
КСП продукции и предприятия не статичны, но это измеряемые величины, которыми можно управлять.
Методы оценки КСП:
Наиболее распространенный метод – оценка путем сопоставления параметров изучаемых изделий и товара-конкурента. С этой целью можно определить единичные, групповые и интегральные показатели.
Единичные – рассчитываются как % соотношение величины какого-либо технического или экономического параметра, оцениваемого товара и величины соответствующего параметра базового образца или продукта конкурента.
Групповые – объединяют единичные по однородной группе изделий параметры (технические и экономические) методом средневзвешенной величины. При этом весовые коэффициенты определяются экспертным путем.
Интегральные – соотношение суммы полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на приобретиние и использование данной продукции. Соотношение группового показателя по техническому параметру к групповому показателю по экономическому параметру.
Определяются как коэффициент соотношения: если больше 1 – оцениваемая продукция признается КСП, если меньше 1 – не конкурентноспособной.
Выводы по результатам такого анализа лежат в основе формирования маркетинговой политики.
Подходы к оценке КСП:
1. По качеству продукции - или по КСП продукции:
a. Чем выше КСП продукции, тем выше КСП ее производителя
b. ПЛЮС: учитывается наиболее важный критерий КСП, а именно КСП продукции
c. МИНУС: не дает полной представление о КСП самой организации, о преимуществах и недостатках в ее работе.
2. Матричная методика оценки КСП
a. В матрице по вертикали – темпы роста емкости рынка, по горизонтали – относительная доля производителя на рынке.
b. В матрице могут быть расположены различные стратегические единицы бизнеса – отдельные отрасли.
c. Наиболее КСП те, которые занимают наибольшую долю рынка
d. Не позволяет определить причины происходящего, осложняя выбор управленческих решений.
3. Функциональный подход – КСП являются те предприятия, где наименьшим образом организованы производство и сбыт продукции, эффективность системы управления. Оценка этих направлений деятельности осуществляется с использованием ряда показателей..
a. Из области финанализа берутся коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности.
b. Показатели характеризуют – коэффициент годности ОС, коэффициент износа, темп роста производительности труда.
c. Показатели оценивающие маркетинг – темп прироста выручки от продаж, оборачиваемость активов, рентабельность продукции.
d. Разнонаправленные изменения показателей, которые иногда дублируют друг друга осложняют оценку ситуации.
4. SWOT-анализ.