Аналитическая психология К.Г.Юнга
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет.
Другое фундаментальное наблюдение, сделанное Юнгом, заключалось в понимании направленности личностного развития – «процесса индивидуации», ведущего к психической целостности. Юнг говорил, что этот процесс символически отражен в мифологии, литературе, религиях, алхимии и может наблюдаться в клинике. Наиболее распространенным символом индивидуации является дерево.
Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида.
Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость.
Персона. Социальная роль человека, сформированная в результате воспитания и обучения в раннем возрасте.
Тень. Те аспекты личного бессознательного, которые человек пытается не замечать или подавлять в себе группируются под приматом архетипа Тени. В процессе индивидуации происходит встреча с теневыми аспектами своего Эго и это может быть шоковое событие. Затем происходит постепенная интеграция этих аспектов в Эго как неких ограничений либо, напротив, новых возможностей.
Анима. Бессознательная женская сторона личности мужчины называется Анимой. Идентификация с Анимой в процессе индивидуации проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности, сверхчувствительность, неуверенность, депрессивность. Положительные качества Анимы – пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе.
Анимус. Бессознательная мужская сторона личности женщины называется Анимусом. Идентификация с Анимусом делает женщину в негативном аспекте: жесткой, самоуверенной, спорщицей, а в позитивном – смелой, правдивой, творческой. Характер влияния Анимуса на женщину определяется отцом.
Парный архетип Сизигия (Анима/Анимус) часто проецируется во вне и возможно впадение в состояние «зачарованности» Сизигией (влюбленности с первого взгляда). Создается ощущение, что только что встреченный человек давным-давно и хорошо знаком, он просто родной. Архетип Сизигии становится актуальным с началом полоролевой идентификации и сопровождает человека на протяжении всего периода, связанного с построением отношений с противоположным полом. В процессе индивидуации человек проходит стадии индентификации с Персоной, встречи с Тенью, идентификации с Сизигией, в результате чего происходит достижение внутренней целостности – Самости.