Функции рекламного менеджмента и организация рекламной кампании
В рекламном менеджменте можно выделить две группы функций: общие и специфические. Первые, или универсальные, включают планирование, организацию, координацию, контроль, стимулирование (мотивацию). Вторая категория базируется на особенностях объекта управления, т.е. самой рекламы или ее кампании. К этим, специфическим, функциям относятся экономическая, информационная, коммуникативная, а также функции стимулирования и регулирования сбыта (тар-гетивная).
Первая в цепочке процесса управления рекламной кампанией функция планирования осуществляется менеджерами нескольких управленческих уровней фирмы-производителя (рекламодателя) и частично агентством, получившим заказ на рекламу. Оно определяет цель рекламной деятельности или то, что нужно делать для наиболее эффективного продвижения на рынок товара (услуги), а также пути и средства достижения этого. В рекламном менеджменте у планирования несколько этапов: определение целей (задач) рекламы, рыночного сегмента; выбор основной темы рекламы и средства (канала) ее реализации; размещение; разработка рекламного бюджета.
ЭТАП 1. Определение целей (задач). Этот процесс можно разделить на две стадии. На первой руководство фирмы, отвечающее за рекламную деятельность, определяет, что должна сделать реклама для организации. Например, анализируя маркетинговые показатели, оно приходит к выводу, что подготовленный для продажи товар и его положительные качества недостаточно правильно оцениваются на рынке. Так осознается необходимость в усилении его рекламирования.
Вторая стадия процесса определения рекламной цели — изучение вопроса «подачи» товара: какими рекламными способами и действиями можно выполнить маркетинговую задачу фирмы и добиться увеличения его продажи. При этом определяется главное назначение рекламы или всей рекламной кампании, которое в плане имиджевой рекламы можно охарактеризовать как цель привлечь внимание потребителей к товару и заставить их поверить рекламному содержанию.
ЭТАП 2. Определение рыночного сегмента. При планировании рекламной кампании должен быть четко определен контингент потенциальных покупателей товара, на который фирма рассчитывает или который требуется завоевать. Исследование покупательской аудитории может быть проведено по двум направлениям:
1. Анализ количественных показателей потребностей группы людей в товарах, в том числе и данной фирмы.
2. Более подробный анализ покупательной способности и потребностей выделенного сегмента потребителей с позиций выделения разных групп: возможных, новых, постоянных покупателей и др. Выяснение того, какие потребности этих групп могут быть удовлетворены при покупке ими товара фирмы, является ключом к разработке эффективной его рекламы.
ЭТАП 3. Выбор основной темы рекламы. Требования к этому имеют два аспекта: тема рекламы должна быть привлекательной для потребителя и хорошо им понимаемой. Первое достигается за счет эффективного заглавия, слогана и т.п. Второе определяется размером рекламы, которая в целом должна быть короткой, однако такого объема (или длины), чтобы содержать главные сведения о товаре.
ЭТАП 4. Выбор средства (канала) распространения рекламы. В основе подхода к выбору СМИ должен быть анализ рекламным менеджером (или их коллективом) возможных каналов, через которые проще и быстрее привлечь внимание целевой аудитории потребителей. Менеджер работает в этом случае от обратного — от постоянного, потенциального или нового покупателя товара фирмы. Он сопоставляет потребительские характеристики целевой аудитории с возможностями воздействия на них с помощью избираемых СМИ. Выбор средства размещения рекламы зависит также от целей рекламного менеджмента фирмы и содержания рекламных обращений к потребителю. Наиболее эффективное средство рекламирования определяется следующими факторами:
» наибольшим охватом аудитории;
» донесением сообщений до руководящих работников различных организаций;
» разумными затратами на размещение рекламы.
Правильный подход состоит в том, чтобы давать рекламу в таких СМИ, которые читает или слушает большинство потенциальных покупателей. Цель и тема рекламных сообщений также в значительной степени влияют на выбор канала рекламирования. Сообщение о появлении нового товара обычно требует создания эффекта его крайней значимости, полезности и даже актуальности покупки. Такой эффект достигается рекламой по телевидению и в газетах. При выборе средств размещения рекламы важно также учитывать временные факторы работы различных СМИ. Например, размещать рекламу можно в соответствии с временем продаж товара и с повседневными привычками покупателей.
Существует еще один критерий выбора эффективного средства распространения рекламы — чисто количественный, выражающийся в стоимости рекламы на одного или тысячу потребителей. Этот критерий количественного анализа может быть дополнен еще одним — подсчетом необходимых повторов рекламы для охвата нужного числа потребителей.
ЭТАП 5. Планирование рекламного бюджета. Это одна из наиболее трудных проблем. Стоимость размещения рекламных материалов постепенно увеличивается во всем мире. За последние 10 лет она возросла в два-три раза.
В среднем промышленные предприятия тратят на рекламу не более 1% от продаж. Хотя крупные корпорации, хорошо понимая выгоду эффективного рекламирования, тратят и значительные суммы на большие и малые рекламные кампании. Рекламный бюджет многих из них достигает 5-10% от продаж, а в парфюмерной промышленности доходит до 20—30%.
Существует несколько методов планирования рекламного бюджета. Наиболее известные из них:
» метод процента;
* метод возможностей;
* паритетный метод; » метод целей и задач.
Функции организации и координации. Можно выделить два аспекта и в организационной (в том числе координационной) функции рекламного менеджмента. Первый — управление созданием рекламных материалов. Более широкий второй включает управление организацией и проведением рекламной кампании, включающей помимо «чистой рекламы» вопросы средств ее размещения, координации различных видов рекламирования в общей системе: их количества, объема, действий по достижению главной цели всего рекламного процесса.
Эффективность рекламы зависит от большого числа факторов, которые можно объединить в несколько обобщенных групп:
» текст рекламы, его содержательные характеристики, иллюстративные элементы;
* художественное оформление: шрифт, графика, использование цветов и красок;
» технология изготовления рекламы: эскиз, макет, оригинал объявления (его особенности в зависимости от средств размещения).
Содержание рекламного сообщения. В теории и практике рекламного бизнеса существует множество подходов к анализу и классификации рекламных текстов. По предмету сообщения их можно разделить, например, на тексты рубричной, изобразительной рекламы; тексты для рекламы розничной торговли и общие, требующие прямого или опосредованного действия. По характеру сообщения и восприятия рекламы потребителем они делятся на аргументированные, эмоциональные, тексты-новости, тексты-заявления, художественно-образные тексты, личные обращения и сюжетные повествования.
В последнее время широкое распространение среди творческих работников рекламы получил новый подход к осознанию содержания текста. Он исходит из того, удовлетворение каких потребностей покупателя должен вызвать рекламируемый товар. Можно назвать и еще один распространенный подход к организации рекламного обращения — подбор текста рекламы на основе его желательности, исключительности и правдоподобия.
Заголовок и подзаголовки. Стержень рекламного сообщения и наиболее броский его элемент — заголовок. Он должен быть кратким, ясным по смыслу и направлять (цель заголовка) внимание потенциального потребителя на увиденную рекламу.
Рекламный слоган (лозунг). Почти во всех рекламах товаров массового потребления по телевидению можно услышать слоган выпускающей их фирмы. Он звучит по радио и присутствует в печатных средствах. Это очень важный элемент текста, и его значение в рекламном деле можно рассматривать на уровне удачного изобретения. Такой слоган становится паролем, отличительным знаком фирмы и ее товаров. Пример: «Теfal — ты всегда думаешь о нас!»
Логотип в рекламе. Это торговый знак фирмы, который может быть графическим или словесным. Обычно логотип, как и слоган, присутствует в рекламе. Под ним, например, может пониматься символ (стилизованный рисунок), бросающийся в глаза, удачно выполненный, понятный, краткий.
Иллюстрации в тексте рекламы. Фотографии и рисунки используются в печатной рекламе, особенно в журнальных изданиях, часто. Они должны быть очень броскими, чтобы привлечь внимание читателя. Этот эффект достигается, если фотографии не прямолинейны, а показывают действия или людей в художественном ракурсе. Фотография нагляднее, чем рисунок, однако если реклама рассчитана на молодого интеллектуала, более подходит абстрактный рисунок.
Подписи под иллюстрациями. Исследования показали, что подписи и комментарии к рисункам, фотографиям привлекают читателя не меньше, чем сами иллюстрации, а в ряде случаев и больше, если рисунки не очень понятны. Эту особенность восприятия потребителем рекламного текста важно использовать, давая комментарии не просто как пояснения к иллюстрациям, а включая в них часть основной или дополнительную информацию.
Язык и стиль рекламного сообщения. Это важнейшие средства создания эффективной рекламы. У специалистов, разрабатывающих рекламные обращения, имеется целый набор правил о стиле и языковых средствах. Например, слова в рекламе должны создавать ощущение активности. Не стоит без особой необходимости употреблять страдательный залог. Вместо оборотов «считаем нужным», «как известно» лучше облекать рекомендации в форму побуждающих к активности слов — «проверьте», «убедитесь сами» и т.д. Рекламный текст должен быть обращен к личности или группе единомышленников.
В рекламе допустимо чувство юмора. Однако не следует злоупотреблять элементами иронии и сатиры, поскольку направленные против конкурентов, они могут обернуться и против «остряка»-рекламодателя. В стиле рекламного сообщения всегда лучше соблюдение меры.
Художественное оформление текста. На организационном этапе разработки рекламы важную роль играют факторы ее художественного оформления: цвет, краски, графические рисунки и, конечно, шрифт.
Основное правило при выборе шрифта для рекламы — его соответствие теме рекламного сообщения. Так, тяжелый, «рубленый» целесообразнее использовать там, где рекламируются крупные изделия, особенно машины, станки и другие товары производственного назначения. В рекламе же, например, парфюмерии, украшений уместнее легкий, «витиеватый» шрифт. Второе полезное правило использования шрифтов в тексте — умеренность. Большое их разнообразие или обилие прописных букв, подчеркиваний затрудняют восприятие сообщения.
Тема выбора цвета для рекламы не менее актуальна, чем составление хорошего содержания. Цвет играет важную роль в рекламных проспектах, размещенных в печатных изданиях и, конечно, в телерекламе. Цвет и краски в рекламе многофункциональны. Они не только делают ее яркой, привлекательной, способствуют созданию определенного настроения, но и несут смысловую нагрузку. Художники, оформители рекламы должны хорошо знать психологию восприятия цветов разными категориями людей, чтобы создшо знать психологию восприятия цветов разными категориями людей, чтобы создавать наиболее эффективные ее варианты. В противном случае реклама превратится в антирекламу.
Эскиз, макет, оригинал рекламного сообщения. Учет всех названных элементов можно также отнести к организационной функции в управлении рекламой. Как правило, текстовики и художники разрабатывают несколько эскизов рекламы, реализующих идею и тему рекламного сообщения. Художник-график делает несколько рисунков, фотограф снимает объект в разных ракурсах. Затем выбираются наиболее приемлемые варианты и начинается работа непосредственно над оригиналом. Организационный этап создания рекламы завершается ее опубликованием в печатных изданиях, показом в виде роликов, клипов, сообщений по телевидению, а также в устных объявлениях по радио.
Функции организации и координации в менеджменте рекламной кампании фирмы — производителя товаров. В рекламном менеджменте различают три метода управления рекламной кампанией: централизованный, децентрализованный, смешанный.
1. При централизованном методе управления рекламодатель поручает организацию всей рекламной кампании агентству, которое становится центром управления. Его сотрудники участвуют в разработке стратегии рекламодателя, полностью берут на себя решение тактических и творческих задач рекламной кампании. Рекламодатель в ее организации играет своего рода «законодательную» роль: он утверждает решения рекламного агентства.
2. Децентрализованный метод управления рекламной кампанией предполагает автономное принятие рекламными агентствами решений в местах проведения рекламной кампании.
3. Третий вид управления — смешанный, имеющий две особенности. Рекламные агентства на местах разрабатывают и реализуют соответствующие элементы рекламной кампании только после полного согласования с центральным рекламным агентством.
Функция координации рекламной кампании. На всем ее протяжении участникам приходится координировать отдельные элементы — по времени, географии охвата, целям, поставленным задачам, способам их решения и т.д.
Функция контроля и оценки в рекламном менеджменте. Планирование, организация и координация — эти функции определяют процесс разработки и осуществления рекламной кампании. Из-за специфики данного вида менеджмента функцию контроля целесообразно рассматривать одновременно с действиями по оценке эффективности всей кампании, что означает достижение поставленных фирмой маркетинговых и рекламных целей.
Исследования выявили следующие параметры, по которым можно дать оценку эффективности рекламной кампании:
* реклама доходит до категории потенциальных покупателей, с которыми торговый персонал не может войти в непосредственный контакт;
* это позволяет снизить себестоимость продукции, расширяя возможность ее сбыта;
* информирование людей о наличии определенных товаров способствует увеличению их продажи;
* реклама расширяет круг потенциальных и реальных покупателей товара определенной марки.