Роман-эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина»: Жанровое своеобразие, история и судьба человека.

Роман задумывался как художественный итог и синтез всего того, что Г. знал о русском человеке и о русской жизни. В лит-ре о «ЖКС» не раз писалось о том, как широка изображенная там панорама русской жизни «за 40 лет»: кризис народничества, первые успехи капитализма в России, революция 1905г, первая мировая война, преддверье революции 1917г.

Выбор в кач-ве глав.героя Клима Ивановича Самгина, т.к.: - символика языка бытовых сцен: в эпизоде рождения Клима его отец, любящий все оригинальное, пытается дать младенцу какое-нибудь редкое имя, но в результате имя дается по принципу- простонародное и ни к чему не обязывает. Так возникает указание на двойной стандарт самгинской семьи: претензии на центральное положение в современности, с одной ст., и с другой, боязнь этой современности.

Двойной стандарт: с одной ст., в Библии Клим читает «не пожелай жены ближнего своего, с другой ст., застает свою мать с любовником Варавкой. На его наивный вопрос: а почему узнают, когда правда, а когда неправда? Варавка отвечает: правду,брат, узнают по запаху, она едко пахнет. Всеобщее лицемерие. Клим приходит к мысли, что необходимо выдумывать себя, чтобы нравиться окружающим и оставаться в центре всеобщего внимания. Для Клима даже смерть бабушки оказалась полезной: мать отдала ему уютную бабушкину комнату. Клим приучается скрывать свои подлинные чувства и мысли. Он бессознательно выдает своего товарища по гимназии Инокова, разбившего стекло, чтобы произвести благоприятное впечатление на гимназическое начальство. Когда сверстник Клима, Борис, тонет, провалившись в полынью, Климу бессознательно приятно видеть несчастное и беспомощное лицо всегда высокомерного и самоуверенного Бориса. У него нет сознательного желания утопить его, и он отпускает ремень, который бросил тонущему, не из мести, а из страха, что Борис утянет его за собой. Когда кто-то из набежавших взрослых произносит фразу: да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?- она символически характеризует суть произошедшего и становится в последствии лейтмотивом, сопровождающим Клима (освободить себя от ответственности простым актом беспамятства). Позднее Клим заведет очки с дымчатыми стеклами- с одной ст., чтобы выделяться среди окружающих, с др. ст., чтобы скрыть свою отчужденность от них. Клим находит себе оправдание в словах своего учителя Томилина, который ставит во главу угла борьбу за существование (по дарвинизму). Клим полагает,что его мать заводит роман с Варавкой от скуки. Скука преобладает и в его первом любовном свидании с белошвейкой Ритой – чистая, удобная комнатка, две рюмки портвейна и деловитая фраза женщины: ну, в постельку? А через час, сидя на постели, спустив ноги на пол, она, рассматривая носок Клима, сказала, утомленно зевнув: надо заштопать. Он соглашается на скуку, т.к. она результат простоты отн-я к жизни. Мать Самгина платит Рите деньги за то, чтобы тот с уличными девицами не гулял, не заразился бы. Узнав об этом, Клим возмущается, но ненадолго, придя к выводу, что так удобнее. Клим знакомится с декаденствующей девицей Серафимой Нехаевой и проводит с ней вечер наедине. Она- карикатурное изображение философствующего сознания эпохи. Горький делает Самгина свидетелем наиболее катастрофических событий эпохи- трагедия на Ходынском поле ( во время коронации Николая 2 были задавлены тысячи людей), 9-ое января, баррикадные бои в Москве. Революции Самгин, с одн.ст., не приемлет, понимая связанный с ними риск. С др.ст., в них откр-ся возможности для головокружительного взлета. Игорь Теробоев говорит ему: на все вопросы, Самгин, есть только 2 ответа: да и нет. Вы, кажется хотите придумать 3й. Этот 3й ответ связан в романе с появлением Степана Кутузова. Кутузов- сын деревенского мельника, исключен за революционную деятельность из Казанского ун-та. Клим инстинктивно к нему тянется: в кутузовщине он находит, что она оч упрощает жизнь, разделяя людей на однообразные группы, строго ограниченные линиями вполне понятных интересов. Не Кутузов является кошмаром для Самгина, а Владимир Лютов- алогичная живая личность. Как для Самгина, так и для Кутузова, люди одинаково голые. Только Самгин видит в человеке наготу биологических инстинктов, а Кутузов- инстинктов классовых. Взаимоотношения Кутузова и Самгина составляют один из важнейших идейных узлов романа. Кутузов не различает сущности Клима, но сам для него как на ладони. Самгин создает выразительный афоризм: революция нужна для того, чтобы уничтожить революционеров. Кутузов и Самгин – антиподы: Кутузов видит в истории борьбу классов, и отбирает то, что необходимо для победы в этой борьбе, Самгин- борьба всех со всеми за выживание, инстинкт самосохранения. На пикнике с участием Самгина, Лютова, Туробоева и др. неожиданно появляется мужик с деревянной ногой, который обещает поймать сома треснутым горшком с горячей кашей и демонстрирует свою неудачную попытку. Либо он глуп, либо он дурит господ- эта непостижимость простого человека и пугает Самгина. Пастернак об этом романе: запись со многих концов разом (т.е.нет никакой линейной фабулы). Герои романа сталкиваются с иррациональной неопределенностью времени, в которой они путаются и тонут. «ЖКМ»-роман в 4х томах, не окончен.