Авантюрный роман 20х годов в контексте литературного процесса

Пласт был практически выключен из истории литературы по идеологическим причинам. Пик развития авантюрного романа пришелся на 23-27(8) года. Небольшой, но насыщенный период. (Попутнический ренессанс – в этот период авантюрный роман развивался наиболее активно.)

Авантюрный роман здесь можно взять в кавычки, так как он не нов.

Литература того времени была разделена на периоды до и после революции. «Писать так, как будто ничего не случилось, нельзя», - Зощенко.

Апокалипсис – карнавал – трагедия. Ощущение, что произошло, что-то страшное: конец старой культуры, старого мира. Строится новое, окрашенное в трагические тона, но строится это в каком-то карнавальном, бесовском контексте.

*Бенедикт Сарнов. Писатель-публицист, заниется историей литературы 20 века. «Случай Зощенко». Говорил, что в двадцатые годы появляется не только новый тип писателя, но и новый тип читателя. Тип «идеологического графомана» - восходит к традиции капитана Лебядкина, героя Достоевского.

Много писателей, которые больше графоманы, чем писатели.

*Евгений Добренко «Формовка советского писателя». «Формовка советского читателя». Очень интересный, яркий и глубокий материал. Пытается понять, почему в 20е появилось столько графоманов.

Новый тип необразованного читателя без читательского опыта, на котором строилась бы его система координат, литературный вкус. «Наивный тип» читателя. Хотели толстую книжку. Чтобы книжка учила, рассказывала, кто хороший, кто плохой. Все должно быть четко. В книге должна быть борьба, приключения. Авантюрный роман был востребован массой читателей.

Для будущих классиков главной была тема гражданской войны. Массовый новый читатель в какой-то момент устал от этой темы и переметнулся на зарубежную литературу. Лидеры продаж: Герберт Уэллс, Майн Рид, Александр Грин…

Троцкий: «Есть потребность в советском Жюль Верне».

«Россия стала страной перевода».

Стали сдавать экзамен на обучение сюжету. Горький: «Нужно учиться у западной литературы сюжетности».

Лев Лунц. Известный манифест, под которым многие подписывались. «На запад». Там говорится о том, что нужно учиться сюжету.

Многие книги издавались в Германии и привозились в Россию. Горький основывает издательство «Всемирная литература». Идея издавать активно лучшие примеры зарубежной литературы, делать хорошие переводы, современные предисловия. В этом помогли писатели серебряного века.

Для того, чтобы быть популярным, надо выбрать себе западный псевдоним. Мистификации западных писателей.

На этом фоне вдруг снова заговорили о том, что у читателя есть некий заказ. Существенная роль Троцкого. Нужно «улучшенное издание человека».

Авантюрный роман возник на пересечении идеологического заказа сверху и естественного движения литературы. Бухарин, газета «Правда», стала звучать мысль: «Дайте нам красного Пинкертона». Нат Пинкертон – сыщик, герой маленьких детективных авантюрных историй без автора на обложке, крайне популярный герой в серебряном веке. «Нат Пинкертон и русская литература» (Чуковский) - ставится диагноз литературе, все, беда, идет пинкертоновщина. Видел причину пинкертоновщины, увлечения сюжетностью, в появлении синематографа.

Троцкий предлагал делать такие же занимательные книги, но с красным оттенком. Рабочий, крестьянин, революционер. Приключения связаны с идеологической подоплекой.

Джим Доллар «Месс-Менд». Перевод с американского Мариэтты Шагинян. Большое предисловие о судьбе Джима. Абсолютный тип авантюрного романа 20х годов.

Авантюрный роман тесно сливается с кино. Монтажность, сценарность текста.

Ивáнов и Шкловский «Иприт». Никулин «Дипломатическая тайна». Заявицкий «Земля без солнца». Коллективный роман «Большие пожары».

Огромное количество романов-однодневок с шаблонами и неживыми конструкциями. Евгений Петров (Катаев по псевдониму) и Илья Ильф. Петров заключает договор на издание литературного труда. Сначала «12 стульев» издавались частями. В ежемесячнике.

Конан Дойль «Шесть Наполеонов».

Булгаков «Собачье сердце».

Щеглов «Комментарии к роману 12 стульев и золотой теленок».

Перемышлев «Комментарии плюс коррективы».

Омри Ронен.

Одесский, Фельдман – тоже комментарии.

Наезды на Троцкого и Бухарина, все лозунги их сворачиваются, как и проект авантюрного романа.

 

20 nov'12 – лекцию прислала Маша

 

27 nov'12