Вопрос 29. Трилогия Бормаше о Фигаро. Образ Фигаро в «Сельвильском цирюльнике» и «Женитьбе Фигаро».

Комедия Бомарше: жанр, конфликт, герой («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»).

В просветительск,революцион литер-е Фр-и 18века комедии Бомарше заняли одно из главн мест по силе влияния на массы. В «СЦ» главн для Б. было выразить свою приверженность интересам 3го сословия (граф Альмавива не без помощи своего слуги Фигаро женится на девушке из буржуазной семьи Розине).Зрителя поражают динамичность действия,блист-я словесная игра,безупречный механизм интриги.Персонажи традиц комедии зажили новой жизнью. Опекун Розины Бартоло не скрывает неприятие нового века: «Что дал он нам такого, что мы должны его восхвалять?Всякие глупости:вольномыслие,всемирное тяготение,электричество,веротерпимость».Он далеко не глупый,потерпев неудачу не теряет достоинства.В монологах Фигаро,не имеющего прямого отношения к интриге,звучит авторское «Я».Он протестует сознательно,открыто осуждает своего господина.Слова Фигаро становятся обвинительным актом и против всего общества.В уста Ф-о автор вкладывает слова-размышления о «республике литераторов»,изобличая своих противников,мешавших ему творить.Острообличительный характер носит образ Базиля. Знаменитая его тирада о клевете словно воссоздает портрет советника парламента Гезмана.Это наглый плут,который служит лишь тем,кто больше заплатит. «Женитьба Фигаро» (1784) была подлинной исповедью Б.Борьба за постановку комедии длилась в течение 2 лет.Против Б были король,министр,духовенство,парламент.Но сам Б,котор неофиц занимал пост министра и вершил крупными государст делами,был нужен правительству.Наполеон назвал пьесу «революцией в дейтвии».В «ЖФ» герой становится доверенным лицом графа Альмавивы.По ходу пьесы Ф ведет с графом борьбу за свое право влюбленного и человеч достоинство.В конфликте «слуга-граф» проигрывает граф.Ум,хитрость и мужество простолюдина Ф оказ сильнее сословных привилегий графа.В комедии отрицались произвол,законы,принятые в несправедливо организов-м общ-ве.Благодаря больш политич опыту Бомарше правильно оценил слабость абсолют монархии.Ф служит графу,но когда тот проявл жестокость,борется с ним.Ф из тех,кто разруш установл-й,но неразум порядок. Ф заявляет графу,что с умом и талантом продвинуться по службе невозможно,что всего добивается раболепная посредст-ть.Законы же снисходительны к сильны и неумолимы к слабым.Особ знач имеет монолог Ф в 5 действ;этот монол нарушал существ-ие законы драматургии – на протяж длит времени на сцене говор слуга,и не о ходе интриги,а об обществе,о себе,о том,что сильные мира сего не всегда сильны разумом.Он ради куска хлеба не брезгающий никаким ремеслом,сегодня – господин,завтра – слуга,оратор в минуту опасности,поэт в минуту отдыха.Таким был и сам Бомарше. «ЖФ» блестящая комед интриги;это муз-я пьеса:в ней воссоздана детальн картина нравов Фр(хотя действие происход в Исп);истор любви почти трагична;соц сатира не знает равных на фр сцене.