Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР о переговорах между СССР н Финляндией по заключению санитарной конвенции

2 сентября 1923 г.

Финляндская дипломатическая миссия в Москве вербальными нотами от 25 и 28 августа уведомила НКИД, что финляндское правительство согласилось радикальным образом изменить и смягчить применявшуюся до сих пор по отношению к прибывающим из СССР в Финляндию пассажирам и судам систему врачебно-санитарного надзора. Пассажиры, едущие по железной дороге из СССР в Финляндию, будут отныне, по общему правилу, подвергаться на финской границе лишь формальному медицинскому опросу; прибывающим в финские гавани русским судам будет оказываться, по первому требованию капитана, лоцманская помошь, и саии-тариые формальности будут продолжаться ие свыше 3 часов. Одновременно финляндское правительство заявило освоей готовности приступить в 6-недельный срок к переговорам о заключении санитарной конвенции90.

Вследствие этих уступ oik Народный комиссариат по иностранным делам отправил финляндской дипломатической миссии следующую ноту [от 31 августа]:

«Народный Комиссариат по Иностранным Делам настоящим имеет честь подтвердить получение ноты Финляндской


Миссии за № 1152 от 25 августа с приложением, излагающим принципы, на которых Финляндское Правительство согласно базировать санитарные .правила для лиц, въезжающих из СССР в Финляндию, и для судов, прибывающих из портов СССР в финляндские порты.

Продолжая твердо стоять иа точке зрения полного отсутствия каких-либо объективных оснований для применения врачебного контроля в сообщении 'между СССР и Финляндией, — точке зрения, которая по существу разделяется и Финляндским Правительством, мотивирующим необходимость применения санитарных мероприятий 'исключительно договорами международно-политического характера, а именно наличием определенных обязательств по отношению к Швеции, Союзное Правительство тем не менее с удовлетворением констатирует значительное смягчение, вносимое изложенными в указанном выше приложении к ноте принципами в применяемый к прибывающим из СССР лицам и судам порядок санитарного контроля. Приветствуя далее заявленное в п. 14 приложения согласие Финляндского Правительства приступить в 6-недельный срок к переговорам о заключении санитарной конвенции между СССР и Финляндией, Союзное Правительство соглашается признать вышеуказанные принципы как базу для временного урегулирования затруднений, возникших в сухопутном и морском сообщениях между обеими странами.

В соответствии с изложенным Союзное Правительство распорядится о немедленном 'Приостановлении действия «Временных санитарных правил в отношении лиц, прибывающих из Финляндии по железной дороге» и «Временных правил о санитарных 'мероприятиях в отношении судов, прибывающих в русские порты нз Финляндии».

Союзное Правительство сообщит в самом непродолжительном времени список лиц, которых оно делегирует на вышеупомянутую конференцию по заключению санитарной конвенции, и принимает к сведению устное заявление г. Хак-селя, что Финляндское Правительство согласно, чтобы местом заседаний конференции 'была Москва.

В заключение Союзное Правительство выражает надежду на лояльное и доброжелательное применение финскими пограничными властями предложенных Финляндским Правительством принципов, что является необходимым условием для избежания в дальнейшем каких-либо затруднений в сухопутном и морском сообщениях, столь тяжело отражающихся на экономических интересах обеих стран».

Печат. по газ. 'Известия*

Л* 197 (1934). 2 сентября 1923 г.


248. Декрет Совета Народных Комиссаров СССР об оказании помощи Японии в связи с постигшей ее катастрофой

4 сентября 1923 г.

Совет Народных Комиссаров постановил:

1. В связи с небывалой и трагической катастрофой, постигшей Японию, признать необходимым оказать трудящемуся населению Японии реальную материальную помощь.

2. Признать необходимым, чтобы союзные суда, находящиеся в Тихом океане, с необходимым запасом продовольствия вышли к берегам Японии для оказания возможной помощи.

3. Поручить Народному Комиссариату Иностранных Дел созвать в срочном порядке совещание на предмет выяснения характера и размеров возможной помощи.

4. Постановления совещания об оказании помощи трудящимся Японии представляются на немедленное утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР91.

Печат. по «Собранию узаконений...» M 99, 15 декабря 1923 г., стр. 1707.

249. Нота Правительства СССР Правительству Японии*

4 сентября 1923 г. № 495

Правительство Советского Союза от имени трудящихся Советских Республик выражает глубокое соболезнование народу Японии по поводу ужасающей катастрофы, уничтожившей плоды многолетнего труда японских трудящихся масс. Оно выражает искреннее сочувствие страданиям японского народа, на долю которого выпали тяжкие испытания. Советское Правительство решило оказать посильную помощь пострадавшим от землетрясения японским гражданам91.

Народный Комиссар Иностранных Дел

Чичерин

Печат. по арх.

250. Заявление для печати Представителя СССР в Китае Л. М. Карахана**

4 сентября 1923 г.

Наша политика в отношении Китая достаточно известна. Она не является продуктом недавнего времени. Мы определили наше отношение к Китаю, так же ка>к мы определили

* Передана по телеграфу на имя министра иностранных дел Японии Иджуина.

** Было |распростра'нано среди представителей печати в Китае .н опубликовано в пекинской газете «Цзинбао» 5 сентября 1923 г.


принципы нашей политики в отношении всех азиатских государств, 'сейчас же после того, как образовалось в России Советское правительство. Уже в 1919 и 1920 гг. мы 'Совершенно точно установили те 'принципы, которыми мы будем руководствоваться в наших отношениях с Китаем, и те принципы, на которых мы хотим строить нашу дружбу с китайским народом. Мои обращения к китайскому 'народу и правительству в 1919 и 1920 гг.*, я полагаю, широко известны. Едва ли к ним можно что-либо прибавить. Я могу лишь определенно заявить, что (принципы и дух этих обеих деклараций по-прежнему являются руководящим началом в наших отношениях с Китаем. Мне незачем также доказывать, что интересы китайского и русского народа к сближению и к дружбе велики. Мы предлагали -свою дружбу формально два раза, и в 1919 н 1920 гг. К сожалению, наши обращения тогда не встретили отклика. Но сейчас как китайский народ, так и китайские власти стремятся к быстрому урегулированию всех русско-китайских вопросов и установлению дружбы между двумя народами. Интерес, который Россия имеет в Китае, очень велик. Но во избежание недоразумений нужно определенно сказать, что тот интерес, который имеет в Китае новая Россия, ныне Союз Советских Социалистических Республик, коренным образом отличается от интереса и от притязаний, которые имела в прошлом царская Россия.

Царская Россия ставила себе задачей подчинение себе китайской территории н китайского народа на территориях, примыкающих к российским границам. Для этого она не останавливалась ни перед чем и проводила свою политику, опираясь на военную силу и экономическое могущество. Эту политику она проводила вместе с другими империалистскими государствами, которые вместе с Россией работали над умалением суверенитета и прав китайского народа и над расхищением его достояния.

Рабоче-крестьянская революция в России свергла царское правительство и строит теперь политику в отношении всех народов на полном уважении суверенитета, на полном отказе от всяких территориальных и иных захватов у других народов. Такова же политика Союза и в отношении Китая.

Великий китайский народ со своей культурой, миролюбием и исключительным трудолюбием является лучшим союзником русского народа в Азии. Дружба России и Китая — это залог мира на Дальнем Востоке. Нужно лишь, чтобы необходимость этой дружбы ценилась всеми без различия в Китае и чтобы никто не старался помешать этой дружбе.

* Имеются в виду обращения правительства РСФСР, переданные за подписью Л. М. Карахана; см. т. II, док. № 142 и т. III, док. № ПО.


А между тем и у России, и у Китая имеется много врагов, которые боятся нашей дружбы и которые делают все, чтобы помешать ей. Мы недавно только вышли из тяжелой борьбы против всех империалистических государств, которые хотели превратить Россию в свою колонию. Китай из этой борьбы еще не вышел, и на этом пути он имеет в лице нас единственного друга. 'В отношении Китая у иностранных государств •существуют две политики: одна политика, которой придерживаются только Советские республики, и другая политика, которой придерживаются все другие без исключения иностранные государства. Для конкретной иллюстрации проведения на практике обеих политик я приведу пример Турции. На Ближнем Востоке дипломаты называют Турцию «больным человеком Европы». В Турции сосредоточились интересы многочисленных государств, захватнические империалистские интересы, подобные тем* которые у европейских государств имеются в Китае. Чтобы лучше хозяйничать в Турции, европейским государствам интересно было видеть Турцию слабой, без крепкой власти, без сильной армии, экономически неразвитой, и они делали все, чтобы Турция не могла стать на йоги. Турция им нужна была как больной человек, который, пока болен, не может им сопротивляться. После европейской войны по Севрскому договору, который был навязан Турции н который был подписан изменниками турецкого народа, Турции было предназначено совершенно фиктивное существование. Но турецкий народ, лучшая его часть, не согласился с этим договором и начал борьбу против европейского империализма. Единственное государство, которое протянуло руку помощи Турции и оказало ей, несмотря на свои собственные тяжелые условия, поддержку, была Россия. В результате вы теперь знаете, что Турция вышла победительницей из борьбы и заключила с европейскими государствами договор, о котором в прошлом ни одно турецкое правительство не могло мечтать. Договор, как равный с равным. Европейские государства должны были отказаться от всего, что нарушало суверенитет и права турецкого народа.

Судьба Китая в известной отдаленной степени напоминает судьбу Турции. Китай более силен, более велик, более богат, чем Турция, но политика европейских держав в Китае аналогична той политике, которую оии вели в Турции. Они хотят видеть в Китае «больного человека». Они хотят видеть Китай без сильной армии, необъединенным, слабым, занятым внутренними раздорами н неспособным поэтому сопротивляться внешнему натиску. Только Советские республики, только русский народ хотят видеть Китай сильным, могущественным, имеющим сильную армию, могущую защитить интересы н суверенитет своего народа. Только мы хотим,


чтобы «больной человек» встал на ноги, выпрямился во весь рост и почувствовал бы себя совершенно здоровым.

Я должен отметить с большим удовлетворением, что мысль о необходимости объединения Китая охватила все ело« китайского народа и что лучшие люди Китая работают над ией. Я знаю, что к этому есть много препятствий, что работа эта очень трудна, что она встречает на своем пути чрезвычайно трудные препятствия, среди которых политика иностранных держав является едва ли не самым главным. Я знаю, что делается все, чтобы 'путем сложных интриг, а иногда и прямого вмешательства не допустить объединения с целью строить свое благополучие на внутренних раздорах, этом величайшем несчастье для китайского народа.

Я должен заявить, что русский народ, Советские республики будут считать одним из счастливейших и радостных дней для себя, когда Китай, несмотря на все затруднения, выйдет объединенным, окрепшим из этой борьбы. Это наше желание продиктовано не только нашими принципами, из-за которых мы, как русские революционеры, десятки лет боролись внутри самой России против царского правительства, но это наше желание основано и на политическом интересе нашего государства. Сильный централизованный Китай, могущий сопротивляться всякому иностранному влиянию, явится самым надежным и самым лучшим другом Советских республик, ибо нет таких интересов и целей, которые могли бы толкать Китай к каким-нибудь агрессивным намерениям в отношении России, точно так же как нет у Советских республик такого интереса, который мог бы заставить нас искать в Китае чего-либо, нарушающего суверенитет и интересы китайского народа. Только сильный Китай может вести действительно национальную политику без колебаний и без всяких зигзагов, без нарушения своих национальных интересов в угоду и под влиянием каких-либо иностранных держав. А наше желание как раз в этом и заключается, чтобы политика Китая была национальной, ибо при этом условии она будет дружественной н братской в отношении русского народа.

За последние годы было много фактов, когда китайское правительство и китайские власти допускали в отношении России недружелюбные действия, но мы там в Москве всегда знали, что эти недружелюбные акты и отдельные поступки не отражают действительного настроения китайского народа, а что они продиктованы н являются результатом давления, а иногда и прямого насилия со стороны враждебных нам иностранных держав. Ныне я должен констатировать, что в отношении России сейчас эти иностранные влияния сведены к минимуму и что, несмотря на их существование, несмотря


иа нх враждебность к Советским республикам, сознание необходимости дружбы и восстановления сношений с нами настолько велико, что ничто не сможет помешать этому.

Вместе с тем я хотел бы отметить, что мы ии -в какой мере не отказываемся от наших интересов в Китае, 'поскольку они не нарушают суверенитета китайского народа. И мы думаем, что китайский народ поймет, что наши реальные интересы в Китае, которые без всякого труда могут быть согласованы и примирены с интересами китайского народа и его суверенитетом, должны быть признаны, и я знаю, что на этом пути едва ли -могут 'быть у нас какие-нибудь затруднения.

Я еще не успел ознакомиться в достаточной степени с внутренними сложными обстоятельствами Китая. Я не думаю, чтобы онн могли служить серьезным .препятствием в урегулировании русско-китайских вопросов. Прежде чем приехать в Пекин, я останавливался в Харбине и Мукдене. Всюду я встретил самый теплый и дружественный прием. Я имел ряд бесед с ответственными государственными деятелями Китая. В особенности я должен отметить тот прием, который был мне оказан маршалом Чжан Цзо-лином. Я увидел, что в Маньчжурии, так же как н в остальных частях Китая, осознана необходимость дружбы с нами и что как общественные круги, так и административные одинаково стремятся к скорейшему установлению сношений с Россией. Я имел несколько бесед с маршалом Чжан Цзо-лином, и у меня осталось самое лучшее впечатление " от этих бесед. Некоторые сомнения, которые у меня были, после моего пребывания в Мукдене в значительной степени рассеялись.

Встреча, устроенная мне вдень приезда представителями парламента, представителями власти н общественных организаций, в особенности студенчеством, еще более укрепляет меня в моей надежде быстро договориться и урегулировать русско-китайские отношения.

Последняя история с нотой держав по поводу линьчэнскнх событий92 является лучшей иллюстрацией отношения к китайскому народу. Я приветствую тот единодушный отпор, который был дан всем Китаем, 'без различия групп и партий, совершенно неслыханным притязаниям. Я никогда не сомневался, что здоровое национальное чувство будет всегда против таких попыток взять за горло Китай. Я хотел бы лишь видеть в Китае такое правительство, к которому никто не посмел бы обратиться на языке этой йоты о линьчэнских событиях, и я убежден, что Китай в результате объединения будет иметь такое правительство.

Печат. по арх Опубл. в кратком изложении в газ «Известия* № 201 (1938), 7 сентября 1923 г