ТЕМА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ПРЕССЫ.
Хроника, информация (короткая, расширенная заметка), зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчёт (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный), некролог.
Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.
«Постоянно установленные обычаи – этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами». Это предположение высказано теоретиком литературы и кино В.Б. Шкловским. Оно применимо и к теории журналистики.
В сущности, этикет – это тоже устойчивая форма. Привлекательно то, что речь идет о форме творческого поведения, действия. Ведь для журналиста важнее всего научиться действовать, работать в жанре.
Теория, предложенная Шкловским, прежде всего, объясняет, как формируется жанр и какое значение он имеет для автора и для читателя.
«Человеческое сознание исследует внешний мир, не восстанавливая каждый раз всю систему поиска. Внутренние связи становятся настолько привычными, что как бы отсутствуют»... – так описывает Шкловский процесс установления в общественном сознании «порядка осмотра мира». Сказывается и входит в обычай определенная система познавательных операций, закрепляется система сигналов, общая для тех, кто исследует действительность, и тех, кому будет об этом рассказано.
«Жанр-конвенция-соглашение о согласовании сигналов». Так называет Шкловский негласный, незаметный договор между авторами и читателями о том, «в какой системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу».
Медленно, усилиями тысяч известных и неизвестных творцов, общество вырабатывает наиболее эффективные «порядки осмотра мира», отбирает методы познавательной деятельности... И закрепляет в жанрах:
· лучшие технологии работы с информацией,
· наборы интеллектуальных операций, используемые всеми «договаривающимися сторонами».
(Вот почему люди, не получившие специального образования, все равно пишут часто в каком-то жанре, даже не осознавая этого).
...«Автор часто сообщает в начале произведения, что оно роман, комедия, элегия или послание. Он как бы указывает способ слушания вещи, способ восприятия структуры произведения», – пишет Шкловский. Это относится и к писателям, и к кинорежиссерам, и к журналистам. Если журналист соблюдает закрепленные в жанре правила работы с информацией, то может рассчитывать, что его поймут правильно. Читателю о договоре (о тех же правилах) напоминают рубрики, указывающие на жанр: «Очерк», «Обозрение», «Фельетон»... Готовят к тому, как следует воспринимать напечатанное ниже.
«Конвенция» действует долго. Жанры, в чем-то изменяясь, остаются самими собой всегда. А некоторым уже по нескольку сотен лет!
Что будет, если договор нарушить?
Об этом сам Шкловский «...когда-то рассказал Владимиру Маяковскому анекдот. Проповедник в сельской церкви произносит проповедь, паства рыдает. Один из слушателей сидит совершенно спокойно. Его спрашивает сосед: почему ты не плачешь? И тот отвечает: я не здешнего прихода.
Владимир Владимирович считал, что ответ правильный. Слушатель не знал конвенцию трогательного и смешного в этом приходе, не знал, как и к чему здесь относятся».
Нарушителя конвенции просто не поймут – в лучшем случае читатель отложит газету. А вот если в результате нарушения законов жанра поймут не так, дело может дойти и до обращения в суд.