Международный рекламный менеджмент
На современном этапе широкой интеграции национальных экономик в мире насчитывается большое число международных корпораций, выпускающих и продающих свою продукцию во многих странах. Это американские, японские, западноевропейские, а также большие компании латиноамериканских и ряда азиатских стран.
Международные корпорации заинтересованы в информировании о своих товарах большой массы потребителей тех стран, где они имеют рынки сбыта. Реклама играет существенную роль в маркетинговых операциях этих кампаний, во многом способствуя их эффективности и прибыльности. Управление рекламной деятельностью, в свою очередь, приобрело характер международного рекламного менеджмента. Его отличительными чертами являются сложность решаемых проблем, необходимость в учете большого числа факторов при выборе методов и приемов эффективного донесения рекламного сообщения до потребителей разных стран и регионов. Фирма, работающая на международном рынке, при организации рекламной кампании своего товара сталкивается сразу с несколькими трудностями. В их числе:
« степень специализации рекламы в зависимости от особенностей конкретной страны;
* централизованное или децентрализованное управление рекламной деятельностью;
* использование услуг рекламных агентств, международных и национальных;
» размещение рекламы в средствах массовой информации;
» влияние культурологических и других особенностей стран на эффективность рекламы и т.д.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов в рекламном менеджменте корпораций и фирм остается выбор политики создания рекламы: стандартной для всех или специально разработанной в зависимости от особенностей той или иной страны. Обе точки зрения имеют своих сторонников и оппонентов. Менеджеры, выступающие за первый подход, считают, что реклама должна быть полностью международной, не зависимой от особенностей стран и регионов. Но и у второго подхода сторонников не меньше. Последние полагают, что реклама эффективна только в том случае, если имеет целевую направленность на потребителей определенной страны.
Между этими двумя мнениями такая большая разница, что можно говорить о двух видах рекламной стратегии международных фирм — производителей товаров. Первый строится на признании в качестве основы общих черт и характеристик потребителей в разных странах, в результате чего считается наиболее эффективной стандартная реклама. Второй вид стратегии рекламы основывается на учете в первую очередь различий в потребительских аудиториях разных стран. Соответственно избирается в качестве главного рекламного средства модифицированная реклама, соотносимая с культурой каждой страны.
В конце 80-х годов в западном рекламном менеджменте преобладающую позицию заняли сторонники стратегии стандартизированной рекламы. Исследования и практика работы ряда международных компаний показали, что можно говорить о появлении целой категории покупателей в разных странах, имеющих (независимо от территориальных и национальных особенностей) сходные интересы и потребности. На такого потребителя и должна быть рассчитана унифицированная международная реклама.
Ряд больших корпораций пошли по пути стандартизации своего маркетингового и рекламного менеджмента. Широко известные в мире компании «Кока-кола», «Пепси-кола», «Мак-Доналдс» многие годы придерживаются стратегии стандартизированной имиджевой рекламы. Используя одно и то же название продукта, одинаковый дизайн рекламы, лозунг, они смогли создать бренд-имидж своих товаров как совершенно неповторимых, высококачественных напитков и гамбургеров.
Однако можно привести и противоположные примеры выбора международными корпорациями рекламной стратегии. При этом во главу угла ставится рекламирование продукта средствами и методами, соотносимыми в первую очередь с национальными особенностями потребительской аудитории. Так, компания «Паркер» продает одни и те же ручки во всем мире. Но реклама в одной стране значительно отличается от представления товара в другой. Например, реклама в прессе Германии сделана очень просто — изображение ручки в руке под заголовком: «Вот как можно хорошо писать». В Соединенных Штатах Америки в основу такой рекламы заложена идея поддержания бренд-имиджа представляемого изделия. Вот пример одного из заглавий: «Наступают времена, когда Вам нужен только "Паркер"...». Так в рекламе одного товара в разных странах звучат две темы: в Германии показ хорошего, в США — превосходноготовара. Фирма считает, что такое «разграничение» необходимо в ее рекламных кампаниях в разных странах из-за различий в потребностях и мотивациях потребителей. Однако та же фирма дает во всех странах одинаковую рекламу самой дорогой своей ручки (около 200 долларов), выпущенной по случаю столетнего юбилея компании и рассчитанной на богатую категорию покупателей.
В 90-е годы в международном рекламном бизнесе наметился компромисс двух видов рассматриваемой стратегии. Многие большие фирмы избрали идею рекламирования по принципу: планировать глобально — действовать локально. За основу в этом случае принимается реклама-образец. Большинство менеджеров-рекламистов убеждаются в том, что существует глобальная тенденция к стандартизации рекламы. Это объясняется все большим совпадением мотивационного поведения покупателей, живущих в разных странах. Если рынок реагирует на общность мотивов, нет необходимости в создании рекламных вариантов для разных стран. Однако в реальности может возникнуть ситуация, когда один и тот же товар потребители приобретают по разным мотивам. И здесь имеет значение реклама, отражающая различия в мотивах покупателей разных стран, а сама реклама товара подается в модернизированном виде.
В качестве примера такого компромиссного подхода к рекламированию товаров (путем использования, с одной стороны, стандартизированного рекламного послания, а с другой — его модернизации) может служить стратегия фирмы «Леви Штраус и К°». Она заменила все совместные рекламы в разных странах на рекламу-образец, отражающую только главные характеристики (особенности) товара, не детализируя их. А в качестве главных были выделены качество товара и его американское происхождение. Причем в разных странах на первое место в рекламе ставится то первая, то вторая особенность товара.
Тенденции к применению стратегии глобальной рекламы во многом способствуют происходящие в странах экономические и социальные преобразования, сопровождаемые формированием союзов и объединений. Например, создание Общего рынка в Европе служит серьезным стимулом для организации глобальной панъевропейской системы рекламирования. В ее основе — использование стандартизированных рекламных про-
ектов, способствующих созданию унифицированных марок товаров.
Важнейшей причиной обращения многих международных корпораций — производителей товаров к проблеме стандартизированной рекламы для большого числа стран служит фактор экономии средств. Это достигается при условии, когда организации удается на основе серьезных маркетинговых исследований провести сегментацию своего рынка, которая состоит из двух видов:
» сегментации в пределах одной страны; » глобальной маркетинговой сегментации, предполагающей выявление идентичных сегментов в группе стран.
Рыночный сегмент, как известно, включает потребителей, имеющих больше сходства, чем различий, в характере потребностей, мотивах приобретения того или иного товара и в покупательском поведении. Таким образом, любой рыночный сегмент подходит под стандартизированную рекламу.
Исследования показали, что на современном этапе развития в обществе определенные рыночные сегменты можно выделить независимо от того, в каких странах люди живут. Потребители, объединяемые в сегментах глобального характера, могут жить в разных странах, иметь различные культурно-этнические ценности, оценочные критерии, но их всех объединяет общность жизненного стиля, потребностей, которые могут быть удовлетворены одними и теми же, предлагаемыми им рынком товарами. В этом случае в разных странах может быть использована одна и та же стандартизированная реклама.
Сегментация потребительского рынка международных компаний-производителей позволяет не только стандартизировать, но и применять рекламу наиболее эффективно, особенно если ставится цель широкого сбыта товаров или формирования бренд-имиджа. В первом случае речь идет о массовом потребителе товара одновременно во всех или в группе стран, где фирма реализует свой продукт. Это широкий сегмент покупателей товаров массового спроса, а главным конкурентным свойством товаров является цена. Для второго случая существуют свои условия.
Если ставится цель формирования бренд-имиджа уникального высококачественного товара, рекламная кампания международной фирмы будет рассчитана на узкие сегменты покупателей. Однако в своей совокупности эти небольшие сегменты в нескольких странах обеспечат фирме тот контингент покупателей, на который и должна быть рассчитана реклама престижной марки. В денежном отношении эффективность рекламы дорогой (качественной) продукции может оказаться не меньшей, чем ориентированная на широкий, массовый спрос. Как правило, именно этот вид рекламы формирует сбыт эксклюзивных, престижных товаров для относительно небольших рыночных сегментов в разных странах.
Несмотря на тенденции к стандартизации международных рекламных сообщений, компании, работающие на многие страны,, в большинстве случаев используют комбинации стандартизированных и локальных реклам. Так, исследования американского рекламного рынка показали, что только 8% международных компаний пользуются первым видом рекламы, а 26 — предпочитают модифицированные. Но самый большой их процент (66) использует в зависимости от конкретных обстоятельств оба вида рекламы. Обстоятельства весьма разнообразны, однако в первую очередь это особенности: продаваемого на внешнем рынке товара; культуры той или иной страны; наконец, политические и экономические особенности стран.
Таким образом, возрастающая конкуренция на рынке сбыта, с одной стороны, и усиливающееся давление внутринациональных факторов — с другой — диктуют необходимость постоянного совершенствования рекламного менеджмента; поиска новых, креативных подходов к разработке межнациональных рекламных кампаний. При этом важно проследить, какое влияние на рекламу и ее цели могут оказать факторы внутринационального характера стран, с которыми имеет дело международная корпорация или фирма. К наиболее значимым из них можно отнести:
* рекламное законодательство разных стран и специфику существующего в них налогообложения;
* национальную или этническую культуру;
* средства размещения рекламы;
* специфику производства;
* ценовые факторы.
Не менее важно также подчеркнуть, что все перечисленные факторы играют лимитирующую роль, т.е. накладывают определенные ограничения на возможности проведения эффективной рекламной кампании фирмы, работающей на международном рынке. Задача менеджмента в этом случае состоит в адекватном анализе и нахождении оптимальных приемов нейтрализации негативного влияния таких факторов на рекламную кампанию.
Первый из них — учет особенностей рекламного законодательства страны. Это особенно часто касается возможностей использования сравнительной рекламы в средствах массовой информации. В Великобритании, Испании, например, она разрешена. В Германии считается незаконной, а в Бельгии и Люксембурге строго запрещена законом. Соответственно американская реклама, в которой часто используется прямое сравнение «своих» с товарами конкурентов, не может быть применена в ряде стран Западной Европы. При этом из нее нельзя убрать элемент сравнения, потому что она потеряет свою эффективность.
В ряде стран существует строгий государственный контроль за использованием средств массовой информации, в частности телевидения, для передачи рекламы. Контроль касается длительности времени на рекламные сообщения, содержания рекламных посланий, способов их оформления, а также категории рекламируемых товаров и т.д. В разных странах степень и характер этих законодательных ограничений бывают различными, но в любом случае они сказываются на конкретных возможностях иностранной фирмы-рекламодателя.
В некоторых странах существует и особая, узаконенная государством система налогообложения иностранной рекламы в средствах массовой информации.
Языковые ограничения. Это один из главных барьеров эффективной коммуникации с потребителями стран, в которые международная компания экспортирует свои товары. Проблема включает следующие аспекты:
* разные языки различных стран;
* разные языки или диалекты внутри одной страны.
Так, рекламирующая томатную пасту в странах Среднего Востока компания столкнулась с трудностями перевода английского словосочетания «томатная паста» на арабский язык, в котором это слово означает «клей». Другая фирма, продающая мячи в «испаноговорящих» странах, ощутила трудности с переводом этого простого слова. Английское «bа11» переводится на испанский язык как «bо1а». Однако в разных странах, где говорят на этом языке, слово «bо1а» имеет разное значение: в одних — мяч, в других — революция, в третьих — ложь, подлог.
Ошибки в переводе могут оказаться не только курьезными, но и достаточно серьезными, в результате чего реклама будет просто неправильно понята. А языковые трудности чаще всего возникают, когда в стране проживают люди нескольких национальностей: на каком языке давать рекламное объявление (в маленькой Швейцарии, например, жители говорят на трех разных языках)? Языковые преграды существуют в странах с низким уровнем грамотности населения. Коммуникация может также затрудняться в связи с разным образовательным и культурным уровнем различных слоев населения в одной стране.
Возникают и чисто лингвистические трудности перевода рекламы с одного языка на другой (например, идиоматических выражений, коротких изречений и т.д.). Некоторые компании пытались решить проблему, наняв в качестве переводчиков людей, живущих в странах, где компания продает свой товар. Но оказалось, что человек, покинувший родину несколько лет назад, уже не может хорошо справиться с этой работой.
К языковым трудностям рекламирования международной компанией своих товаров в разных странах тесно примыкают связанные с различием их культур. Коммуникация как главная функция рекламы может быть сильно затруднена из-за различий в восприятии явлений, а соответственно и в их интерпретации людьми, живущими в разных странах.
Часто возникает проблема адаптации к культуре страны. Например, для рекламиста-менеджера, разрабатывающего рекламу для той или иной страны, крайне важно знание разных символик цветов. Только профессиональному менеджеру известно, что белый цвет в Европе ассоциируется с чистотой, непорочностью, а в Азии — со смертью. В международном рекламном бизнесе существует целая энциклопедия символик цветов и их сочетаний. Рекламист должен обладать знаниями о них, чтобы сделать эффективную рекламу. В ряде случаев это важно еще и для того, чтобы не создать отрицательного восприятия рекламного текста или более того — не оскорбить чувства жителей данной местности, страны.
Знания культурологических особенностей восприятия тех или иных понятий, предметов населением разных стран лежат в основе стратегии модифицированной рекламы, которую проводят некоторые международные корпорации. Например, американская компания «Дженерал Миллз» продавала в Англии и Японии полуфабрикат (порошок) для приготовления тортов и печенья. Рекламой продукта в Англии необходимо было убедить женщин купить полуфабрикат так, чтобы при этом у них не возникло чувства вины, что они не пекут торт сами. А при продаже полуфабриката в Японии перед рекламой стояла совсем иная цель: познакомить японских домохозяек с новым для них продуктом и убедить его купить. Трудности заключались в том, как заставить японок поверить в хорошее качество нового для них продукта и особенно в удобство его применения. И тогда была разработана пробная реклама под девизом «Испечь торт из порошка так же легко и просто, как приготовить рис». Однако она оказалась не просто неудачной, а «оскорбительной» для национальных чувств японцев, считающих, что приготовление риса требует особого, большого умения.
В ряде случаев культурологические особенности населения страны настолько сильны, что блокируют полностью возможности любой рекламы данного товара. Существенное влияние на восприятие рекламы международной компании могут оказать и субкультуры той или иной страны. Например, люди разных национальностей или вероисповеданий, проживающие в одной стране, могут иметь различные привычки и традиции. Имеют существенные различия в жизненных воззрениях и люди разных поколений. Молодежь в любой стране создает свою субкультуру. Жители городов значительно отличаются стилем жизни и потребностями от жителей сельской .местности и т.д.
Наконец проблему при рекламировании товара на международном рынке могут представлять устоявшиеся привычки и традиции населения страны. Так, 10-Лет назад трудно было предположить, что в Японии можно .создать рынок кофе: японцы прежде его не пили. Однако настойчивая, длительная рекламная кампания растворимого кофе в конечном итоге достигла цели, приобретя здесь потребителя, этого напитка — людей, считающих свой стиль жизни европейским.
Эффективность рекламы на международном рынке обусловлена и трудностями производственного характера. В небольших странах, например, трудно размножить рекламные материалы из-за отсутствия хорошей полиграфической базы, бумаги, красок и квалифицированного персонала. Часто вместо печатных материалов приходится пользоваться выполненными от руки, что отрицательно сказывается как на качестве рекламы, так и на рекламном бюджете фирмы — экспортера товаров.
Международный рекламный менеджмент сталкивается также с трудностями законодательного характера и особенностями деятельности средств массовой информации в разных странах. В ряде случаев это бывает даже непреодолимым препятствием, и компания-экспортер вынуждена искать другие возможности, вплоть до организации своей рекламы в той или иной стране. Например, по телевидению Италии разрешается показывать рекламу фирмы только 10 раз в году и не чаще, чем через 10 дней. При таких условиях возникает серьезное сомнение в успехе любой — международной или национальной — рекламной кампании.
Одним из контрастных явлений в международном рекламном бизнесе можно назвать наличие в одних странах большого количества средств размещения рекламы при их ограниченности в других. В ряде стран некоторым средствам массовой информации вообще запрещается публиковать рекламные материалы. Чаще всего такие запреты касаются радио и телевидения. В некоторых странах выпускается так мало газет и журналов, что они не в состоянии разместить на своих страницах всю поступающую к ним рекламу. При этом в других выходит такое большое количество периодических изданий, что у рекламодателя возникают трудности в выборе наиболее оптимального из них для размещения рекламы.
В ряде стран наблюдается раздел на сферы влияния и соответственно — распределения рекламы между средствами массовой информации. Как правило, такой раздел не лучшим образом отражается на возможности рекламодателей донести свои сообщения и предложения до нужных им категорий покупателей. Во многих развивающихся странах существуют строгие ограничения на рекламирование по телевидению или радио, и это мешает международной корпорации развернуть широкую рекламную кампанию в пользу предназначенного для массового потребителя товара.
Сложным вопросом в деятельности международных рекламных агентств и производственных корпораций является стоимость размещения рекламы в разных странах. Исследования показали, что ее рекламное донесение до 1000 потребителей в разных европейских странах колеблется в существенных пределах: например, от 1,58 доллара в Бельгии до 5,9 — в Италии. В журналах для женщин рекламная страница, рассчитанная на внимание 1000 читательниц, в Дании стоит 2,51 доллара, а в Германии более чем в 4 раза дороже — 10,87. Стоимость рекламного времени в средствах массовой информации ряда стран определяется спросом: если рекламодателей много, она значительно возрастает. Анализ же факторов, воздействующих на рекламную кампанию международной производственной корпорации, показывает, что трудности рекламного менеджмента на внутреннем рынке во многом увеличиваются при выходе фирмы на него в других странах.
Для менеджеров, занимающихся рекламой на международном рынке, главной становится проблема, как свести до минимума ограничения, накладываемые на рекламу описанными факторами. Реклама, рассчитанная на международный рынок, часто может оказаться неэффективной по следующим причинам:
* рекламное послание не доходит до нужного сегмента потребителей из-за трудностей со средствами его размещения;
* дошедшее до нужного потребителя послание не понято им в силу различия в культурологических интерпретациях;
* послание может дойти, правильно быть понятым потребителем и все-таки оказаться неэффективным потому, что руководство фирмы и менеджер-рекламист не учли особенностей и запросов рынка в конкретный момент.
Для успешного выполнения рекламой на международном рынке основной — коммуникативной — функции необходимо профессиональное управление ее созданием и донесением до нужного потребителя. А исследования в области международного рекламного бизнеса показали, что процесс эффективного управления рекламной кампанией включает в себя семь стадий.
1. Источник информации (менеджер- маркетолог), определяющий сообщение о товаре.
2. Кодирование — разработка, выражение сообщения в словах и символах, доносящих информацию до потребителя.
3. Канал передачи информации.
4. Декодирование рекламного сообщения — интерпретация получателем сообщения на своем языке.
5. Действия получателя сообщения — покупка товаров теми, на кого было рассчитано рекламное сообщение.
6. Обратная связь — информация, поступающая от получателя к источнику сообщения, служащая способом оценки эффективности рекламного послания.
&&'^,>;.,;,
7. Помехи — неконтролируемые и непредсказуемые факторы, которые могут повлиять на любую из перечисленных стадий (это могут быть внезапное появление конкурента или сбои в процессе рекламной кампании: такие помехи возможны на любой или сразу на нескольких стадиях коммуникации).
На рис.1 представлена схема всех стадий рекламного коммуникативного процесса, связывающего международную фирму, бизнес-представителя товара и его потребителя на внешних рынках. Как можно видеть, она усложнена наличием двух перекрывающихся окружностей. Они схематически отражают тот большой объем специфики культур, в условиях которых живут отправитель рекламной информации — международная фирма (культура А) и ее получатель — потребитель товара (культура В). Возможные несовпадения или различия этих культур
Культура А Культура В
Рис. 1. Международный рекламный коммуникативный процесс.
выступают главными причинами, в значительной степени усложняющими представленный на схеме процесс коммуникации через рекламу.
Первая стадия включает деятельность менеджмента или менеджера-маркетолога фирмы по определению объекта рекламирования и целей рекламы. Сообщение в рекламе о поступлении на рынок определенного товара фирмы должно быть направлено на потребности конкретного рынка, покупательской аудитории. Однако на этой стадии специалисты менеджмента международной организации могут допустить ошибку, полагаясь на свой маркетинговый опыт: никогда нельзя быть твердо уверенным в том, что удачная продажа дщара в одной стране гарантирует такие же успехи в других.
Таким образом, уже на первой стадии коммуникативного процесса при постановке целей и определении рекламной аудитории международной организации могут возникнуть ошибки, которые окажутся критическими, несмотря на хорошо разработанные последующие стадии такой кампании. Профессионализм же руководства фирмы заключается в хорошем знании культурологических особенностей целевой аудитории той или иной страны.
Вторая стадия— кодирование рекламного сообщения — может также оказаться достаточно трудной из-за возможных больших «помех», связанных с особенностями культуры страны, где рекламируется товар международной корпорации. Здесь могут сыграть роль факторы различия культур А и В во вкусах, в привязанностях, привычках, вероисповедании, сенсорном и понятийном восприятии потребителей.
Неточная передача может привести к неправильному пониманию и восприятию содержания или идеи рекламы. Так, в Европе принято считать, что зеленый цвет выражает нечто спокойное, постоянное. В Африке же реклама с зеленым фоном произведет «обратное действие» на жителей, поскольку здесь зеленый цвет ассоциируется с опасностью или болезнью. Еще один пример, свидетельствующий о необходимости учета особенностей разных людей и стран. В США и странах Запада
реклама сигарет «Мальборо» признана образцом эффективности. Тема свободы и удачи, ассоциируясь с наездником-ковбоем времен «дикого» Запада, близка многим мужчинам, мечтающим походить на героев рекламы. И даже если учесть, что в последнее время в США победила, также благодаря рекламе, кампания против курения, фирма все равно не потеряла своего покупателя: курильщики многих стран предпочитают именно эту марку.
Однако реклама «Мальборо» в ряде стран Азии, например з Гонконге, не имела успеха. Здесь городское население не увидело ничего для себя интересного и привлекательного в том, что какой-то человек скачет верхом на лошади по жаре. Ошибка специалистов рекламного менеджмента состояла в неправильном кодировании коммуникативного сообщения для покупателей сигарет из стран Азии. Выбранные художественные средства, в частности картинки сцен «дикого» американского Запада, оказались непонятными для жителей другого континента.
На третьей стадии управления рекламной кампанией на рынках других стран фирма может столкнуться с особенностями функционирования местных, национальных средств массовой информации. Проблемы грамотности населения, наличие или, наоборот, отсутствие.тех или иных СМИ в регионах и странах часто создают трудности для выбора эффективного канала передачи информации потребителям. Наиболее характерны для менеджмента международной рекламы на этой стадии коммуникации с потребителями следующие ошибки:
* использование телевидения йа территории (в стране), где оно доступно лишь небольшому проценту населения;
» реклама через газеты и журналы в регионах, где большинство населения неграмотно.
Четвертая стадия рекламной кампании на внешнем рынке — декодирование сообщения, т.е. восприятие его соответствующей аудиторией, которое также может оказаться непредвиденно усложненным или даже неудачным из-за допущенных еще при кодировании ошибок. Например, неправильный перевод марки автомобиля «Шевроле» («новая модель») на испанский язык вызвал восприятие у жителей ряда городов Испании рекламы как курьеза, потому что буквально значил: «Она (машина) не ходит».
Ошибки при восприятии потребителями информации, заложенной в рекламе, могут быть вызваны одним или сразу несколькими факторами:
* неправильным, ошибочным посланием, обусловленным плохим знанием менеджера-рекламиста реалий другой страны;
» плохим кодированием — переводом сообщения на язык населения страны, где планируется продавать товар фирмы-экспортера (может оказаться, что реклама не имеет реального смысла для потребителей; сделан неудачный выбор средства размещения рекламы и т.п.).
Результатом перечисленных ошибок является неправильное восприятие потребителями содержания рекламы, а затем и самого рекламируемого товара фирмы на различных рынках. Таким образом, пятая стадия рекламной кампании остается нереализованной. Цель рекламы — завоевать покупателя — не достигается, и фирма не получает со стороны потребителей того количества покупок, на которое рассчитывала.
Шестая стадия (обратной связи) важна для коммуникативного процесса как стадия оценки эффективности и корректировки рекламной кампании. Международные корпорации, которые не измеряют коммуникативную эффективность своей рекламы на различных рынках, рискуют тем, что возникающие ошибки не будут вовремя исправлены.
Следует сказать еще об одном звене в коммуникативной цепочке, связывающей фирму-производителя с иностранными клиентами. Это седьмая стадия («помех» или «шумов»). Она находится в конце коммуникативного процесса по чисто техническим соображениям. В принципе отдельно «стадии помех» не существует. Они могут возникнуть на любом этапе рекламной кампании и представляют собой результат отрицательного влияния непредвиденных внешних факторов. Находятся они часто вне контроля со стороны и посылающего информацию (фирмы-рекламодателя), и получающих ее (потребителей). Чаще всего помехой может оказаться внезапно появившаяся на рынке другая фирма, продающая такой же или похожий товар. Могут случиться в деятельности торгового персонала и ошибки, которые ослабят воздействие даже хорошо разработанной рекламы. Перед менеджером-профессионал ом, таким образом, воз-. никает дополнительная задача — учесть все возможные (предвиденные и даже непредвиденные) обстоятельства, способные помешать рекламной кампании на внешнем рынке, и разработать заранее приемы нейтрализации их негативного влиянии.
Важнейшей проблемой для фирмы, работающей на международном рынке, является выбор рекламного агентства для разработки и проведения ее рекламной кампании. Подобно тому как многие производственные корпорации стали международными, ряд влиятельных рекламных агентств США, Японии, стран Западной Европы также приобрели статус международных. Они распространяют свои услуги на многие страны мира. Одновременно и местные, национальные стали оказывать услуги международным производственным компаниям, продающим свои товары в этих странах. Таким образом, у фирмы-рекламодателя имеется в принципе широкий выбор альтернатив. Фирма может нанять на разработку ее рекламы местное рекламное или агентство, которое сама создала для себя, а также международное, имеющее отдел в стране, где организация собирается рекламировать и продавать свой товар.
Все три варианта выбора имеют свои преимущества и недостатки. Местное рекламное агентство может, конечно, создать для фирмы рекламу, в которой правильно будут отражены все культурологические особенности этой страны. Однако качество рекламы может оказаться невысоким, а содержание — недостаточно хорошо продуманным. Вторым недостатком местных рекламных агентств являются трудности координации международной рекламной кампании.
Серьезным недостатком страдает и собственное рекламное агентство фирмы. Здесь возможна потеря эффективного воздействия рекламы на рынках стран, от которых это агентство находится на значительном расстоянии.
Лучшим решением проблемы управления рекламой является многонациональное (международное) рекламное агентство, имеющее «ответвления» в разных странах. Оно сочетает возможности создания высокопрофессиональной рекламы со спецификой той или иной страны. Кроме того, международные рекламные агентства с местными представительствами способны осуществить координацию международной .рекламной кампании. В последнее время, например, большинство корпораций, работающих в странах Европы, пользуются именно их услугами. А многие организации, ориентирующиеся на широкий сбыт своих товаров во всем мире, часто прибегают к услугам не одного, а нескольких (двух или трех) международных рекламных агентств.
Как правило, система оплаты в международных агентствах включает 15% комиссионных. Однако могут быть и другие ее формы. В некоторых странах размер выплаты агентством комиссионных зависит от уровня средств массовой информации. Нередки случаи, когда рекламодатель оплачивает услуги товаром, который продает. Во многих развивающихся странах международные рекламные агентства применяют для привлечения клиентов систему долгосрочного кредитования.
Проблема выбора международного рекламного агентства является для фирмы-рекламодателя еще более сложной, чем при выборе местного, национального. Ее решение требует от менеджмента корпорации, работающей на международном рынке, тщательного изучения имеющихся вариантов, анализа возможностей и профессионального мастерства ряда агентств, соотношения своих целей с объемом их опера^шй и т.д.
Понятно, что для фирмы-рекламодателя важно найти такое международное агентство, которое будет иметь свои представительства в нужных для фирмы странах, а также квалифицированных работников как в центре, так и на местах.