Интреактивная журналистика

Одним из модных преобразований современных СМИ стал процесс конвергенции. Конвергенция – это такая структура медиакомпании, которая обеспечивает постоянное взаимодействие, одномоментное производство информации печатными, электронными и онлайновыми СМИ. В результате чего средства массовой информации приобретают характеристики многоканальности, мультимедийности, интерактивности, способности к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению информационных ресурсов. Теперь не только канал в Сети, но и любая газета может быть оснащена звуком, анимацией, гипертекстом, обширными электронными архивами и различными видами обратной связи с аудиторией. Постоянное усовершенствование техники и технологии способствует этому, создавая в информационном пространстве кардинально новую ситуацию.

Интерактивная журналистика стала процессом вовлечения в производство массовой информационной продукции тех, кому эта продукция предназначена. В ходе коммуницирования осуществляется не просто творчество как деятельность одного субъекта, адресующего свой продукт другому, этот процесс становится сотворчеством – созданием общего продукта в контакте двух субъектов. В зависимости от того, какими обстоятельствами продиктован контакт, в каких условиях протекает и на решение каких задач направлен, он в большей или меньшей степени запечатлевается в тексте, определяя его жанровую форму.

Влияние Интернета на традиционное телевидение прослеживается сразу в нескольких направлениях. Например, любительский видеоконтент, снятый на мобильный телефон, интегрируется в ткань профессионального аудиовизуального контента. Также форма фрагмента (программы или фильма), получившая распространение в Интернете, заимствуется телевидением, «фрагмент» становится телевизионным жанром («Первая программа» на Первом канале). Форма диапорамы (внутридинамичное слайд-шоу, сопровождаемое музыкой или закадровым текстом, интервью), характерная для любительского интернет-творчества, внедряется в выпуски телевизионных новостей. Перемещается в телевизионное пространство и характерная для Интернета полиоконность (дробление экрана более чем на два самостоятельных окна в информационных выпусках, обилие специальных полей для текстовой информации). Отмечается, что интернетизация в программировании, дизайне, жанровой структуре в большей степени характерна для телеканалов, рассчитанных на «интернетизированную» аудиторию (музыкальные, информационные, деловые каналы). Но на самых главных канала страны пока что сохраняется консервативный стиль.

 

Существует мнение о том, что для журналиста главное — создать интересный для зрителя материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. А вот другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров разработана в целом недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. А.А.Тертычный пишет, что согласиться с подобными утверждениями нельзя, так как тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Нарушение этого порядка приводит к полной нелепости. Попробуйте, например, сделать рецензию на нехватку минеральных удобрений или интервью с собеседником, у которого ни о чем нет собственного мнения: разбить кучу банальностей на вопросы – не сложно, но ведь не будет никакой новизны. И зритель получит только видимость интервью, а на деле – ноль информации.

Теория жанров находится в постоянном процессе развития, видоизменяется вместе с нашей жизнью. В нынешнем состоянии тележурналистика приобретает черты конвергентности, интерактивности, мультимедийности. Появляется возможность отражения происходящих событий в режиме онлайн и непрерывного обновления информационных ресурсов, к известным способам подачи информации добавляются новые. В результате чего телевизионные жанры то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости. «Движения» в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, но не «отменяют» его совсем. Каждый журналист, считающий себя профессионалом, должен иметь представление о жанровых особенностях телевизионной журналистики. Это способствует созданию вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для правильного освещения конкретного информационного события и понятного для аудитории. Серьезное представление о жанрах – свидетельство профессиональной квалификации журналиста. Даже самый удачливый и талантливый он в одиночку нового жанра не создаст, журналист может оказаться всего лишь выразителем того нового, что уже созревало в сознании общества.

[. «Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики», опубликованной в «Вестнике РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика», 2011. — № 1.]