ЗАДАНИЯ ПО СЮЖЕТУ И КОМПОЗИЦИИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

  • Игра “Двоемирие в сказке”. Разделите воображаемое сказочное пространство на два мира – “свой мир” и “чужой мир”, или “земной мир” – “загробный (подводный, подземный) мир”, или “мир добра” и “мир зла” и т.д. “Расселите” героев сказок по мирам в соответствии с их характером и поступками. Мотивируйте свой выбор. Продумайте сюжет сказки как путешествие героя из одного мира в другой с возвращением обратно.
  • Игра “Словарь сказочных средств передвижения”. По материалам сказок составьте словарь сказочных средств транспорта и дайте их краткую характеристику (по аналогии со статьей в толковом словаре)1: ступа с Бабою Ягой, гуси-лебеди, Серый Волк, ковер-самолет, черт и т. д. Используйте их при составлении сказки.
  • Игра “Коллективная сказка”. Перед вами цепочка вопросов: Где это было? Кто это был? Как его (их) звали? Что он (они) делал(и)? Кого встретил(и)? Что сказал(и)? Что приобрел(и)? Куда его (их) послали? Что он (они) нашел (нашли)? Чем закончилась история?” Каждый член группы должен ответить на один вопрос, записать ответ на листочке бумаги, загнуть листочек, чтобы никто не видел его ответа, и передать соседу. В результате получается коллективная сказка.
  • По материалам сказок составьте “Карту волшебной сказочной страны”.
  • Игра “Путешествие по сказочной стране”. Рассмотрите внимательно карту сказочной страны и наметьте маршруты, по которым герои вашей сказки отправятся в путешествие. Расскажите сказку о приключениях героя, используя карту.
  • Игра “Сказка по опорным мотивам”. Вам даны традиционные мотивы волшебных сказок: могучий герой борется с чудовищами и в конце концов побеждает; герою помогают звери, растения – Серый Волк, Яблоня и др.; герой получает задания, связанные с далекими путешествиями и с преодолением трудностей; ум и глупость, состязания в мудрости, хитрость и сила – кто сильнее? и т. д.2
  • Игра “Сказка на новый лад”. Попробуйте любую сказку рассказать “на новый лад”, введя в сказку современных людей, города, автомобили, самолеты и т. д.
  1. См.: Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993. С. 92.
  2. См.: Львов М.Р. Указ. соч. С. 160.