Красные красящие вещества
Красная земля — природная земля различных оттенков: от светло-розового и красного, до темно-красного и вишнево-красного. Принадлежит к группе железных красок: красящим началом ее являются соединения железа в виде его окиси. Наиболее красивые по своим оттенкам красные земли добываются в Акчанкульском месторождении (Киргизская ССР) — вишнево-красного цвета; в Актюбинском (близ г. Актюбинска) — темно-вишневого цвета; в Халиловском (Чкаловская область) и Малкинском (Северный Кавказ) — красного цвета; в Червонной балке (близ г. Кривой Рог) — ярко-красного цвета.
Красные земли хорошо смешиваются с маслом и берут его от 40 до 50%. Они светоустойчивы и прочны как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтых кадмиев. Смеси с ними нередко дают потемнение первоначального тона.
Приготовление пригодной к живописи краски из натуральной красной земли несложно. Ее измельчают и четыре раза отмучивают в чистой воде. При стирании красной земли с маслом необходимо ввести в пасту не менее 3—5 весовых частей отбеленного пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре.
Красные краски из туфа бывают различных оттенков: от розового до вишнево-красного. Получают их из армянских туфов Шахназарского месторождения Степанованского района. Туфы измельчают, три-четыре раза отмачивают в воде, а затем полученный тонкий красочный порошок высушивают и стирают с маслом и небольшим количеством воска (2—4 часта). Приготовленные таким образом краски отличаются очень красивыми оттенками. Они вполне светоустойчивы и прочны как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок.
Лиловая туфовая краска отличается красивым и глубоким по тону темно-лиловым цветом холодного оттенка. Добывается она в Ахтинском месторождении (Армянская ССР, Ахтинский район). Лиловая туфовая краска светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок.
Английская красная — натуральная природная земля, добываемая в Малкинском месторождении (Северный Кавказ). Ее приготовляют также искусственно посредством прокаливания железного купороса или смеси его с сернокислым алюминием при температуре 700—800° C. В отдельных случаях ее получают прокаливанием охр.
Искусственная английская красная хорошо смешивается с маслом и берет его от 30 до 48%; к пасте необходимо добавлять не менее 3—4 весовых частей отбеленного воска. Эта краска вполне светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтого кадмия; в смеси с ним она склонна к потемнению.
Капут-мортуум — искусственно приготовляемый пигмент темно-красного цвета с синевато-фиолетовым оттенком, состоящий из окиси железа. Получают его прокаливанием смеси железного купороса с поваренной солью. В сочетании с белилами дает превосходную, очень своеобразную по своим оттенкам гамму фиолетовых тонов. Капут-мортуум хорошо смешивается с маслом и берет его от 40 до 55%. Для приготовления краски хорошего качества необходимо в красочную пасту ввести не менее 4—7 весовых частей отбеленного пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре.
Красный марс — искусственно приготовляемый минеральный пигмент красного цвета различных оттенков: от светло- до темно-красного. Состоит он из соединений железа. Отличается прозрачностью в тонких слоях. С маслом смешивается хорошо и берет его от 40 до 42%; к пасте необходимо добавлять 2—3 весовые части пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре. Красный марс — вполне светоустойчивая и прочная краска как в чистом виде, так и в смеси с большинством красок, за исключением желтых кадмиев, в смеси с которыми он склонен к потемнению.
Натуральная киноварь — природный минеральный пигмент различных оттенков: от ярко-красного до темно-красного. Состоит из кристаллической сернистой ртути. Отличается исключительно красивым, звонким и глубоким по своему тону цветом. Лучшие сорта природной киновари добываются в нашей стране в Донбассе (Никитовское месторождение), в Киргизской ССР (Чачбай-Хайдарканское месторождение), в Забайкалье (Нерчинское месторождение) и других местах. Природную киноварь промывают в воде и очень тонко измельчают. Делается это посредством растирания ее в течение длительного времени на каменной доске курантом. Растирание киновари курантом производят обязательно с добавлением воды. Очень тонко измельченный порошок киновари несколько раз отмучивают в воде, освобождая от различных примесей, и обрабатывают затем слитой с кислых щей жидкостью, кислым яблочным соком или винным уксусом.
Хорошо измельченная киноварь, не содержащая посторонних примесей, — светоустойчивая и прочная краска. Ее не следует смешивать лишь с зелеными и синими медными красками: малахитовой зеленью, медными лазурями, медными зелеными и берлинской лазурью, так как в сочетании с ними она быстро чернеет и разрушается. Киноварь хорошо смешивается с маслом и берет его до 25%. Надо пользоваться только облагороженными и уплотненными на солнце и воздухе маслами. Чтобы не происходило какого-либо изменения цвета красочного слоя киновари в живописи, необходимо наносить ее топкими, быстро просыхающими слоями, иначе она может потемнеть.
Искусственная киноварь приготовляется посредством сплавления серы и ртути. Лучшие ее сорта получают из чистой ртути и серной печени. Полученная по этому способу киноварь отличается повышенной светоустойчивостью и стойкостью к различного рода внешним влияниям. Искусственную киноварь также следует стирать только на хорошо уплотненных и облагороженных, быстро просыхающих маслах. Ее не рекомендуется смешивать с медными красками и берлинской лазурью, так как от этого она быстро чернеет и разрушается.
Красный кадмий — искусственная минеральная краска, состоящая из селенисто-сернистого кадмия; получается прокаливанием при 580° C смеси (шихты), в которую входят углекислые соли кадмия, сера и селен. Эта краска обладает красивым, но не глубоким по тону красным цветом различных оттенков — от светло-красного до темно-красного и пурпурного. С маслом высыхает хорошо и берет его от 75 до 80%. Красный кадмий светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением персиковой черной и жженой черной кости. В смеси с ними чернеет и разрушается. Следует избегать также смешивать его с медными зелеными и синими красками и берлинской лазурью. В отдельных случаях, особенно когда красный кадмий содержит частицы свободной серы и селена, он в сочетании со свинцовыми белилами, охрами, натуральной сиеной и зеленой землей способен изменять свой первоначальный тон и темнеть.
Краплак — красящее вещество растительного происхождения, извлекаемое из корней красильной морены, или крапа, произрастающего в Азербайджанской ССР, в Крыму и Астраханской области. В корнях морены содержится красящее вещество — ализарин. Его получают из корней, вываривая их в воде, затем осаждают из раствора на глинозем и получают краплак. Приготовленные таким образом краплаки представляют собой краски, состоящие из красителя — ализарина, неразрывно связанного с глиноземом. Эти соединения нерастворимы в воде.
Краплаки обладают очень ярким, интенсивно звучащим красным цветом разнообразных оттенков: от светло-розового до темно-красного; они отличаются исключительной прозрачностью.
Темно-красные, густых топов натуральные краплаки вполне прочны, светоустойчивы и стойки к внешним воздействиям; розовые и светло-красные краплаки менее прочны.
Краплаки хорошо смешиваются с маслом и берут его 68%; при стирании краплака с хорошо облагороженным и уплотненным маслом необходимо ввести в состав связующего вещества краски не менее 5 частей (по весу) мастиксового или даммарного лака.
рании краплака с хорошо оолагороженным и уплотненным маслом не-обходимо ввести в состав связующего вещества краски не менее 5 частей (по весу) мастиксового или даммарного лака.
В настоящее время наши заводы вырабатывают не натуральные краплаки, а их имитация, приготовляя последние на основе ализаринового красителя, получаемого искусственным путем из каменноугольной смолы, с последующим осаждением его на сернокислый барий (бланфикс) и гидрат окиси алюминия. Краплаки этого вида, являющиеся заменителями натуральных, высыхают с маслом очень медленно, правда, смешиваются с ним удовлетворительно и берут его от 120 до 140%. Чтобы ускорить просыхание красочного слоя этого вида краплака, необходимо стирать его на хорошо уплотненных и облагороженных маслах, добавляя в красочную пасту не менее 5—б частей (по весу) мастиксового или даммарного лака. Следует остерегаться смешивать краплак с цинковыми и свинцово-цинковыми (кремницкими) белилами, охрами, коричневыми землями, умброй, так как он обесцвечивается. Не надо также соединять его во избежание потемнения с желтыми кадмиями, марсами, жженой черной костью, виноградной и персиковой черной и франкфуртской черной. На эти краски (после их просыхания) краплак вполне можно наносить лессировкой.