Вид урока музыки

 

Вид урока определяется на основе выделения ведущей формы организации деятельности учащихся на уроке. Выбор вида урока не является самоцелью. Это всего лишь средство, позволяющее создать учителю наиболее оптимальные условия, позволяющее организовать продуктивное взаимодействие с учащимися. Использование одного из видов урока дает возможность объединять разнообразные художественные формы, педагогические приемы, программное содержание в оптимальную целостность. Выбор вида урока зависит от степени организованности, активности, мобильности класса, а также от умений учителя организовать процесс обучения по определенным правилам. Предлагаемые жанры урока следует рассматривать как ориентир, который облегчит путь к самостоятельному поиску учителя.

В начальной школе жанровыми разновидностями урока могут быть: путешествие, игра, размышление, песня, сказка, экскурсия и т.д. Выделим некоторые особенности этих конструкций.

Урок-путешествие. Главное в этом уроке действие, которое разворачивается по определенному зрительному сюжету, стержнем которого является деятельность самих учащихся. Такой урок требует предварительной разработки «маршрута» для совместной деятельности учителя и учащихся. Структура урока состоит из однозначных элементов или элементов находящихся в определенном соподчинении. Аналогом музыкальной формы является форма рондо АВАСАДА. Чтобы урок не стал излишне иллюстративным, констатирующим, важно придать поисковый характер деятельности. Поиск учащихся направлен в окру­жающую действительность, т. е. к тому, что существует объективно.

Урок-прогулка. Этот жанр урока также требует разработки точного маршрута. Если в уроке-путешествии может быть несколько различных по образному содержанию сюжетных фрагментов, то урок-прогулка концентрируется на одном каком-либо образе, а его действия разворачиваются на основе изменений восприятия этого образа. То есть содержание урока больше связано с эмоционально-чувственной сферой музыкального искусства, которая обращена к внутреннему миру ребенка, его размышлениям, переживаниям. В ходе такого урока учащимся предстоит открыть новое, неизвестное в себе, новые знания, ощущения, переживания. Задача данного урока пробудить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности.

Урок-концерт. Эта жанровая разновидность урока может быть построена как на основе одной из моделей музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации, например, исполнительской и творческой деятельности. Урок-концерт относится к игровым жанрам. Он может быть организован на этапе выхода концертного номера, или как результат предъявления определенных достижений в классе с приглашением родителей, учителей. Данный урок может проводиться в форме ролевой игры, где дети и учитель выполняют одну из ролей (ведущий, композитор, критик, исполнитель и др.).

Урок-экскурсия. Конструкция такого урока основана на разворачивании содержания как познавательной среды. Вначале нужно быть готовым, чтобы погрузиться в эту среду, далее - ориентироваться в ней, затем осознать, что эта среда помогла узнать и в завершение - выход из среды в реальную действительность. Задачи данного урока направлены на осмысление, осознание основного предназначения музыкальных явлений в жизни человека, формирование мотивов общения с искусством, интереса к творческому взаимодействию. Такой урок может проводиться как в реальных условиях, так и в условиях имитационного моделирования реальных событий. Во втором случае деятельность учителя и учащихся осуществляется на основе взаимораспределенных ролей (экскурсовод, зрители, «живые» музыкальные инструменты и т.п.)

Урок-сказка. Для такого урока необходимо разработать сюжетно-образную линию, которая может быть предложена учителем или создана совместно с детьми в процессе урока. Это зависит от степени творческой активности класса и от педагогического мастерства учителя. Структура такого урока основана на законах художественной драматургии: завязка - кульминация - развязка.

Урок-прелюдия. Такой вид урока выполняет функцию настроя на восприятие, создание чувства ожидания. Его можно проводить при первом знакомстве с большой темой, или в самом начале предстоящей большой работы (например, участие в творческом проекте). Содержанием данного урока является широкий спектр программного материала.

В основной и старшей школе разновидностями урока могут быть урок-прелюдия, урок-исследование, урок-презентация, урок-конференция, урок-дискуссия, урок-монолог, урок-суд, урок-размышление, урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар и т.д.

Тип, жанр и вид - это три стороны урока, которые определяют его внешние связи. Каждая из сторон задает определенное видение формы школьного урока, что помогает учителю регулировать процесс учебно-познавательной деятельности учащихся в целостной системе их обучения в школе.

В построении целостной композиции урока необходимо учитывать и его внутренние взаимосвязи, которые раскрываются в особенностях структуры урока.