Жанр урока музыки

 

Жанр урока определяет форму организации предметного содержания. Так, в практике школьного музыкального образования нам приходилось встречаться с такими уроками, как «хоровое пение», «хоровое сольфеджио», «слушание музыки», «духовная музыка». Эти уроки можно рассматривать только во взаимообусловленности друг с другом и в их соотнесенности с требованиями стандарта школьного музыкального образования. В каждом из таких уроков доминирует один из компонентов содержания музыкального образования. Содержание урока определяет и форму его организации.

Единство свойств содержания и формы представлено в таком понятии, как «жанр». Осмысление этого единства складывается из понятий «род», «вид», «манера», «вкус», «обычай». Жанр - системообра­зующее понятие в художественной культуре, которое представляет взаимообусловленность свойств содержания и формы. Так, например, жанр симфонии определяет и особенность ее строения. Раскрывая художественный замысел своей симфонии, композитор в его воплощений руководствуется правилами этого жанра. Так же и в уроке, чтобы освоить искусство хорового пения, в уроке должны преобладать практические формы обучения, или, чтобы учащиеся научились видеть музыку в синтезе с другими искусствами, необходимы интегрированные формы обучения. Специфика содержания музыкального искусства более точно может быть раскрыта только при соответствующей данному содержанию форме. С этих позиций, использование категории «жанр» урока, считаем наиболее точным в отражении взаимообусловленности его содержания и формы. Таким образом, жанр урока есть его типизированное содержание. Жанр выступает как каркас, основа, которая уже задает правила конструирования его содержания. Основываясь на особенностях структурирования содержания, мы выделяем четыре основных жанра урока музыки:

тематический, этот жанр наиболее типичен для школьного музыкального образования. Тема является главным координатором в структурировании содержания и выборе формы. В предлагаемых сегодня программах (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Ю.Б. Алиев, Г.С. Ригина) все уроки могут быть отнесены к тематическому жанру. Каждый из уроков в программах этих авторов имеет свою тему. Темы выделены на основе какого-либо информационного аспекта содержания;

творческий портрет, этот жанр урока концентрирует содержание на творчестве одного композитора, исполнителя. Такое конструирование содержания позволяет погрузиться в мир человека-творца, перенять его опыт из первых рук;

творческая лаборатория, особенностью содержания этого жанра являются способы практических действий, которые требуют неоднократного повторения одних и тех же приемов, операций, работу с одним и тем же музыкальным материалом. В данном жанре конструируются уроки «хорового пения», «инструментального исполнительства», «хорового сольфеджио»;

интегрированный, специфика этого жанра урока в рассмотрении содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными учебными дисциплинами. Задача этого жанра урока вывести музыку за пределы ее предметной сферы, поэтому и цель такого урока шире предметной. В данном жанре строятся интегрированные уроки, проводимые двумя-тремя учителями, эти уроки по продолжительности могут быть дольше обычного или сдвоенными.