Тип урока музыки

 

Тип урока музыки определяется в соответствии с его ведущей дидактической целью. Цель может быть связана с организацией деятельности, изучением нового материала, его закреплением, повторением, контролем, коррекцией. Мы соглашаемся с М. Е. Бершадским и В. В. Гузеевым, выделивших следующие типы уроков:

• организационный урок;

• урок изучения нового материала;

• урок закрепления;

• урок повторения;

• контрольный урок;

• урок коррекции.

В данной классификации нет традиционно выделяемого комбинированного типа урока. Это объясняется тем, что у комбинированного урока много целей, а значит, в одном уроке мы имеем, в лучшем случае, два урока, втиснутых в один учебный час. Это нарушает логику деятельности. Поэтому комбинированный урок не нашел своего места в данной классификации.

Одним из типов авторы выделяют организационный урок. Такие уроки являются редкими, но исключать их нет оснований. Это подтверждает практика проведения уроков музыки в школе. Организационный урок проводится в самом начале нового учебного года, в начале изучения больших разделов. Урокам музыки отводится один час в неделю. Такой разреженный процесс обучения требует перед вхождением в новую проблему, новый пласт программного содержания концентрации музыкального опыта учащихся. Этот тип урока призван установить в сознании учащихся целостное представление о музыке. О необходимости выделения такого урока как раз и свидетельствует принцип (метод у Д.Б. Кабалевского) «забегание вперед и возвращение к пройденному».

Урок изучения нового материала связан с выявлением и усвоением основных понятий, которые приведут учащихся к намеченной цели. Если таких понятий много, то, естественно, такой тип урока в общей системе уроков будет не один.

Урок закрепления направлен на личностное присвоение этих понятий или осмысление этих понятий в новом контексте содержания. Здесь учащиеся осваивают различные способы действий, операции, ориентируясь при этом на ведущую цель. Количество этих типов урока так же определяется объемом изучаемой информации и глубиной ее проработки.

Урок повторения, этот тип урока направлен на сравнение полученных результатов с ведущей целью определенного периода обучения. Главным является внутренняя оценка полученных результатов, т.е. самоконтроль, самоанализ.

В контрольном уроке происходит внешняя оценка (объем содержания, ведущие задачи, полученные продукты деятельности) самоконтроля и самоанализа учащихся.

Урок коррекции направлен на совершенствование, улучшение результатов деятельности.

Таким образом, выделяя данную классификацию для определения типов урока музыки, мы полагаем, что соответствующим образом осуществляется и их планирование.