ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Танец в драматическом театре имеет свои, только ему присущие особенности. Он отличен от танца в оперных и балетных постановках, у него другие цели и задачи, неразрывно связанные с содержанием и спецификой драматического спектакля. Не являясь основной формой сценического воплощения, танец всецело подчинен режиссерской трактовке идеи и образа спектакля.
Тем не менее как сам танец, так и танцевальная музыка в драматическом театре нередко играют существенную роль, достаточно вспомнить «Горе от ума» Грибоедова, «Маскарад» Лермонтова, «Снегурочку» Островского, произведения Шекспира, Лопе де Бега, Мольера, Гольдони и других авторов.
Значение танцевальной музыки в современных спектаклях не только не уменьшилось, а, наоборот, существенно возросло, примером тому могут служить поставленные в различных театрах многочисленные музыкальные комедии и мюзиклы, насыщенные разнообразными танцами и танцевальной музыкой.
Танцы и танцевальная музыка в драматическом спектакле выполняют самые разнообразные функции. Так, через танец и пляску режиссер может более ярко передать образ персонажа, черты его характера.
В танцах и плясках находит выражение душевное состояние человека: радостное или печальное, лирическое или празднично-торжественное. Кроме того, в них непосредственно отражается быт и характерные черты, присущие данному народу. Все это в той или иной мере свойственно также и танцевальной музыке, включаемой в спектакль самостоятельно.
Отличительная черта каждого танцевального произведения— характерный ритм, повторяемость типичной ритмической фигуры. Если сравнить «Камаринскую», мазурку, вальс, фокстрот, можно понять, сколь важен ритмический фактор для определения «лица» танцевальной музыки. Именно четкий и определенный ритм такой музыки позволяет создать на сцене необходимый ритм действий, эмоционально воздействовать на зрителя и помочь исполнителю.
Определенность ритмики танцевальной музыки позволяет точно указать на характер действия за сценой.
При постановке пьес классического репертуара режиссеры часто используют музыку к старинным западноевропейским танцам, таким, как павана, сарабанда, чакона, менуэт, гавот, и др.
Среди многих танцев (полонез, мазурка, галоп, полька, кадриль), которые часто звучат в спектаклях, рисующих быт того или иного общества дореволюционной России, особое место занимает вальс, который получил повсеместное признание в XIX веке и до сего времени широко используется в спектаклях на современную тему.
Этот непринужденный, гибкий, полный искреннего чувства танец способен воплотить в себе разнообразные оттенки человеческих чувств от элегичности, нежности, грусти до патетики, возвышенности.
Такая многоплановость в выражении чувства дала возможность использовать вальс не только как вставной танцевальный номер, но и как характеристику героя пьесы, его лейтмотив, а иногда играть и большую драматическую роль.
Так, захватывающий, всепоглощающий вальс, написанный А. Хачатуряном к драме Лермонтова «Маскарад», не только чутко передает колорит, ее романтическую приподнятость, взволнованность, напряженность, но вместе с тем служит характеристикой натуры Арбенина, его мятежного духа, сильной волн.
В начале XX века появилось много новых бытовых танцев и танцевальных мелодий. Так, например, в спектаклях, время действия которых первая четверть нашего века, нередко используют так называемое аргентинское танго. Его отличительная черта — медленный темп, четкий акцентированный ритм, скользящий шаг с остановкой. Не надо забывать о многих других танцах, распространенных в то время и могущих помочь воссоздать в спектакле соответствующую атмосферу. Большинство этих танцев американского происхождения — тустеп (два шага), уанстеп (один шаг), мексиканская румба и др. Большой популярностью в 20-е годы пользовался только что появившийся фокстрот, а также кэкуок (быстрый остроритмический танец) и чарльстон.
В наше время некоторые из танцев того времени возрождаются вновь (чарльстон, фокстрот, танго), но видоизмененные, осовремененные в соответствии с характером быта. Так, танго и фокстрот сейчас имеют совсем иной характер, чем в 20-е годы, когда они исполнялись в нэпмановских салонах, кабачках и ресторанах.
В заключение следует сказать несколько слов о маршах. Этот жанр близок танцевальной музыке организацией звуков, ритмическими фигурами. Содержание и назначение маршей различно: торжественные, свадебные, строевые, походные, похоронные, сказочные и т. д.
Как и всякая танцевальная музыка, марши помогают организовать ритм отдельной сцены, внося определенную окраску в действие, эмоционально воздействуя не только на зрителя, но и на самого исполнителя. Каждой эпохе свойственны свои марши, а характерные интонации, особенности оркестровки позволяют определить их национальную принадлежность.
Таким образом, тематическое разнообразие, четко выраженная ритмика, а также временные и национальные различия маршей открывают перед режиссером разнообразные возможности творческого их использования при музыкальном оформлении спектакля. Примеров, иллюстрирующих использование различных маршей в спектаклях с той или иной целью и задачей, каждый может вспомнить достаточно.