Письмо Торгового Представителя РСФСР в Германии Центральному Комитету РКП (б)

9 февраля 1923 г.

Из ряда докладов, -писем и газетных вырезок, которые я получил за последнее время из Берлина, следует, что под •влиянием растущего давления Франции с Запада все более усиливается тяга германского капитала в Россию. Это отмечается прессой различных течений и является уже достоянием широкого общественного мнения. Концессионные переговоры, количество и интенсивность которых непрерывно росли после подписания договоров Уркарта* и Отто Вольфа **, приняли особенно серьезный характер -после занятия Рурской области. Вместе с тем значительно изменился объект этих переговоров. В то время как ранее германские капиталисты интересовались концессиями и смешанными обществами 'более или менее торгового характера, теперь стремление спасти свои капиталы от французов толкает их искать пути длительного вложения капитала в русское производство. Соответственно с этим концессионные предложения производственного характера, поступающие в берлинское Торгпредство после занятия Рурской области, преобладают над предложениями торгового характера.

Чрезвычайно характерной для нового положения является статья злейшего врага Советского правительства, одного из идеологов-шейдеманавцев, быв. статс-секретаря д-ра Августа Мюллера в еженедельнике «Дас Тагебух». Мюллер заявляет, что если до сих пор достигнуты малые результаты в отношении установления большей экономической связи между Германией и Россией, то «объясняется это отнюдь не какими-

* См. т. IV, прим. 30 и т. V, прим, 141. ** См. т. V, прим. 153.


либо особыми трудностями этой проблемы, а просто недальновидностью нем.цев». Из факторов, мешающих экономическим сношениям между обеими странами, Мюллер называет нашу «пропаганду мировой революции», «полное обесценение русской (валюты, тяжелое состояние транспорта, отсутствие жизненных припасов, недостаток в сырье, отсутствие правовых гарантий и своеобразную организацию монополии внешней торговли». Но он сейчас же заявляет, что все эти затруднения не TaiK значительны, чтобы «капитулировать перед ними». Он согласен с тем, что отмена монополии .невозможна, но находит большим недостатком то, что мы «не допускаем германского купца к русскому рынку» непосредственно и не даем ему возможности использовать конъюнктуру, продавая по внутренним русским, а не по низким немецким ценам. Резюмируя теперешние отношения германского капитала к работе .в России, Мюллер заявляет: «Период бездеятельности, выжидания и безрезультатных переговоров, к счастью, уже прошел. Теперешняя пора характеризуется .напряженной активностью германских финансистов и промышленников». Из многих десятков новых концессионных дел, обрабатываемых в берлинском Торговом представительстве, отмечу следующие:

I. Саламандер, крупнейший синдикат предприятий механического произ-водства обуви и кожевенных заводов Центральной Е.вропы, желает образовать с нами смешанное общество для эксплуатации 4 кожевенных заводов и 3 обувных фабрик Вятского треста. Переговоры ведутся Торгпредством совместно с представителями Кожсиидиката и принимают уже конкретный характер.

II. Шраубенверке Нейссе просит концессии на завод «Старр», производящий гвозди и машинный текс для обуви, эвакуированный в 1915 г. из Риги в Екатеринослав. Фирма вошла, по-видимому, в соглашение с бывшими владельцами, готова образовать с нами смешанное общество.

III. Союз химических заводов Германии, в который входят 15 крупнейших предприятий этой промышленности с мировыми именами, подал заявление о желании получить производственную концессию на русские фабрики Феррейн, Келлер, Шерииг, Блюменталь и другие, а также торговую концессию на ввоз своих изделий из Германии. Крупная химическая промышленность в Германии занимала до последнего времени враждебную позицию по отношению к нам. Переговоры с ними наталкиваются поэтому на их большую требовательность. Торгпредство пытается поэтому вступить в переговоры с отдельными членами этого союза, которые проявляют большую умеренность в своих требованиях.

IV. Фарбверке, Форм* Мейстер Люциус, Брюнинг являются крупнейшим участником упомянутого в предыдущем


пункте союза; в конфиденциальных переговорах (т. е. в обход союза) изъявляют желание получить концессию на свою прежнюю фабрику красок в Москве, мотивируют это желанием обрабатывать азиатский рынок из России и заявляют, что наступление французов заставляет их передвигаться ,на Восток. Вероятно, удастся образовать с ними смешанное общество для упомянутой цели.

V. О'ренштейи и Коппель просят концессии на вагоноремонтный или вагоностроительный завод в Москве .или -в провинции, готовы дать кредит для выполнения заказов государства по ремонту вагонов.

VI. Концерн «И'Наг» объединяет большое количество заводов в области производства хирургических, зубоврачебных, электромедици'иских инструментов, аппаратов и санитарных материалов, ведет переговоры о получении торговой концессии по своей специальности и об образовании с Государственным институтом рентгенологии и радиологии в Петрограде смешанного общества для ремонта и производства рентгеновских аппаратов в Петрограде. Предварительный договор с представителем упомянутого института проф. Не-меновым уже подписан в Берлине.

VII. МИАГ, синдикат заводов мельничного оборудования, ведет переговоры о вхождении акционером в наше общество Мельстрой. Предварительный договор подписан в Берлине директорами Мельстроя тт. Коганом и Эрла'нгерО'М.

VIII. Дейче вальд- унд гольцищцустри, крупная специальная фирма в Мюнхене, желает образовать смешанное общество производственного характера с Верхие-Волжским лесным трестом.

IX. Л. н Э. Круокаль, известная старая специальная фирма, желает образовать с нами смешанное общество по производству и вывозу спирта.

X. Рейс и К0, Фридрихсфельде, фирма с мировым именем, интересуется хлопководством в Туркестане и специальной концессией по обработке некоторых побочных продуктов, получаемых в процессе извлечения хлопкового семени, т. н. линтер со в.

XI. Шрейнер-Фербанд (Союз плотничьих предприятий з Баварии) изъявил готовность подписать предварительный договор на лесиую концессию.

XII. Союз фабрикантов дубильных машин предложил образовать смешанное общество для ввоза своих машин в Россию.

XIII. В. Р. Мюллер, Гамбург, желает получить концессию на производство рентгеновских трубок в России.

XIV. Нидера, Роттердам, и Макс Розенбаум, Гамбург, крупнейшие прежние экспортеры хлеба из России — желают-


образовать смешанное общество для вывоза хлеба из России. В деле заинтересованы Дрезденер банк и банк Варбурга.

XV. Карл Шеер, Нейфельд и К0, известные старые экспортеры хлеба из России, делают такое же предложение, как упомянуто в предыдущем пункте.

XVI. Банк фюр 'керамите индустри, Дрезден, объединяющий всю керамическую промышленность Германии, предлагает образование смешанного общества для ввоза в Россию технического фарфора, фарфоровой арматуры и фарфоровых изделий для электротехнической промышленности, материалов для инсталляции домов (ваины, трубы, клозеты, кафлй), санитарного оборудования и пр., предлагает кредит. Предложение представляет интерес для нашего коммунального хозяйства.

XVII. Концерн Шприигер предлагает образование смешанного общества для производства фильмов в России и ввоза материалов; дает кредит в 1 млн. зол. руб.

XVIII. Кюльтранзит, специальная фирма, предлагает концессию на оборудование и эксплуатацию холодильников.

XIX. Арнольд Otto Meep, Гамбург, «крупнейшая фирма по импорту заокеанского сырья в Германию, добивается образования омешаииого общества для ввоза шерсти, хлопка, резины, олова и др. колониальных товаров в Россию, предлагает кредит в 10 млн. зол. руб. Предварительный договор уже подписан в Берлине.

Из негерманских предложений наиболее интересны следующие:

XX. Французское общество Кривой Рог желает получить концессию на свои прежние заводы, рудники и шахты — Гаитке Дебальцево и др.; готовы комбинировать эту концессию с фирмой Шодуар. Требования о возмещении убытков не ставят.

XXI. Бельгийское общество Таганрогского кожевенного завода, объединяющее самых крупных кожевенных промышленников Бельгии, желает получить .концессию на Таганрогский завод.

XXII. Диоси, делегат венгерского правительства, представивший письмо председателя совета министров Бетлеиа, от имени Объединения всей крупной промышленности Венгрии (Манфред Вейс, Гофгер-Шранц, Ганц-Данубиус и др.) желает получить концессию на один нз николаевских судостроительных заводов, Наваль или Руссуд, а также образовать с нами смешанное общество для экспорта и импорта между Венгрией и Россией.

XXIII. Фернеос и Стоквис, крупнейший голландский концерн, желает образовать смешанное общество для экспорта и импорта между Голландией и Россией, предлагает крупный кредит.

ч


XXIV. Фореман желает получить концессию на подрядное бурение в Грозном.

XXV. Гедд и Боретти — французская группа — желает получить »концессию иа нефтеперегонный завод.

XXVI. Отто Д. Шульгоф из Нью-Йорка предлагает учредить смешанное о-во по вывозу наших мехов в Америку с кредитом в 6 млн. зол. руб.; представил рекомендательные письма президента Гардинга, губернатора Нью-Йорка Смита и др., которые, как курьез, прилагаю в фотографических снимках *.

Число концессионных предложений как из Германии, так и из других стран быстро растет с каждым днем.

Заключению договоров с германскими фирмами .мешает катастрофическое падение германской марки, которое затрудняет чрезвычайно всякие расчеты искателей концессий. Все же безусловно замечается стремление прийти к положительным результатам, о чем свидетельствует прежде всего ряд подписанных договоров, а также готовность многих фирм подписать таковые договоры по получении определенных ответов с нашей стороны.

В отношении негерманских фирм, как и прежде, главным препятствием является вопрос о бывших собственниках.

Во 'всяком случае, все приходящие из-за границы отчеты свидетельствуют о том, что попытки контрреволюционных кругов организоиать концессионный бойкот путем образования единого фронта русско-эмигрантского и заграничного капитала против нас терпят определенную неудачу.

С коммунистическим приветом

Б. Стомоняков Москва, 9 февраля 1923 г.

Печат. по арх,

98. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Представительству Чехословакии в РСФСР

10 февраля 1923 г. № ЗВ/269

Народный Комиссариат по Иностранным Делам подтверждает настоящим получение отношения Представительства Чехословацкой Республики № 517/11/23 от 26 января 1923 г.4! и имеет честь довести до сведения Чехословацкого Представительства, что для Народного Комиссариата по Иностранным Делам предложение Министерства Иностранных Дел Чехословацкой Республики об обмене публикациями дипломатических документов является приемлемым в своей второй

* Не публикуются.


части, а именно: получение документов Чехословацкого Министерства] Иностранных] Дел Полномочным Представительством РСФСР в Праге и получение дипломатических документов Народного Комиссариата по Иностранным Делам Представительством Чехословацкой Республики в Москве.

Народный Комиссариат по Иностраины.м Делам просит о вышеизложенном сообщить в Министерство Иностранных Дел Чехословацкой Республики, одновременно* предприняв шаги для получения документов, публикуемых Народным Комиссариатом по Иностранным Делам, в Отделе печати названного Комиссариата.

Печат. по арх.

99. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСРПосольству Польшив РСФСР

14 февраля 1923 г. № 1760 Э1У

Народный Комиссариат по Иностранным Делам с удовлетворением констатирует желание Польского Правительства возобновить переговоры о заключении русско-польокого торгового договора и, со своей стороны, предлагает местом переговоров г. Москву, а временем открытия конференции 26 февраля с. г. *

Печат. по арх.

Эта нота явилась ответом на следующую йоту посольства Польши в РСФСР от 10 февраля 1923 г. № 494:

«Польское Посольство настоящим имеет честь запросить Народный Комиссариат по Иностранным Делам, не считает ли он полезным возобновление « ближайшее время переговоров по заключению польско-российского торгового договора».

100. Нота Представительства РСФСРв Италии Министерству Иностранных Дел Италии42

15 февраля 1923 г. M 479/14

В нотах за №№ 102/3 от 10 января и 340/9 от 2 февраля с. г.43 Представительство обращало внимание Королевского Министерства на недопустимое и явно оскорбительное обращение на итальянской границе с гражданами Советской России н, в частности, с сотрудниками Представительства, которых подвергали личным обыскам, сопровождавшимся

* См. т. IV, прим. 99.


раздеванием донага, и которым одевали наручники, что не применяется к гражданам других стран. Ноты эти остались без ответа. Однако Представительство надеялось, что, по крайней мере, пограничным властям будут даны инструкции, исключающие повторение аналогичных случаев в будущем хотя бы в интересах ограждения едущих в Россию итальянских граждан от применения к ним подобных мер и методов обращения.

Вместо этого 14-го с. м. по прибытии на пограничную станцию Бреннер нашего дипломатического курьера г. Миль-новича, совершающего поездки между Римом и Берлином уже больше года, пограничные власти заявили ему, что так как он русский, то должен выйти из вагона и пойти в комиссариат для досмотра багажа. Ни к кому из других пассажиров это требование предъявлено не было. Ввиду этого г. Мильнович протестовал против применения к нему исключительных .мер и отказался выйти из (вагона для досмотра. После долгого спора и после заявления г. Мильновича, что если его будут заставлять выйти из вагона, то он вернется в Берлин, его оставили в покое и его багаж досматривали в вагоне, как у всех других пассажиров.

Этот прискорбный факт показывает, что пограничные власти либо в силу инструкций, либо самовольно ие ограничиваются применением исключительных мер против сотрудников Представительства, но посягают и на дипломатических курьеров, пользующихся во всех цивилизованных странах общеизвестными привилегиями, вытекающими из их высокоответственных функций. Приведенный факт дает основание к законному серьезному опасению за целостность самой дипломатической почты, поскольку имеют место посягательства со стороны местных чиновников на личный иммунитет дипломатических курьеров. Создается совершенно нетерпимое положение.

Представительство обращает самое серьезное внимание Королевского Министерства на этот факт и надеется, что оно примет энергичные меры, прежде чем произойдут какие-либо непоправимые инциденты.

Печат. по арх.

101. Нота Представительств РСФСР в Чехословакии Министерству Иностранных ДелЧехословакии

16 февраля 1923 г. № 1118

Полномочное и Торговое Представительства РСФСР имеют честь сообщить Министерству Иностранных Дел о нижеследующем:


15 авгу-ста текущего года в Москве открывается Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка ,8, которая продлится до 1 октября текущего года и в которой могут принять участие также иностранные фирмы.

Цель выставки следующая: во-первых, ознакомить посетителей выставки с современным положением русского земледелия и сельскохозяйственной промышленности; во-вторых, дать .возможность посетителям, в особенности из рядов русского крестьянства, ознакомиться с самыми современными способами обработки земли, а также со всеми научными и техническими возможностями, которые в этом отношении были осуществлены ,в последние годы; в-третьих, дать деловому миру представление о природных богатствах России, а также о современных и будущих экспортных возможностях России.

Выставка будет происходить на специальной, устроенной для этой цели территории, в так называемом «Нескучном саду», протяжением в 60 десятин. Эта территория уже выровнена, все излишние постройки, находившиеся на ией, убраиы, и выставочная территория связана с государственными железными дорогами специальной железнодорожной веткой длиной в З'/г километра. Участники выставки будут иметь возможность разместить свои экспонаты либо в специальных павильонах, -которые будут выстроены отдельными государствами, либо в общих павильонах, распределенных по отдельным отраслям.

Выставка распределена на 18 отделов, а именно:

1. Научно-просветительный отдел

2. Земледелие

3. Сельское хозяйство н опытное дело

4. Лесной отдел

5. Отдел животноводства

6. Промысловый отдел

7. Отдел ветеринарии

8. Переработка и хранение продуктов земледелия

9. Переработка и хранение продуктов животноводства н промыслов

10. Отдел кустарной промышленности

11. Отдел кооперации

12. Отдел землеустройства и колонизации44

13. Сельскохозяйственный инженерный отдел

14. Отдел домоводства и быта

15. Отдел труда

16. Торгово-экспортный отдел

17. Государственное планирование сельского и лесного хозяйства

18. Отдел иностранных экспонатов.


Что касается участия иностранных фирм в выставке, то об этом известно следующее: каждый экспонент должен не позднее 3 месяцев до начала выставки подать через посредство соответствующего торгового представительства РСФСР Главному .выставочному комитету заявление о своем желании принять участие в выставке. В заявлении должны быть, между прочим, указаны: род, количество, вес и ценность экспонатов, а также должна быть приложена спецификация выставляемых предметов. Эти экспонаты пользуются в России правом внеочередной перевозки на выставку и обратно, а также 50% скидкой с тарифа, осуществляемой тем 'способом, что за провоз на выставку платится полный тариф, а обратный провоз производится бесплатно. Затем, при доставке экспонатов в Россию не уплачивается никаких таможенных пошлин, и оплата этих предметов пошлиной имеет производиться на выставке только в том случае, если предметы будут там проданы. Каждый экспонент имеет право продать все привезенные им предметы, однако такая продажа должна быть обязательно зарегистрирована в Главном выставочном комитете, который взимает при этом 10% с продажной цены.

Предписания, касающиеся Сельскохозяйственной выставки, обнимают также распоряжения об охране патентов; каждый экспонент, который в течение 6 месяцев со дня открытия выставки заявит свой патент в России, будет пользоваться преимущественным правом по его охране перед всеми позднейшими заявителями того же изобретения. Подробные сведения о Сельскохозяйственной выставке будет выдавать Торговое Представительство РСФСР в Чехословакии.

Прилагая при сем утвержденные Правительством РСФСР правила* участия иностранцев в Сельскохозяйственной выставке, Полномочное н Торговое Представительства обращаются к Министерству Иностранных Дел с просьбой передать от имени Российского Правительства Чехословацкому Министерству торговли и промышленности и Министерству земледелия приглашение принять участие в Всероссийской сельскохозяйственной выставке осенью текущего года в Москве.

Представительства пользуются случаем выразить Министерству Иностранных Дел свое искреннее уважение.

В Праге, 16 февраля 1923 г.

Полномочное Представительство РСФСР

в Чехословакии Торговое Представительство РСФСР

в Чехословакии

Лечат, по арх.

* Не публикуются.


102. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Польши Скшиньскому*

17 февраля 1923 г.

Милостивый государь господин Министр,

Возникшие между Польшей н Литвой новые осложнения45 внушают моему Правительству серьезную тревогу. Всякая угроза всеобщему миру глубоко затрагивает интересы Советской Республики, стремящейся неуклонно к сохранению мира и к развитию дружественных отношений со -всеми государствами.

В еще большей степени всякое нарушение мира в Восточной Европе может отразиться на международном положении Советской Республики и вызвать нежелательные для нее последствия. В частности, спорные территориальные -вопросы между Польшей и Литвой в силу ст. IIIРижского договора ** должны быть разрешаемы исключительно между Польшей и Литвой, вследствие чего привлечение третьей стороны к разрешению этих споров противоречит Рижскому договору.

Это обстоятельство принимает еще более серьезный характер тогда, когда такой третьей стороной является так называемая Лига наций, союз некоторых государств, ие признаваемый Советскими Республиками и находящийся под руководящим влиянием правительств, не отказавшихся до сих пор от совершения по отношению к Советским Республикам недружелюбных действий.

В силу указанной статьи Рижского договора решения каких бы то ни было территориальных вопросов между Польшей и Литвой вступают в силу лишь в случае согласия на них обоих этих Правительств. Между прочим, установление какой-либо новой демаркационной линии между Польшей и Литвой и какой-либо демаркационной линии между ними на территории нейтральной зоны допустимо лишь при обоюдном согласии Польши и Литвы.

Пренебрежение этим принципом со стороны одного из названных Правительств принуждает мое Правительство отнестись к нему с тем большим вниманием, что в результате такового .возникает опасность для сохранения мира, в котором Советская Республика непосредственно заинтересована.

Мое Правительство надеется, что Польское и Литовское Правительства найдут возможным разрешить возникший

* Передана через полномочное представительство РСФСР в Польше при сопроводительном письме № 157 от 17 февраля 1923 г. Аналогичная нота была направлена председателю совета министров и министру иностранных дел Литвы Гальванаускасу через полномочное представительство РСФСР в Литве при сопроводительном письме № 365 от 18 февраля 1923 г.

** См. т. III, Док. № 350.


спор полюбовно, и считает, что его собственное международное положение связано с тем или другим исходом этого вопроса. Оно поэтому было бы готово содействовать указанной цели в той мере, в какой обе стороны нашли бы, что какие-либо шаги с его стороны отдельно или совместно с другими беспристрастными правительствами могут способствовать сохранению мира и улажению возникшего конфликта.

Примите, господин Министр, уверение в совершенном моем уважении.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. 'Известия» M 38 (1775), 20 февраля 1923 г.

На эту ноту Скшиньский ответил полномочному представителю РСФСР в Польше нотой от 24 февраля 1923 г., -в которой говорилось:

«В ответ на Вашу ноту от 17-го с. м., к которой Вы прилагаете адресованную мне копию письма г. Народного Комиссара Иностранных Дел, имею честь сообщить следующее:

Все стремления Польского Правительства постоявдш ъъ неизменно направлены на поддержание и упрочение всеобщего мира, о чем Польское Правительство неоднократно заявляло. Проникнутое этим главным требованием, отвечающим общечеловеческим интересам, Польское Правительство, стремящееся к полюбовному разрешению спорных вопросов, внимательно следило в 'последнее время за различными фазами Лозаннской конференции и спокойно и хладнокровно наблюдало за покушением Литвы на Мемель, которое оно осуждало.

Поэтому забота г. Народного Комиссара Иностранных Дел о сохранении мира и избежании общих потрясений находит в Польше полное понимание и искренний отклик.

Не могу не выразить некоторого удивления .по поводу содержащихся в ноте г. Народного Комиссара высказываний относительно Лиги наций, в которую входит Польша, тем более что Российское Правительство и его Народный Комиссар принимали в Варшаве и Женеве участие в работах Лиги и могли ознакомиться с мирными тенденциями и идеями этого союза государств, доказательства которых, впрочем и ве оспариваемых, Россия получила благодаря гуманной деятельности Верховного комиссара Лиги Нансена, оказывающего на территории Советских Республик помощь голодающим.

Что касается точки зрения Российского Правительства относительно толкования ст. Ill Рижского договора, считаю необходимым указать, что оно не соответствует ни содержанию, ни духу этой статьи. При этом необходимо отметить, что с подобным толкованием со стороны РСФСР, на которую в этом смысле безусловно пыталось влиять литовское правительство, сознательно стремящееся к нарушению столь желанных хороших взаимоотношений между Польшей и Россией, Польское Правительство уже неоднократно сталкивалось, начиная с 1921 г.

В связи с таким толкованием Польское Правительство всякий раз имело возможность констатировать полную неосновательность указанного толкования. На самом деле ст. III Рижского договора имела целью действительно и принципиально установить абсолютную незаинтересованность России в вопросе о территориях, расположенных западнее границы, означенной в ст. II указанного договора. Никакое толкование не может поэтому привести к пониманию ст. III в совершенно противоположном смысле и из установленной в ней незаинтересованности Российского Правительства сделать прямо противоположное обоснование для какого бы то ни было вмешательства со стороны этого Правительства,


Польское Правительство не может усмотреть какого-либо основания Для вмешательства Правительства РСФСР в польско-литовский вопрос и одиовремеиио заявляет, в чем литовское правительство, кажется, также одного с нами мнения, что члены Лиги могут при возникновении подобных споров пользоваться соответствующими постановлениями устава Лиги наций. Польское Правительство выражает Правительству РСФСР благодарность за предложение содействовать полюбовному разрешению польско-литовского спора, которым оно не может воспользоваться, гае видя возможности его применения».

Гальванауокас ответил на ноту Г. В. Чичерина нотой от 2 марта 1923 г., адресованной полномочному представителю РСФСР в Литве, в которой говорилось:

«Имею честь просить Вас довести до сведения вашего Правительства следующий ответ Литовского Правительства .да ноту г. Чичерина, Народного Комиссара Иностранных Дел Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которую Вы соблаговолили мне направить 18 февраля с. г.:

Литовское Правительство вполне оценило стремление к поддержанию всеобщего мира, которым продиктована нота Правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, переданная его Представителем в Ковно 18 февраля с. г. Литва, искренне желающая избежать всякого вооруженного конфликта с соседней Польшей, поскольку это не будет противоречить ее жизненным интересам и национальной чести, должна принять с благодарностью всякое усилие, направленное к тому, чтобы удержать ее на мирном пути.

К несчастью, Правительства Литвы и Польши не пришли к установлению своих общих границ путем прямых переговоров, предусмотренных ст. III Рижского договора, заключенного между Советской Россией и Польшей. В настоящее время Литва и Польша как члены Лиги наций согласно Уставу Лиги должны были передать свое спорное дело в Совет [Лиги наций] иши же на арбитраж или решение Постоянной палаты международного правосудия. Но так как путь к соглашению, указанный Советом, оказался неудачным ввиду невозможности ни для одной из сторон принять предложенное решение, Литва получила полную свободу действий в разрешении виленского территориального вопроса. Вследствие этого и принимая во внимание неизменное желание Литовского Правительства прийти к мирному разрешению конфликта с Польским Правительством, Литовское Правительство могло бы принять всякое посредничество, исходящее со стороны незаинтересованного правительства.

Что же касается спорного вопроса о нейтральной зоне на спорной ви-ленской территории, то Совет Лиги наций счел себя вправе решением от 3 февраля с. г. установить, несмотря на протесты представителя Литвы, разделение управления этой воной между властями Литвы и Польши. Литовское Правительство оспаривает право Совета разрешать спорные вопросы, не вносимые специально с этой целью сторонами; оно также оспаривает правильность мнения Совета, объявляющего свои решения, принятые единогласно, обязательными для той самой стороны, которая отказывается принять .их; вследствие этого Литовское Правительство просило Совет запросить консультативное заключение Постоянной палаты международного правосудия по этим двум пунктам.

Если усилия Правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики могли бы привести к предложению посредничества со стороны державы, действительно гаезаинтересованной в виленском вопросе, то Литовское Правительство, со своей стороны, рассмотрело бы подобное предложение в духе того миролюбия, которое оно не раз доказало со времени возникновения конфликта с Польшей»*