Жанры скульптуры
Подобно другим видам изобразительного искусства скульптура в зависимости от своего предназначения и предмета изображения дифференцируется по жанрам. Деление это достаточно условно. Так, городской монумент может представлять собой отдельно стоящую фигуру портретного или аллегорического характера, конный памятник, скульптурную группу. В монументе или надгробии часто сочетаются круглая портретная скульптура, поясняющий ее значение исторический рельеф, декоративная геральдическая композиция, аллегорические фигуры. Памятники городские и надгробные в большинстве своем являются полиструктурными жанрами.
В монументально-декоративной сфере жанровые возможности не менее широки. Но, пожалуй, только станковая скульптура способна во всей полноте отобразить основные родовые образные элементы, хотя некоторые из них могут быть воплощены лишь посредством аллегории или ассоциативных связей.
В христианской религии первые упоминания о скульптуре мы встречаем в Библии. Уже там четко разграничиваются понятия «священное изображение» и «идол». Священными изображениями ангелов был украшен Ковчег Завета, функцию защиты нес созданный Моисеем змий, как прообраз распятия Иисуса Христа. «Идола» — Златого тельца изваяли себе иудеи взамен истинного Бога.
При всей относительности границ, в монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуре по аналогии с живописью, обладающей более четко разработанной системой жанровой дифференциации, на различных этапах стилистической эволюции, могут быть выявлены следующие жанры:
- исторический (включающий мифологические и библейские темы),
- батальный,
- аллегорический,
- бытовой,
- портретный (с его многочисленными типологическими вариантами),
- анималистический.
Кроме того, в произведениях скульптуры порой присутствуют элементы пейзажа и натюрморта.
Одним из наиболее распространенных жанров скульптуры является портрет. Истоки его формирования связаны с заупокойным культом, но на протяжении более чем тысячелетнего развития он обрел полифункциональность, воплощаясь в многочисленных типологических вариантах.
Классификация скульптурного портрета весьма сложна. Это не только голова, бюст, погрудное изображение или фигура. Портрет может быть натурным, героизированным, обобщенным, историческим, антикизированным, мифологическим и т. д.
Портрет может существовать в форме круглой скульптуры или в рельефе, обусловливающем преобладание его мемориальной функции. Помимо выполнения самостоятельной роли, скульптурный портрет часто присутствует в надгробии, историческом рельефе, городском монументе, а иногда изменяет функциональные акценты.
Исторический жанр наиболее полно выражается в формах рельефа. Этот способ воспроизведения позволяет изображать многофигурные сцены, передавать элементы природной и городской среды или интерьера, в которых представлены герои. Особенно широки в этом отношении возможности живописного, или перспективного рельефа.
Мифологические и исторические сюжеты могут воплощаться и в круглой скульптуре. Примеры тому известны со времен античности. Знаменитая группа «Лаокоон», изображающая гибель троянского жреца и его сыновей, воспетая Лессингом, обрела значение символа.
Батальный жанр, с присущей ему динамикой, на первый взгляд, кажется, должен бы быть чуждым скульптуре, но примеры его мы встречаем еще за 2500 лет до н, э. Это стела, прославляющая лагашского царя Эанатума, победившего вавилонян. Батальный жанр нашел отражение и в памятниках античности, среди которых в первую очередь должен быть назван Пергамский алтарь, посвященный битве Богов и Титанов.
Особую актуальность обретает этот жанр в петровскую эпоху, одним из наиболее значительных памятников которой стала модель триумфального столпа, украшенного, подобно колонне Траяна (II в. н. э.), циклом рельефов, где баталия занимает главенствующее место.
Аллегория — один из древнейших жанров скульптуры. Посредством аллегории осуществлялась персонификация понятий, при этом весьма значительная роль в аллегорических изображениях принадлежала атрибутам, благодаря которым она в первую очередь узнавалась. Аллегорические изображения представлены практически во всех разновидностях скульптуры. Они включаются в композиции монументов, а иногда и составляют их основу; широко используются в мемориальных ансамблях, надгробиях, в системе декора фасадов и интерьеров дворцовых и культовых сооружений различных эпох.
Бытовой жанр может существовать только в станковых формах скульптуры, ибо чужд монументальному искусству с присущим ему пафосом гражданственности. Этот жанр требует развитой повествовательности изображения, а потому для своего воплощения вынуждает авторов обращаться к использованию многочисленных деталей и атрибутов или к введению в композицию нескольких фигур.
Первые примеры бытового жанра в скульптуре мы находим в искусстве Древнего Египта. Это фигурки слуг, предназначенные согласно ритуалу погребения для гробниц фараонов.
Уникальное в своем роде явление представляют рельефы триумфальной колонны императора Траяна, упоминавшейся в связи с развитием батального жанра.
Анималистический жанр, связанный в своих истоках с древнейшими религиозными культами Египта, Ассирии, Вавилона, Индии, Китая, в Новое время получил в скульптуре достаточно ограниченное распространение. Это, главным образом, скульптура малых форм или органически включающиеся в природную среду произведения декоративного плана. Блестящим мастером анималистического жанра был Клодт, прославившийся своими изображениями коней. На пьедестале его памятника И.А. Крылову, столь любимого детьми, воспроизведены звери всех пород с почти натуралистической точностью.