Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о внешней торговле

13 марта 1922 г.

I. Внешняя торговля РСФСР является государственной монополией.

Государственная монополия внешней торговли осуществляется Народным Комиссариатом Внешней Торговли на следующих основаниях:

А. В отношении экспорта:

1. Народный Комиссариат Внешней Торговли реализует на заграничных рынках переданные ему государственными органами или заготовленные им самим экспортные товары с отнесением вырученной валюты в общегосударственный валютный фонд.

2. Народный Комиссариат Внешней Торговли реализует на заграничных рынках на комиссионных началах переданные ему государственными органами и предприятиями и их объединениями, а также Губернскими Исполнительными Комитетами и всероссийскими кооперативными объединениями, принадлежащие этим организациям экспортные товары с использованием вырученной валюты для заграничных закупок по заданиям этих органов и предприятий.

Народный Комиссариат Внешней Торговли вступает по этим операциям с вышеуказанными учреждениями в определенные договорные отношения.

3. Народному Комиссариату Внешней Торговли предоставляется право давать разрешение вышеуказанным учреждениям на совершение непосредственных сделок на заграничном рынке с предоставлением договоров и соглашений на предварительное утверждение Народного Комиссариата Внешней Торговли или его уполномоченных.

4. Всероссийскому Центральному Союзу Потребительских Обществ предоставляется право реализовать свои экспорт-

* См. док. № 79.


иые товары путем непосредственных сделок с заграничными кооперативными объединениями, согласуя эту работу с Народным Комиссариатом Внешней Торговли и под его общим контролем.

Б. В отношении импорта:

1. Заявки Народных Комиссариатов и Главков за счет государственного плана выполняются с участием компетентных специалистов, командируемых в заграничные представитель-ri ва Народного Комиссариата Внешней Торговли этими Народными Комиссариатами и Главками, по соответственным щраслям заявок, с предоставлением нм всей технической инициативы.

2. Закупка же для государственных организаций и предприятий на комиссионных началах (согласно п. 2 раздела А) производится в более важных случаях предоставлением права непосредственного участия представителей указанных там учреждений.

3. Народному Комиссариату Внешней Торговли предоставляется право давать разрешение вышеуказанным учреждениям на непосредственное производство закупочных операций ил внешнем рынке при условии представления соответствующих договоров и соглашений на предварительное утверждение Народного Комиссариата Внешней Торговли.

4. Такой же порядок устанавливается в отношении Всероссийского Центрального Союза Потребительских Общееiв и других кооперативных всероссийских объединений, причем всероссийскому Центральному Союзу Потребительских Обществ вместе с тем предоставляется право осуществлять своя ьнешиие торговые операции путем непосредственных операций с заграничными обществами кооперативных оптовых закупок и союзными потребительскими обществами*.

Для этой цели Всероссийскому Центральному Союзу По-Iрсбительских Обществ предоставляется право иметь специальные представительства за границей, работающие согласо-u;i[iho с Народным Комиссариатом Внешней Торговли и под по общим руководством.

II. Народный Комиссариат Внешней Торговли организует с у1верждения Совета Труда и Обороны специальные уставные акционерные предприятия — русские, иностранные и ком-|нитрованные, имеющие целью привлечение иностранного к,Iпитала для заготовки экспортных товаров внутри страны, iiiwia их за границей и для ввоза в страну предметов, иеоб-чпднмых для восстановления народного хозяйства и внутренние товарообмена. Предприятия учреждаются как для про-ишодства торговли вообще, так и специально для производства

* В тексте слова; обществами кооперативных оптовых закупок и союзными потребительскими обществами — заключены в кавычки.


отдельных операций или по отдельным отраслям торговли и Лля производства своих операций могут пользоваться как внутри страны, так и за границей существующими органами Народного Комиссариата Внешней Торговли или создавать свои собственные аппараты, а также могут организовать и эксплуатировать производственные предприятия для выработки экспортных товаров. Подобные акционерные общества могут быть учреждаемы и другими хозяйственными государственными органами, равным образом по предварительном утверждении Советом Труда и Обороны и действуют под контролем Народного Комиссариата Внешней Торговли43. При обсуждении в Совете Труда и Обороны вопросов об утверждении таких обществ и смешанных компаний обязательно привлекается Народный Комиссариат Внешней Торговли.

III. Все ввозимые из-за границы и вывозимые туда товары подлежат обложению таможенной пошлиной.

IV. Таможенные пошлины на ввоз и вывоз устанавливаются Советом Народных Комиссаров и не могут изменяться концессионными договорами. Изменения возможны только по заключении торговых Договоров с отдельными странами.

Председатель Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М. Калинин

Секретарь Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А. Енукидзе

Печат. по «Собранию узаконений. .» Jtë 24, 18 апреля 1922 г., стр. 399—400,

84. Нота делегации Дальневосточной Республики на ДаЙреи-ской конференции делегации Японии

14 марта 1922 г,

В ответ на словесную ноту * Японской делегации от 10 марта44 делегация Правительства ДВР имеет честь сообщить следующее.

Делегация Правительства ДВР не считает убедительными аргументы Японской делегации, что создавшееся фактическое положение Вынудило Японское Правительство «снестись с фактической властью в Приморье». Делегация ДВР заблаговременно указывала на необходимость урегулирования рыбо-

* Имеется в виду вербальная нота.


ловного вопроса вообще и, в частности, на предстоящий рыболовный сезон. С этой целью делегация ДВР неоднократно предлагала открыть комиссию по рыболовному вопросу. К участию в этой комиссии делегация ДВР, как было услов-лено между сторонами, предлагала привлечь представителя РСФСР, уже в течение трех месяцев ожидающего открытия работ рыболовной комиссии. Однако Японская делегация до сих пор, по чисто формальным соображениям, отклоняла это предложение.

Делегация ДВР считает необходимым вновь отметить, что принятое Японским Правительством решение не разрешает надлежащим образом рыболовного вопроса и на текущий сезон. Именуемая в ноте «владивостокская власть» является всего лишь кучкой захватчиков, разграбляющих имущество русского народа, а отнюдь не законной властью, могущей передавать третьим лицам какие-либо права на территориях ДВР и РСФСР. Само собой разумеется, что никакие сделки, заключенные этой «властью», не имеют юридической силы и не гарантируют интересов японских рыбопромышленников и потому не будут признаны законными и обязательными для ДВР и РСФСР, а равно сделанные рыбопромышленниками взносы не будут считаться уплаченными надлежащему распорядителю водными богатствами русского побережья.

return false">ссылка скрыта

Делегация ДВР с удивлением нз ноты Японской делегации узнала о выдаче какими-то «русскими консульскими учреждениями» навигационных свидетельств. Делегация ДВР заявляет, что никаких правомочных консульских учреждений ДВР и РСФСР на территории Японии не существует и чго лица, ныне действующие там под именем русских консулов, рассматриваются этими Правительствами как самозванцы, J всякие выдаваемые ими свидетельства как юридически ничтожные документы. А потому такие свидетельства не больше имеют силы, чем сделки с меркуловской властью.

Делегация ДВР вполне понимает, что рыбопромышленники Японии попадут в очень затруднительное положение, но она слагает с себя всякую ответственность, ибо сделала со гпоей стороны все возможное, чтобы предотвратить такое за-I руднительное положение. Однако в интересах рыбопромышленников и населения Японии, нуждающегося в рыбных продуктах, добытых в русских водах, необходимо найти выход in создавшегося положения. С этой целью делегация ДВР i те раз предлагает немедленный созыв рыболовной комиссии с участием представителя РСФСР как для урегулирования рыболовного вопроса и охраны обоюдных интересов на рыбных промыслах в текущем году, так н для пересмотра по-к'рившей силу за истечением срока рыболовной конвенции 1'Ю7 г.

//< чит. по арх.


85. Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии*

15 марта 1922 г. Л« 415

Российское Правительство с чувством глубокого удовлетворения приняло созыв конференции в Генуе, усматривая в этом факте доказательство, что великие державы поняли, наконец, до какой степени политическая и экономическая блокада России не только бесполезна, но и вредна, и что они убедились в необходимости восстановления нормальных сношений с ней для того, чтобы укрепить всеобщий мир и создать прочную базу для экономического роста всех государств. В созыве конференции при участии России общественное мнение Европы и Америки усматривало окончательный отказ от той политики бойкота, которая пыталась изолировать и отрезать от остального мира страну, занимающую пространство, равное одной шестой всего земного шара, имеющую около 150 миллионов жителей и обладающую неоценимыми естественными богатствами, — политики, которая привела лишь к сугубому всемирному разорению и к усилению бедствий, распространившихся па все страны и народы. На эту попытку объединить все европейские правительства, в том числе Российское, в общем труде для экономического возрождения смотрели как па начало будущего сотрудничества, налагаемого на все страны необходимостью восстановить их разрушенное хозяйство. Российское Правительство, не скрывая от себя коренных различий, существующих между политическим и экономическим режимом Советских Республик и режимом буржуазных государств, считало тем не менее безусловно возможным соглашение, имеющее целью плодотворное сотрудничество тех и других на экономической почве. Но, вполне соглашаясь с известной частью общественного мнения в Европе, оно считает, что конференция в Генуе должна радикально отличаться от прежних европейских конференций, что на ней не должно быть никакой разницы между победителями и побежденными, между великими и малыми державами, между советскими и буржуазными правительствами и что, напротив, все участники па равных правах должны договориться на этой конференции, с тем чтобы положить свой коллективный труд на всемирное экономическое возрождение.

* Передана по телеграфу 16 марта 1922 г. на имя министра иностранных дел Великобритании Керзона, председателя совета министров и министра иностранных дел Франции Пуанкаре, министра иностранных дел Италии Шапцера. Кроме того, копии ноты были направлены Керзону заместителем официального представителя РСФСР в Великобритании Я. Л. Берзнным 16 марта 1922 г. и министерству иностранных дел Италии представительством РСФСР в Италии 18 марта 1922 г.


К своему глубокому сожалению. Российское Правительство констатирует, что ливедение великих держав перед конференцией заставляет опасаться, что часть приглашенных окажется поставленной перед заранее приняшми и сформулированными решениями известной группы правит ельст в. Вместо свободного обмена мнений России угрожает новая форма бойкота. Вся западная пресса полна сообщении о переговорах, ведущихся между правительствами Большой и Малой Антанты и имеющих целью да1ь им возможность явиться на конференцию с готовыми решениями опюситсльчо России. При таких условиях конференции оставалось бы только зарегистрировать заранее определенную волю известного блока правительств. Такая так[ика, принятая Большой и Малой Антантой, фактически приводит к тому, что делает невозможной конференцию в ее первоначальной форме. Если правда, как о том заявляет пресса, что этот блок правительств имеет намерение представить проекты, несовместимые с суверенными правами Российского Правительства и с независимостью Русского государства, то в таком случае придется констатировать, что изъятие принципа равенства и свободного обмена мнениями между всеми участниками конференции неизбежным своим последствием будет иметь ее неудачу.

В то же время Российское Правительство не может не заметить, что часть западной прессы, очевидно инспирированная официальными кругами, вновь начала и с крайним оже-еючением ведет кампанию лжи и клеветы против Сове1Ских Республик. Ежедневно в этой прессе повторякмея лживые у1верждения, будто Советское Правительство неискренне в своем намерении войти в сношения с иностранными государствами н будто конференция предназначена лишь служить советским делегатам простой трибуной для коммунистической пропаганды. Эта пресса оглашает ложные документы, имеющие целью доказав, что Российское Правительство отпускает громадные кредиты золотом на деморализацию союзных армий и что новая внутренняя политика Российского Правитель* ства — не более как комедия, разыгранная для того, чтобы цвести в соблазн иностранный капитал. Оглашаются за-иедомо лживые слухи о внутреннем состоянии России и о мнимых восстаниях в таких-то и таких-то областях, фактические иыдумки, преследующие очевидную цель распространить идею близкого падения Советской власти, якобы ввиду своего бессилия лишенной возможности отвергнуть условия, каковы бы пни ни были, которые великие державы пожелают диктовать i'H в Генуе. Кроме того, Российское Правительство имее! в р\ках неопровержимые доказательства формирования враждебных банд на территориях соседних государств. Против Советской России заключаю ich новые военные союзы, и при


таких условиях сама конференция может стать отправной точкой новой военной интервенции, открытой или замаскированной, на русской территории.

Клеветническая кампания, которую ведет значительная часть западной прессы с явным намерением добиться неудачи Генуэзской конференции, вынуждает Российское Правительство обратить внимание западных правительств на необходимость положить конец лжи, распространяемой в настоящее время относительно Советской России. Образ действий Российского Правительства па конференции в Генуе будет определен его намерением направить все свои усилия на экономическое восстановление России и на участие России в экономическом восстановлении всего мира. Ввиду ложных сведений, распространяемых враждебной прессой различных стран относительно положения Российской Республики и внутренней политики ее Правительства, последнее считает нужным заявить, что главным фактором этой политики является желание создать в России благоприятные условия для развития частной инициативы в области промышленности, земледелия, транспорта и торговли. Укрепление его власти, поражение внешнего врага и внутренней контрреволюции позволили Советскому Правительству расширить права, данные отдельным лицам в отношении собственности и хозяйственной деятельности, путем значительного сокращения прав, раньше предоставленных административным органам в период войны. Ряд декретов и законодательных постановлений дает гарантию свободы труда и передвижения и неприкосновенности частной переписки. Все преступления, не только уголовные, но и политические, разбираются обыкновенными судами.

Чрезвычайное судопроизводство и чрезвычайные комиссии, необходимость которых раньше вызвана была борьбой за существование Советской власти, отменены. Интересы иностранцев и их права на собственность в России в достаточной мере гарантированы действующим ныне советским законодательством. Специальным законом предусмотрены нужные юридические гарантии в пользу концессионеров. Отчуждение в пользу государства может быть произведено только по причинам, одинаковым с теми, на которые указано во всех гражданских уложениях, и при возмещении за реквизированную собственность в месячный срок по средней рыночной цене. Специальными декретами гарантируется свобода внутренней частной торговли при сохранении за государством монополии внешней торговли, причем даже на этом поприще, в силу специальных договоров, разрешается участие частного капитала. Декрет, ограничивающий количество ценностей и звонкой монеты, принадлежащих отдельному гражданину, отменен. Декретом гарантируется право собственности и свободное обращение ценных металлов и золотой монеты, Учрежде-


ние акционерных торговых или кредитных обществ также подчинено правилам, согласным с принципами, принятыми новыми гражданскими уложениями. Вопрос о векселях урегулирован согласно Гаагской конвенции от 23 июля 1912 г. Совет Народных Комиссаров одобрил и представил на утверждение Центрального Исполнительного Комитета гражданское уложение, которым приводятся в систему различные декреты и решения, относящиеся к русским и иностранным гражданам, а также декрет о гласных обвинителях и о защитниках, дающий возможность контроля над точным применением закона. Российское Правительство намерено рядом меморандумов довести до сведения иностранных правительств попые юридические постановления России и ее виды на экономический рост. Надо заметить, что вышеуказанные юридические и экономические меры распространяются и на другие Советские Республики, связанные сРоссией узами тесного поенного и экономического союза.

Советские Правительства пойдут на конференцию в Геную с твердым намерением вступить в экономическое сотрудничество со всеми государствами, взаимно гарантирующими друг другу неприкосновенность их внутренней политической и экономической организации согласно 1-му параграфу каннских \словий*. Российское Правительство со своей стороны вправе надеяться, что все участники конференции будут поставлены и условия, гарантирующие их свободное участие в разрешении проблем, поставленных в порядок дня.

Народный Комиссар Иностранных Дел

Чичерин

IU чат по арх. Опубл. в сбор». «Мате-риалы Генуэзской конференции...», М.. /4J2, стр. 38—41.

86. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах Польши в РСФСР Стефаискому

15 марта 1922 г. M 84(895

Милостивый государь господин Поверенный в Делах, Подтверждая получение приглашения Польского Прави-юльства на созываемую в Варшаве международную конференцию по борьбе с эпидемиями, переданного Российскому Правительству Вашей нотой от 4 марта сего года за № 678, честь имею, сообщить, что Российское Правительство го-кшо принять участие в означенной конференции с целью • •осуждения необходимых санитарных мероприятий против

* См, стр. 58,


распространившихся в настоящее время в Европе массовых заболеваний.

Одновременно я считаю своим долгом заявить, что Российское Правительство согласно на совместное обсуждение вопросов, поставленных в программу занятий названной международной конференции, наравне с прочими приглашенными государствами, независимо от их вхождения в так называемую Лигу наций, представляющую собой организацию государств, непризнанную Советским Правительством России, поскольку представители этих государств будут в ней участвовать по полномочиям своих Правительств, а не указанной Лиги наций 4Б.

Примите, господин Поверенный в Делах, уверения в моем искрением к Вам уважении.

Г. Чичерин

Печат. no apv.

В упоминаемой ноте Стефанского от 4 марта 1922 г. говорилось: «Принимая по внимание важность санитарного состояния и опасность эпидемий во всей Европе, Польское Правительство обратилось к Совету Лиги наций с предложением созвать конференцию по вопросам санитарных мероприятий на условиях, предусмотренных последним заседанием специальных конференций, организованных по инициативе Лиги наций.

Совет Лиги нации одобрил это предложение и принял следующий порядок дня:

1 Состояние эпидемий s Восточной Европе.

2 Необходимые для заинтересованных стран меры борьбы с эпидемиями,

3. Подробный план санитарных мероприятий в России и на Украине и в пограничных с ними странах; также необходимые средства для выполнения названных мероприятий

Совет Лиги наций предоставит свою помощь в деле организации этой конференции.

Ввиду серьезности положения Польское Правительство вместе с Советом Лиги наций назначило конференцию в Варшаве на 20 марта. Польское Правительство, надеясь, что работы конференции принесут должную санитарную помощь как России, так и другим пострадавшим в этом отношении странам, имеет честь просить Правительство Российской Социалистической федеративной Советской Республики послать своих представителей на конференцию и сообщить в ближайший срок имена деле1атов».

87. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Советнику Представительства РСФСР в Германии Е. Б. Пашуканису ^

17 марта 1922 г. M 01231

Уважаемый товарищ,

Принципиальных возражений против вступления в сношения с венгерским правительством не имеется. Мы не различаем буржуазных правительств по степени их реакционности.

Юб


Надо требовать взаимного признания де-юре, указывая на сомнительную легитимацию Хорти, но можно также пойти на соглашение по типу норвежского или шведского47. Необходимо настаивать на включении в декларативную часть пункта о взаимном нейтралитете и об отказе со стороны Венгрии от поддержки в какой бы то ни было форме русских контрреволюционных организаций.

[М. Литвинов]

Псчат по арх.

88. Меморандум о юридических мероприятиях Правительства РСФСР*

Не позднее 18 марта 1922 г.

Исходя из намерения восстановить производительные силы страны, разрушенные долгими годами беспрерывной войны на внешних и внутренних фронтах. Правительство РСФСР, лишь только ему представилась возможность наладить свою экономическую жизнь в более мирных условиях, т. е. начиная с 1921 г., приняло в области имущественных и личных нрав граждан ряд мер, направленных к обеспечению частной инициативы и профессиональной деятельности.

В области личных прав Правительство РСФСР отменило постановления, запрещающие рабочим и служащим покидать государственные предприятия и учреждения, в которых оии работают (Собрание узаконений, 1921 г., статья 188), равно как и периодические трудовые мобилизации (Собр. узак.,

1921 г., ст.ст. 545 н 607) ; оно провозгласило свободу для каждого избирать себе занятия (Собр. узак., 1921 г., ст. 323) и передвигаться без особого разрешения (Собр. узак., 1921 г,, ст. 332, § 3). Правительство обеспечило прочнее прежнего право граждан пользоваться своим жилищем, отменив существовавшее до этого неограниченное право жилищных отделов и других административных органов на выселение и переселение граждан (Собр. узак., 1920 г., ст. 227 и 1921 г., ст. 411). Особое постановление Совета Народных Комиссаров утверждает принцип тайны почтово-телеграфной переписки, точно \ казывая в законе способ, которым эта переписка может просматриваться и конфисковываться в случае розыска по уго-

ювным делам (Собр. узак., 1921 г., ст. 95).

Защита личных прав нашла свое наиболее полное выражение в постановлении, изданном Центральным Исполни-

* В дополнение к ноте от 15 марта 1922 г (см. док № 85) правитель-i то РСФСР в разное время — до 1 апреля 1922 г. направило настоящий меморандум правительствам Великобритании, Италии, Франции, Польши и других стран.


тельным Комитетом во исполнение резолюции IX Всероссийского Съезда [Советов], относительно отмены чрезвычайного порядка и реорганизации Чрезвычайных комиссий48. Вот его содержание:

7) В случае необходимости принять репрессивные меры по отношению к лицам, замешанным в контрреволюционных делах, бандитизме, шпионаже, кражах на железных дорогах И речных путях, контрабанде и неразрешенном переходе через границы, политическое управление и политические отделы, так же как и нх уездные уполномоченные вправе производить обыски, конфискации и аресты в следующих условиях:

а) По отношению к лицам, взятым на месте преступления, аресты, обыски нлн конфискации могут производиться агентами политического управления н политотделов без особого постановления или приказа этих органов с последующим одобрением председателем политуправления или соответственными политотделами в течение 48 часов. Во всех других случаях аресты, обыски или конфискации могут производиться только по особому постановлению политуправления или политотделов и по особому приказу за подписью их председателя. Форма, в какой отдаются эти приказы, определяется циркуляром, выработанным политуправлением и одобренным Комиссариатом Юстиции.

б) В течение двух недель со времени своего ареста каждое арестованное лицо должно получить сообщение о мотивах ареста.

в) По истечении двух месяцев после ареста политическое управление освобождает задержанного либо испрашивает у Президиума Центрального Исполнительного Комитета разрешение на более продолжительную изоляцию его, если это тре^-буется особыми обстоятельствами, причем срок продления устанавливается Президиумом Центрального Исполнительного Комитета, либо же дело передается в трибунал с передачей в его распоряжение и арестованного.

8) Все уголовные дела по спекуляции, преступлениям по службе и т. д., находившиеся до опубликования настоящего декрета в ведении Чрезвычайных комиссий, будут в течение двух недель передаваться в революционные трибуналы и народные суды, смотря по обстоятельствам, и впредь все дела по преступлениям против советского строя или по нарушению законов РСФСР будут разрешаться исключительно в судебном порядке в революционных трибуналах или народных судах по принадлежности.

9) Общий надзор за выполнением статей 7 и 8 настоящего постановления возлагается на Народный Комиссариат Юстиции.

Обеспечению личных прав граждан будет равным образом содействовать уголовный кодекс, ныне представленный на рас-


смотрение Совета Народных Комиссаров и устанавливающий ючиые границы деяний, наказуемых на территории РСФСР, и частности квалификацию различных государственных преступлений и правонарушений. В отношении иностранцев кодекс устанавливает следующий принцип: «Действие уголовного кодекса РСФСР распространяется на все преступления, совершенные на территории РСФСР собственными ли ее гражданами или же иностранцами, если только эти последние, в силу своего дипломатического звания, не пользуются правом экстерриториальности (Собр. узак., 1921 г., ст. 303*)». С той же целью Комиссариатом Юстиции был выработан устав уголовного судопроизводства, представленный ныне на утверждение Совета Народных Комиссаров.

1. В области имущественных прав Правительство РСФСР, сохраняя непоколебимым принцип национализации земли, разрешило отчуждение, на условиях возмещения с передачей лежащих на них обязательств, застроенных владений их собственникам (Собр. узак., 1921 г., ст. 410) и передачу арендных прав на застроенные участки, равно как и расширенное пользование правом застройки согласно с основным законом о земле (Собр. узак., 1918 г., ст. 346).

2. Сосредоточивая свои материальные и финансовые сред-ciBa па крупнейших и важнейших государственных предприятиях, Правительство перестало брать на себя остальные предприятия, которые, сгруппировавшись в самостоятельные тре-С1Ы, перешли на коммерческий расчет, или же оно передало us в аренду частным предпринимателям (Собр. узак., 1921 г., п. 313). Особый декрет Центрального Исполнительного Ко-мшета гарантирует прочный характер этих договоров и преду-ехтривает, что они могут быть отменены только судами.

3. Ставя в порядок дня в качестве практической задачи привлечение в Россию, в интересах одновременно как этой мраиы, так и всего мирового хозяйава, достижений техники и материальных средств промышленио развитых иностранных юсударств, Совет Народных Комиссаров декретом от 23 ноя-Прн 1920 г. (Собр. узак., 1920 г., ст. 481) ** обеспечивает имущество концессионеров на все время действия концессионного договора от всякого рода национализации, реквизиции или конфискации и предоставляет им и многие другие преимуще-сша, позволяющие нм беспрепятственно вести свою деятель-iioeib.

4. Восстановление промышленной собственности и вообще ч.к'тиой инициативы в области производства требовало, есте-(пкчпю, восстановления тех же принципов в торговле и

* Постановление ВЦИК о введении в действие Уголовного кодекса К ФП> см Собр. узак. 1922 г., ст. 153. ** См. т, 111,док. № 185.


торговом посредничестве. Ряд декретов Центра тьного Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров отменил запрещение частной торговли и провозгласил полную свободу частных торговых сделок (Собр. узак., 1921 г., ст. ст 149,212, 350).

Для привлечения в торговлю иностранного капитала Центральный Исполнительный Комитет постановлением от 13 марта * («Известия» № 60) предоставляет Комиссариату Внешней Торговли право организовывать, с утверждения Совета Труда и Обороны, русские, иностранные или смешанные акционерные предприятия, имеющие целью приложение иностранного капитала к образованию вывозных запасов в России, к их вывозу за границу, равно как и к ввозу в Россию предметов, необходимых для восстановления народного хозяйства и внутреннего оборота.

5. В целях прочного обеспечения прав новых владельцев промышленных и торговых предприятий, а также устойчивости торговых отношений против всякого незаконного покушения государственных органов или третьих лиц, Совет Народных Комиссаров декретом от 17 октября 1921 г. (Собр. узак., 1921 г., ст. 564) лишает местные органы права производить какого бы то ни было рода реквизицию или конфискацию и устанавливает, что а) реквизиция, как мера чрезвычайная, может устанавливаться исключительно центральной властью, а именно Советом Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров; б) за экспроприированные имущества должно быть уплачено их собственникам в течение одного месяца по средней рыночной цене; в) производство реквизиции и оценка имущества должны совершаться по определенной форме; г) экспроприация частной собственности без возмещения может иметь место только в виде наказания за какое-либо преступление.

Равным образом, с целью обеспечения прочности и устойчивости гражданских и торговых отношений Правительство приступило к установлению кодекса имущественного гражданского права, который в части своей, касающейся обязательств, вытекающих из договоров, уже получил утверждение законодательных органов. Этот кодекс принимает принципы, общепризнанные в этой области гражданскими законами на Западе, и налагает на договаривающиеся стороны, не исключая и правительственные органы, обязательство строго выполнять условия договора и определяет случаи, когда договоры могут быть расторгнуты в судебном порядке. Помимо кодекса относительно обязательств в настоящее время опубликованы: а) устав о векселях простых и переводных, согласованный с принципами гражданского права, выраженными

* См. док № 83.


и Гаагской конвенции от 23 июля 1910 г,; б) закон о торговых товариществах, определяющий способ образования и функционирования коллективных и коммандитных товариществ, а также товариществ акционерных. Закон об акционерных обществах предусматривает учреждение смешанных обществ, в которых паи принадлежат пополам государству и частным лицам. Эти смешанные общества, которые с коммерческим опытом, гибкостью и предприимчивостью частного капитала должны соединять устойчивость и привилегированное положение государственных учреждений, могут в данный момент, когда внешняя торговля составляет предмет государст-пенной монополии, стать могущественным орудием развития ивоза и вывоза. С целью обеспечить соблюдение интересов спорящих сторон и преследуемых лиц Совет Народных Комиссаров принял и представил на утверждение Центрального Исполнительного Комитета законопроект, создающий адвокатское сословие с корпоративной автономией.

В области наследственного права остается в силе принцип, по которому имущество умерших русских граждан (за исключением незначительных состояний, не достигающих 10 000 рублей по стоимости 1918 г.) переходит к государству; следует, однако, отметить, что закон об отмене наследств нисколько не касается иностранцев, поскольку: а) согласно и'ому декрету (Собр. узак., 1918 г., ст. 456) наследство служит прежде всего для обеспечения прав третьих лиц и удовлетворения кредиторов, после чего только имущество покойного становится собственностью государства; б) по отношению к наследованию движимого имущества иностранцев Российское Правительство признает т[ак] называемый] «личный ci а гут», т. е. разрешает законным представителям, диплома-шческнм и консульским, иностранных государств принимать меры к сохранению имущества, оставленного их умершими подданными, равно как и к переходу этого имущества к наследникам по закону или по завещанию в соответствии с законами заинтересованной страны, при условии взаимности.

Таковы общие меры, принятые для точного определения и нпцнты личного имущественного права.

Следует отметить, что законодательные пробелы и отсут-14 пне до настоящего времени в Советской России писаного I рлжданского кодекса нисколько не препятствовали народным судам, действующим в силу декрета Центрального Исполнительного Комитета от 21 октября 1920 г. (Собр. узак., Г>20 г., ст. 407), защищать частные интересы граждан и шр.чждать их от всякого незаконного покушения со стороны их-ударственных органов или третьих лиц. Суды основывали [ион приговоры на своем свободном правосознании и на прецедентах. Доказательством, что отсутствие писаного граждан-Ишп) кодекса не является само по себе препятствием к уста-


новлениям отношений между гражданами на прочной юридической основе, служит Великобритания, не обладающая никаким писаным гражданским кодексом.

Усовершенствование судебного аппарата является предметом забот Советского Правительства, но уже в своем настоящем виде этот аппарат, в лице народных судов, содействует установлению законности и правового порядка, которым иностранцы, подобно русским гражданам, могут вполне доверить защиту своих имущественных прав. Приговоры народных судов, образующих первую инстанцию, могут согласно действующему уставу (ст. 76—82*) быть обжалованы заинтересованными лицами либо по формальным нарушениям, либо по существу перед Советом Народных Судей н подлежат в конечном счете высшему контролю Комиссариата Юстиции (Собр. узак., 1921 г., ст. 97).

Печат. по арх. Опубл в сборн. «Материалы Генуэзской конференции. .», М„ 1922, ар 42.

89. Соглашение [между Правительством РСФСР и Правительством Финляндии о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финляндской границы]

[21 марта 1922 г.]

Нижеподписавшиеся, Член Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Яков Станиславович Га-непкий, действующий по уполномочию Правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и Поверенный в Делах ad interim** Финляндии в Москве Андрей Матвеевич Хаксель, действующий по уполномочию господина Президента Финляндской Республики, заключили настоящее Соглашение в нижеследующем:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Правительство Финляндской Республики, желая предотвратить в будущем случившиеся в последнее время осложнения на границе, решили, согласно п. 20 статьи 9 Наказа Центральной Смешанной Русско-Финляндской комиссии, учрежденной на основании статьи 37 заключенного в Юрьеве Мирного договора ***, поручить означенной Комиссии: обсудить меры, признаваемые необходимыми для обеспечения и сохранения неприкосновенности границ, и войти по сему предмету в соглашение.

* Собр. узак., 1920 г. ** — временный поверенный в делах. *** См. т. Ш, док, № 137,


Составлено и подписано на русском н финском языках в диух тождественных экземплярах по одному для каждой стороны.

Я- Ганецкий А. Хаксель

Москва, 21 марта 1922 года.

И< чат. по арх. Опубл. в "Сборнике .и-иствующих договоров...», вып. III, M . 1922, ар. 60.

90. Памятная записка Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР исполняющему обязанности Британского Официального Агента в РСФСР Грову

22 марта 1922 г. № 306

Народный Комиссариат Иностранных Дел свидетельствует свое уважение исполняющему обязанности Британского Официального Агента и в ответ на его памятную записку за № 44 имеет честь заявить нижеследующее:

Российскому Правительству известно, что ни теория международного права, ни практика международных отношений не устанавливают определенного предела территориальных иод. Для Российского Правительства также ясно, что трехмильная полоса не является в настоящее время общепризнанной, иа что указывает не только практика довоенного времени, но и позднейшие события. Например, в протоколах международной конференции, созванной в октябре 1921 года к Женеве с целью выработки конвенции о неукреплении и ней* I рализации Аландских островов, имеется следующее заявление тальяиского делегата Риччи Бузатти: «Не существует общих, признанных повсеместно международным правом принципов в вопросе о границах территориальных вод, которые государство может определить по своему усмотрению» (см. материалы конференции, стр. 30). Упомянутое заявление не мсгретило никакого открытого возражения со стороны британского делегата.

Французский делегат М. Гу признал трехмильную полосу лишь применительно к данному частному случаю Аландских iK'ipoBOB н добавил, что рассмотрение вопроса о границахтер-рнюриальных вод в общих чертах должно быть отложено до принятия решения международного характера (см. материалы конференции, стр. 31).

На Барселонской конференции, состоявшейся весной Г>21 г., в докладе, представленном подкомиссией, членом ко-кфой с британской стороны был сэр Губерт Левеллнн Смит, (•пдержнтся следующее единодушное мнение подкомиссии: Наконец, по этому вопросу (т. е. вопросу о ширине терри-шрплльных вод) нельзя сказать, что на него распро^


страняется международное право; международным правом признано только, что это — вопрос национальный» (см. отчеты н материалы, относящиеся к конвенции о свободе транзита, стр. 49—50).

Тот факт, что вопрос о границах территориальных вод остается неразрешенным в международном праве, был и продолжает оставаться причиной, почему Российское Правительство не издало общих постановлений относительно всех русских территориальных вод.

Ввиду вышеизложенного Российское Правительство придерживается того мнения, что заявление, содержащееся в ноте Министерства Иностранных Дел от 13 октября 1921 г. на имя г. Красина о том, что «Правительство Его Величества не может ни в коем случае признать какую-либо границу территориальных вод более чем в три морские мили»*, основано на недоразумении. Оно равным образом полагает, что весь вопрос о границах территориальных вод находится в таком неопределенном положении с принципиальной точки зрения, что он не может являться основанием для каких-либо претензий дипломатического характера.

Не считая себя ни в коем случае преемником дипломатии царского правительства, Народный Комиссариат Иностранных Дел считает необходимым обратить внимание исполняющего обязанности Британского Официального Агента на позицию британского кабинета в вопросе о территориальных водах, как она была изложена в сообщении сэра Эдуарда Грея о своей беседе с графом Бенкендорфом в Министерстве Иностранных Дел 22 марта 1911 г., каковое сообщение было вручено Британским Министерством Иностранных Дел русскому послу. В этом сообщении говорилось: «Российское правительство выразило желание подвергнуть этот вопрос рассмотрению на Гаагской конференции и я (сэр Эдуард Грей) уведомил сэра Джорджа Бьюкенена, что мы готовы рассмотреть этот вопрос на международной конференции».

В соответствии с вышеизложенным Британское Министерство Иностранных Дел просило 16 августа 1911 г. своих послов в Париже и Берлине выяснить, «готовы ли соответствующие правительства принять участие в такой международной конференции».

Эти действия Британского Правительства не соответствуют нынешней его политике, сформулированной в уже цитированной части письма Британского Министерства Иностранных Дел на имя г. Красина, в котором заявлялось, что Правительство Его Величества ни в коем случае не может признать какую-либо границу территориальных вод свыше трех морских миль.

* См. т. IV, стр. 307.


Переходя от общего вопроса к конкретному случаю, о котором идет речь, Народный Комиссариат Иностранных Дел считает необходимым заявить, что в связи с отсутствием обязательных норм в международном праве Российское Советское Правительство, не устанавливая общей 12-мильной полосы территориальных вод, считает себя свободным поступить таким образом в отношении северного побережья России со специальной целью охраны русских рыболовных интересов. Опубликованный 24 мая 1921 г. Декрет о рыбной: ловле* касается лишь северного побережья; копии этого Декрета в свое время были направлены всем иностранным правительствам.

Арест траулеров «Магнета» и «Св. Губерт»49 был произведен в полном соответствии с положениями этого Декрета. Вследствие этого Российское Правительство отказывается поддержать какие-либо претензии, основанные на аресте вышеупомянутых рыболовных судов. Равным образом Российское Правительство ие может дать заверения относительно того, что «подобное вмешательство ие будет повторяться».

Постоянное нарушение Декрета от 24 мая 1921 г. со стороны британских рыболовных фирм, находившее себе поощрение в хвастливых заметках в британской прессе о больших выгодах, извлекаемых из этих противозаконных операций, являлось в течение некоторого времени причиной большого беспокойства среди населения, проживах выгодах, извлекаемых из этих противозаконных операций, являлось в течение некоторого времени причиной большого беспокойства среди населения, проживающего вдоль северного побережья, для которого рыболовство фактически является единственным источником существования.

Поэтому Народный Комиссариат Иностранных Дел еще раз обращает внимание Британского Правительства на срочную необходимость сделать британским рыболовным фирмам предупреждение с указанием тех последствий, которым они тебя подвергают, продолжая незаконно производить рыбную ловлю в русских территориальных водах.

Игнат, по арх.

В упоминаемой памятной записке Грова от 15 марта 1922 г. говорилось:

«Исполняющий обязанности Британского Официального Агента свиде-И'.н.ствует свое уважение Народному Комиссариату Иностранных Дел и, il отпет на его памятную записку от 20 февраля относительно британского '^мулсра «Магнета», имеет честь заявить, что это судно было задержана il m 10 милях от берега и никогда не заходило в пределы трехмильной

lllUHlL'hl,

И августе, а затем в октябре прошлого года Министерство Иностранны ч Дел, сообщая Российской Торговой делегации в Лондоне, что оно

По рассмотреть вопрос о выработке конвенции, специально предназна- * См, т. IV, док. № 109. 1Q5 •генной для защиты рыболовства вдоль северного побережья России, заявляло, что Правительство Его Величества ни в коем случае не может признать границу территориальных вод вдоль этого побережья свыше трех морских миль. Правительство Его Величества не может поэтому согласиться с тем, что траулер «Магнета» незаконно ловил рыбу в запретной полосе территориальных вод, и оно должно придерживаться той же точки зрения и в отношении другого британского траулера «Св. Губерт», который, как сообщают, был задержан при аналогичных обстоятельствах и приведен в Мурманск. Поэтому арест этих двух судов может рассматриваться лишь как неоправданное вмешательство в дела британского судоходства, и г. Гров был бы счастлив получить заверение от Советского Правительства, что подобное вмешательство не будет повторяться. Исполняющий обязанности Британского Официального Агента обращается также с просьбой к Народному Комиссариату Иностранных Дел добиться немедленного освобождения траулера «Св. Губерт» и его команды и, кроме того, требует компенсации за любые убытки, вызванные его арестом, а также компенсации владельцам траулера «Магнета», двум спасшимся из его команды и семьям 10 погибших»,