С. В. Иванов В поисках работы. Акв.

Но овладеть навыками в живописи фигуры этой техникой не­обходимо.

Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей спо­собностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую по­верхность,

В гуаши трудно передавать тонкие тональные переходы тела человека, моделировать форму, использовать богатство живописных отношений, ко­торые имеются в натуре. Однако, несмотря многие затруднения в работе гуашью, в этой технике также можно применять разнообразные приемы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать можно только колонковыми кистями или щетинными, но не беличьими.

В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в сме­сях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхно­сти. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении на­турщицы в национальном костюме.

Рассматривая произведения выдающихся мастеров, можно видеть, на­сколько различно использована ими техника гуаши.

Большие возможности представляет работа над живописью фигуры в технике темперы. Преимущество темперных красок перед гуашью состоит в том, что они почти не высветляются при высыхании и имеют звучные цве­та, так как приготовлены на эмульсионных связующих веществах, куда входит масло.

Ввиду того что в темпере разбавителем является вода, эта техника поз­воляет применять многие приемы, свойственные акварели и гуаши, но имеет и свои особенности.

В живописи головы и фигуры хорошо использовать такие приемы, как письмо «по сырому», многослойную живопись, живопись раздельным мазком и технику «а la prima», когда нужно взять цветовые отношения сра­зу во всю силу, решая форму свободными мазками, без расчета на дальней­шую прописку.

Темперные работы обычно отличаются декоративностью живописной трактовки. Это нужно учитывать и в самой постановке, подбирая поворот фигуры, освещение и аксессуары с крупными тональными массами. Темпера позволяет быстро и широко раскрывать в цвете большие участки холста, лаконично, хотя и несколько условно, передавать теневые и освещенные ме­ста предметов, крупные складки одежды и драпировок, а также обобщенно решать фон. В соответствии с этими задачами и размер холста нужно брать не меньше 50х70 см. Кроме того, темперой хорошо работать на картоне и на плотной, натянутой на планшет бумаге.

В начале этюда работу лучше вести без белил, а применять их в конце в смесях для корпусного решения освещенных мест. Живопись темперой позволяет очень убедительно передавать форму при верно взятых цветовых и тональных отношениях. Кисти нужно применять колонковые (как круг­лые, так и плоские) и щетинные. Ввиду сложности этой техники и ограни­ченности времени по всему курсу живописи студентам-заочникам художественно-графических факультетов можно ограничиваться этюдами одетой фи­гуры, так как в живописи обнаженного тела труднее достичь в темпере мягкого соединения тонов в передаче живой формы.

Работая над этюдами в различной технике, основной целью нужно счи­тать передачу натуры, а различные особенности красок художник должен использовать как вспомогательные средства живописи.