Вопрос 4. Первичный учет и отчетность в правоохранительных органах России.
Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, статистических отчетов подчиненных подразделений, а также иных документированных источников.
Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Он осуществляется в соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФКСН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/ 1021/253/780/353/399. Учет преступлений органами внутренних дел охватывает 95 % криминальных проявлений и дает довольно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.
Учетные документыслужат для сбора и систематизации сведений об объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности.
Учетными документами являются статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.
Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек).Для обеспечения формирования государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учета) используются следующие статистические карточки (или документы первичного учета):
- на выявленное преступлений (форма № 1);
- о результатах расследования преступления (форма № 1.1);
- на лицо, совершившее преступлений (форма № 2);
- о движении уголовного дела (форма № 3);
- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);
- о потерпевшем (форма № 5);
- о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6);
- приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения.
Реквизиты статистических карточек (за исключением статистической карточки формы № 6) с письменного согласия надзирающего прокурора могут быть расширены ИЦ дополнительными показателями для отражения специфики субъектов учета.
Приложение к статистической карточке формы № 6 представляет собой выборку показателей из статистических карточек форм №№ 1,1.1,2,5, необходимых для заполнения судьей в случае вынесения обвинительного приговора, вступившего в законную силу, по уголовным деоам частного обвинения, принятым судьей по заявлениям потерпевших или их законных представителей.
Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД-УВД-УВДТ.
В информационных центрах на основе карточек ведутся по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. На основе обработанных карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности о преступности.
Эффективность любой деятельности существенно зависит от качественно-количественных показателей ее информационного обеспечения и быстроты их получения. Поэтому проблеме информатизации различных аспектов правовой деятельности ныне уделяется самое серьезное внимание. Средства быстродействующей вычислительной техники, связи и информатики используются в правотворческой, правоприменительной и правоохранной деятельности.
В компьютеризации правовой деятельности можно условно выделить три группы автоматизированных информационных систем:
- нормативных актов, включающих в себя банки законодательных, правительственных и ведомственных актов, решения Конституционного суда, постановления пленума Верховного суда;
- обеспечивающих оперативно-разыскную деятельность, расследование преступлений, охрану общественного порядка, где в банках данных криминального учета лиц отражены сведения о владельцах оружия и автотранспорта, лиц, разыскиваемых и без вести пропавших, единицах разыскного оружия и т.д.;
- регистрации учета преступлений, лиц, их совершивших, осужденных, заключенных, иной статистической информации о деятельности правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений.
Все эти системы тесно связаны между собой. Они могут формировать свою единую информационно-вычислительную сеть органов внутренних дел.
В настоящее время в России идет создание единой системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел и правоохранительных органов в целом. В МВД внедрено несколько сотен локальных вычислительных сетей и территориально распределенных информационных систем. Создано нескольео тысяч автоматизированных рабочих мест.
Компьтеризация органов внутренних дел внесла коррективы и в обработку статистической информации. Вся технология заполнения и представления документов первичного учета проработана с учетом возможностей их дальнейшей автоматизированной обработки. Ныне учет преступлений и лиц, их совершивших, может осуществляться в учетно-регистрационных подразделениях с использованием средств вычислительной техники и связи. В этом случае показатели документов первичного учета переносятся на магнитные носители с последующей распечаткой введенных данных в форме соответствующих статистических карточек. Документы первичного учета на магнитных носителях немедленно пересылаются для обработки и хранения в информационно-вычислительные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, округов (субъектов федерации).
Публикации статистических данных. Сведения государственной и ведомственной статистической отчетности правоохранительных органов и судов до конца 80-х годов были засекреченными. В настоящее время сняты ограничения на публикацию статистических сведений о количестве осужденных и данных о зарегистрированных преступления.
Открытость статистических сведений о преступности и судимости и их систематическая публикация позволяет широко использовать методы правовой статистики для анализа актуальных криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, пенитенциарных, административно-правовых и иных проблем борьбы с преступностью и правоохранительной деятельности.